В ЕС меняется председатель. Вслед за Испанией этот пост на ближайшие полгода занимает Бельгия.
1 июля для Брюсселя – ответственный день. Там пройдут мероприятия, посвященные вступлению Бельгии на пост председателя Евросоюза. Впрочем, особых торжеств не будет. После состоявшихся 13 июня досрочных парламентских выборов, результаты которых окрестили «политическим землетрясением», формирование бельгийского правительства затянулось на неопределенный период. Ожидается, что новый кабинет сформируют четыре партии, причем основными будут сепаратисты из Фландрии и социалисты из Валлонии. Впервые на федеральных выборах победила партия, призывающая к постепенному разделению Бельгии.
Все это, разумеется, негативно отражается на восприятии Бельгии как рулевого в ЕС другими европейцами. Уходящий в отставку бельгийский премьер-министр Ив Летерм и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу всячески стараются сгладить неловкость, связанную с председательством Брюсселя. Летерм пытался убедить журналистов, что вакуум власти не страшен: «Нужно дать больше свободы действия европейским институтам власти: были обновлены парламент и комиссия, избран постоянный президент Европейского совета – пусть действуют по-настоящему общие институты».
Баррозу, отвечая на вопрос, не тревожит ли его, что Евросоюзом будет руководить по сути застрявшее на выходе правительство, ответил: «С этим правительством я могу работать точно так же, как если бы оно только что принесло присягу».
Оба не скрывают, что впереди у Бельгии – многочисленные и трудные вызовы, в том числе выход из кризиса и профилактика экономических потрясений, финансовое выживание, климатические изменения. Объем предстоящей работы и размах бюрократических традиций в Евросоюзе иллюстрирует такой показатель: за время своего председательства Бельгия должна будет организовать более 3 тыс. различных форумов, совещаний, собраний, конференций, встреч. Стагнация экономики, безработица, дефицит бюджетов, слабый евро – все эти проблемы будут стоять на повестке дня запланированных на следующее полугодие мероприятий. На практике это выльется в создание новых структур по надзору за финансовыми рынками и рейтинговыми агентствами, формирование экономического правительства ЕС, организацию общеевропейского стабилизационного фонда и т. д.
Еще один вопрос, который предстоит решить на волне экономического кризиса, – возможное членство в ЕС Исландии. Добиваться вступления в Евросоюз и зону евро это небольшое островное государство стало после того, как из-за финансового кризиса оказалось перед угрозой дефолта. Кстати, наведение порядка в финансовой сфере и выполнение обязательств перед зарубежными вкладчиками разорившихся исландских банков – одно из центральных требований ЕС к этому кандидату.
Что касается России, то Брюссель продолжит переговоры с Москвой о новом базовом соглашении о партнерстве. Ему достанется в наследство и весь груз проблем, связанных с энергодиалогом Россия–ЕС, в том числе война трубопроводов и противоречия по Энергетической хартии. От решения этих проблем будут зависеть и переговоры по базовому соглашению. Так, несмотря на позитивную оценку сторонами хода переговоров по этому вопросу, сроки заключения соглашения остаются неопределенными во многом из-за того, что ЕС увязывает с ним ратификацию Россией Энергетической хартии. Кроме того, не секрет, что в Евросоюзе сформировалось так называемое балтийской ядро из новых членов, с которыми у Москвы наиболее проблемные отношения и которые неоднократно блокировали переговоры по новому соглашению.
Сумеет ли Брюссель продвинуть эти переговоры – вопрос в большой степени политической воли. Что же касается тональности бельгийского председательства, то вероятнее всего, она будет нейтральной, в том числе и по отношению к России. Ведь позиция этой страны по проблемам, возникающим у России и ЕС в различных сферах, никогда особо не выделялась на фоне мнений других членов объединенной Европы.
Любопытно, что более чем за год до начала председательства в ЕС Польши (оно стартует в июле 2011 года. – Ю. П.) делегация из Варшавы уже прибыла в Брюссель для детального обсуждения приоритетов своего руководства. Среди основных направлений польского председательства – укрепление энергетической безопасности и реализация самостоятельной оборонной политики. Глава МИДа Польши Радослав Сикорский считает, что ЕС должен стать действенной боеспособной структурой. На этом направлении Польша намерена тесно сотрудничать с Венгрией, которая будет руководить Евросоюзом с января по июль будущего года. Похоже, что в отличие от Брюсселя Будапешт и Варшава желают сделать свое пребывание у руля Европы образцовым.
Юрий ПАНИЕВ