Оказавшийся на ШЕСТОМ месте списка Forbes ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ НЕФТЕХИМИИ поднялся по сравнению с 2009 годом сразу на 15 позиций
В июньском номере русскоязычного Forbes обнародован третий ежегодный рейтинг лучших городов для бизнеса в стране. Для того чтобы составить итоговую тридцатку best of best, были проанализированы 103 города с населением от 150 тысяч человек, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, городов Московской и Ленинградской областей и Северного Кавказа.
Оказавшийся на 6-м месте списка Forbes, Омск поднялся по сравнению с 2009 годом сразу на 15 позиций. А в категории «инфраструктура для бизнеса» он вообще получил первое место в списке российских городов. За счет чего Омск совершил столь стремительный рывок наверх?
На сайте правительства Омской области тут же с гордостью сообщили, что на оценку экспертов Forbes повлияли заявленные региональным правительством планы и активная реализация проекта по созданию в Омской области кластера новых промышленных предприятий. Планируется, что крупнейшим среди них будет завод по производству полипропилена, 40% продукции которого предназначено для экспорта. До 2013 года в проект планируется инвестировать более $1,5 млрд. В Омске также планируется ввод завода по глубокой переработке зерновых культур, целлюлозно-бумажного комбината и запуск производства поликристаллического кремния.
Более 60% промышленного производства в Омске приходится на ?нефтехимию. Их обеспечивает Омский нефтеперерабатывающий завод «Газпромнефть», второй по объемам производства в России. Кризис мало повлиял на работу крупнейшего в городе предприятия. На заводе запущена дорогостоящая программа модернизации.
Постоянный представитель России при Евразийском экономическом сообществе Евгений Михайлов уверен: причина попадания в «десятку» проста. По данным Forbes, девиз которого «Инструмент капиталиста», в Омске самые низкие тарифы за подключение к электросетям — в среднем 205 рублей за один кВт мощности. Да еще и дешевые офисы: всего 350–400 рублей за аренду одного квадратного метра в месяц.
Годом ранее на первом месте по дешевизне подключения и прочему был Новосибирск, а Омск занимал по инфраструктуре второе место. Нынче столица Сибирского федерального округа хотя и осталась в итоговом рейтинге пятым городом по удобству для бизнеса, но теперь не за счет инфраструктуры, а из-за показателей «деловой климат» и «устойчивость к кризису».
На создание бизнес-среды в регионе нацелено и образование: в Омской области действуют восемь студенческих бизнес-инкубаторов (ОмГУ построил отдельное здание для инкубатора), вузы создают малые предприятия. Омский региональный бизнес-инкубатор – это современный офисный комплекс, расположенный в центре города, общей площадью 3000 кв м. В Омском университете открыто 6 малых предприятий, которые уже сегодня имеют договоры с заказчиками. Эксперты подчеркивают, что вклад студентов и аспирантов в общий объем выпуска инновационной продукции является весомым уже сегодня: по оценкам регионального министерства экономики, объем отгруженной инновационной продукции по итогам 2009 года составил около 6 млрд рублей. Специалисты отмечают, что «стороны намерены проводить совместную работу по привлечению студентов, аспирантов и молодых ученых к процессу создания, разработки и реализации наукоемкой продукции и технологий, содействовать в реализации совместных инновационных проектов».
Региональный бизнес-инкубатор подписал соглашение о создании консорциума «Инновационные технологии бизнеса», в состав которого вошли Омский региональный бизнес-инкубатор, Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства, инновационная бизнес-группа, Профессиональное училище № 58, агентство по рекламно-выставочной деятельности и компания «Промышленные технологии». Объединение будет заниматься поиском и формализацией инновационных проектов, организацией финансирования изготовления (доведения) промышленных образцов, а также выводом на рынок новой продукции.
«Малое предпринимательство – это сектор экономики, который может и должен присутствовать во всех сферах хозяйственной деятельности, – считает губернатор Омской области Леонид Полежаев. – В 2010 году объем финансовых вливаний в малый бизнес, в том числе в рамках совместного кредитования, должен составить 1 млрд 200 млн рублей. Субсидии, гарантии, гранты и микрофинансовые займы не только сохраняются на следующий год, но и выводятся на уровень поддержки более 1000 бизнес-проектов. Прежде всего инновационных, производственных, а также проектов молодых предпринимателей».
Тем не менее есть и факторы, сдерживающие развитие города. Так, в тридцатке лидеров Омск занимает предпоследнее, 29-е место по покупательной способности населения. Низкая платежеспособность омичей отнюдь не мешает открывать в городе федеральные бренды: «Ашан», «Оби» и другие. Правда, рассказывают, что их собственники несколько разочарованы торговым оборотом омских магазинов. Однако с такой динамикой развития в городе неизбежно появятся обеспеченные люди, которые могут вывести город в первую тройку лучших для бизнеса городов России.
Сергей КУЗНЕЦОВ