Что такое Центральный Банк России? Для чего он необходим в нынешнее время для экономики России? Роль и функции ЦБ РФ в текущем моменте времени? Эти и аналогичные вопросы неизбежно, постоянно возникают у любого российского экономиста, у любого участника финансового рынка России. При этом, крайне редко можно увидеть в печати или в научном издании реакцию профессионального российского финансового экономиста положительно характеризующего деятельность ЦБ РФ для, собственно, РФ. Практически все экономисты и всегда в своих статьях комментируют вредную пагубную роль ЦБ РФ, которую несет ЦЬ РФ для экономики РФ. Число таких публикаций огромно. Причем, все публикации, описывающие те или иные события и мероприятия, проводимые ЦБ РФ – правы. ЦБ РФ не оказывает практически никакой положительной роли для развития экономики РФ в текущем моменте времени.
Чтобы прекратить популистские лозунги «О наведении порядка в ЦБ», «О принуждении ЦБ и Главы ЦБ выполнять те или иные необходимые для России решения», необходимо четко и здраво знать саму суть роли ЦБ.
Речь идёт не столько о ЦБ РФ, как финансовом регуляторе, подведомственной структуре Министерства Финансов РФ, а столько о следующем: о ЦБ РФ, как финансовом участнике рынка международных финансов, глубоко (необратимо) в него интегрированном.
Ответ комплексный на «Оптом все вопросы о ЦБ РФ» есть. Ответ тривиален.
Но для того, чтобы этот ответ дать, необходимо знать или напомнить важное – необходимые базовые реперные точки, на которых и основывается в своей ежедневной работе ЦБ РФ.
Главный репер – «Банк Международных Расчётов» / «Bank for International Settlements (BIS) / Bank für Internationalen Zahlungsausgleich (BIZ).
Банк Международных расчётов
Банк международных расчётов был создан в 1930 году на основе Гаагского соглашения центральных банков 6 государств (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции и Японии) для проведения расчетов по выплате репараций с побежденной в годы Первой мировой войны Германией и контроля с целью недопущения милитаризации Германии вновь. Размещена штаб квартира банка в Базеле (Швейцария). В период создания БМР США не могли участвовать в банке, так как не имели прав на получения репарационных платежей с Германии. США вошли в БМР посредством участия частных американских банков во главе с банкирским J.P. Morgan.
Милитаризация Германии произошла не прямым, а косвенным образом. Для проведения расчетов получили особенно широкое применения экономические инструменты – «Векселя». И Германия была милитаризирована с помощью финансовых инструментов «Векселей». Для цели проведения вексельного оборота было специально создано общество «Металлургическое научно-исследовательское общество» сокращённо — МЕФО (MeFo, MEtallurgische FOrschungsgesellschaf), в состав участников Общества вошли Siemens, Gutehoffnungshütte, Krupp и Rheinmetall. Само государство Германия не выделяло на деятельность МеФо свои деньги, подчеркивая, что Общество не является государственной структурой. На самом деле МЕФО не вело экономической деятельности, не имело существенного собственного капитала, не создавало необходимых финансовых резервов. Аппарат руководства Обществом состоял из представителей министерства обороны и Рейхсбанка. Авалировало векселя МеФо само Государство. Общество выполняло главную функциональную роль – осуществяло расчеты между хозяйственными предприятиями Германии, работающими на восстановление разрушенного военного ведомства и способствовавшими милитаризации Германии. Интерес работы МеФо представляет громадная практика вексельного оборота: среднее количество индоссаментов за период обращения одного векселя достигало 1000.
БМР проводил расчеты по репарациям. Основную свою функцию, а именно: контроль над несозданием новой, возрождённой, финансовой системы Германии, способной провести милитаризацию экономики – не выполнило. Но, при этом, банк получил практику учёта международных расчётов и коммуникации с центральными банками на тот период времени топ экономик стран Европы.
В годы Второй мировой войны БМР продолжал сотрудничать со странами антигитлеровской коалиции (Франции, Великобритании и США). При этом, Банк активно сотрудничал и проводил расчёты с фашистскими странами (Германия, Италия). Фашистская Германия не имела возможности для приобретения продукции воюющих с ней стран напрямую, не имела для этого достаточного количества валюты. Для выполнения цели оплат фашистской Германии за приобретаемые продукты и товары, БМР обменивал золото нацистов на свободно конвертируемую валюту, на которую проводили сделки в нейтральных странах. Золото фашисты получали из концлагерей, использовали золотовалютные запасы захваченных ими стран Европы.
Вскрывшиеся факты прямого сотрудничества БМР с фашистской Германией должны были ликвидировать сам банк, этот вопрос обсуждался на Бреттон-Вудская конференции и даже было принято решение о ликвидации БМР, но банк уцелел, прежде всего благодаря мощному финансовому американскому лобби – участникам банка (Морганы, Дюпоны), которые не могли себе позволить упустить получения дополнительной прибыли.
После войны БМР осуществлял финансовую часть плана Маршалла.
60 – 70 годы БМР постоянно и существенно расширял сферы своего влияния, его агентами стали международные организации Европейского объединения угля и стали, Международного Красного Креста, Всемирного почтового союза.
БМР стал осуществлять функции финансового агента МВФ, Всемирного банка, МБРР.
Выполнение банком «простой» роли платежного агента, осуществляющего как, собственно, платежи, так и учитывающего, в целом, коммуникации контрагентов (функции центрального клирингового агента), Банк постепенно стал интегрироваться в саму систему установления банковских норм и самих правил осуществления этих операций.
К середине 80х годов 20 прошлого века БМР являлся уже существеннейшим звеном мировой финансовой системы и имея возможность влиять на принятие тех или иных норм и правил, регулирующих саму банковскую сферу, Банк инициировал проведение ряда конференций, результатом которых явились так называемые «Базельские соглашения»: рекомендации центральным банкам стран участников БМР на тему «Как правильно финансовым структурам этих стран строить саму свою финансовую систему».
В современной истории выделяется три основных этапа этих «Базельских соглашений»: Базель1 (положения утверждены в 1988), Базель2 (положения утверждены в 2004), Базель3 (положения утверждены в 2010-2011). Каждое из положений этих «Соглашений» являлось следствием и развитием предыдущих «Соглашений». Имело цель всё более и более контролировать финансовые сферы стран участников путём установления нормирующих норм и правил регулирования.
Каждое новое соглашение являлось необходимостью, так как отрабатывало последствия предшествовавших утверждению новых «Соглашений» мировым финансовым кризисам.
К середине десятых годов в сферу финансового регулирования стал внедряться «искусственный интеллект», которому всё более поручались отдельные звенья финансового контроля и финансового мониторинга. Искусственное внедрение «Искусственного Интеллекта» в системы управления и принятия решений БМР привело к возможности участия ИИ в установлении нормирующих правил деятельности центральных банков стран участников наряду с аппаратом «Человеческого управления Банком». События примерно паритетного управления Банком искусственного интеллекта и человека сложились к 2018 году. С февраля 2022 года Банк фактически регулирует свою собственную деятельность и финансовую деятельность стран – участников банка без права и без возможности участия в ней и без возможности корректировки решений, принимаемых искусственным интеллектом, управляющим Банком, человеком – руководителем Банком.
Более подробно об этой крайне важной функции текущего момента времени:
- Именно участники БМР, прежде всего «Американского крыла» пролоббировали внедрение в систему управления Банком искусственного интеллекта. Причем, наверное, будучи уверены в своей непогрешимости: американское лобби внедряло ИИ в систему управления и регулирования Банком так, что, как им казалось, эти решения ИИ были единственно верными и им были обязаны следовать.
- В настоящее время человеческий фактор не имеет возможности влиять (корректировать, отменять решения, принятые ИИ или вводить решения, которые ИИ вообще не рассматривал) на любые решения ИИ в БМР.
К чему это привело – к финансовому коллапсу стран с неустойчивой финансовой системой. К страшнейшим финансовым кризисам в Англии, Франции, Германии, Италии, Испании, Соединенных Государств Америки, странах БеНиЛюкс.
Страшнее состояния финансовой системы «Ведущих экономических стран/держав мира» может быть только их государственный дефолт. Вопрос не в том «Будет ли государственный дефолт топ «ведущих» стран или не будет», а «Когда будет объявлен этот дефолт официально».
Почему так? А потому, что системой, защитой «на подкорку» искусственного интеллекта БМР, управления и выдачи рекомендаций и были зашиты алгоритмы правильного учёта данных, ПРАВИЛЬНОЙ выработки алгоритмов регулирования финансовых системы стран – участниц, выдачи полученных расчётным путём, учитывающим объективные данные в состоянии реального сектора экономик стран – участников БМР, о размере эмиссий национальных валют и т.д.
О размере эмиссий. Эмиссия национальной валюты в наличной и безналичной формах в совокупности составляет и равна денежному агрегатору М2.
По состоянию на 1 сентября 2025 года он составил 121,6 трлн рублей. То есть: масса всех денег России, включая ВСЮ наличную денежную массу, остатки на ВСЕХ рублёвых счетах ВСЕХ организаций, все срочные депозиты, размещенные в банках в рублях РФ составляют 121 триллион рублей (https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/dkfs/monetary_agg/) или по курсу ЦБ РФ по отношению к доллару Соединенных Государств Америки (по состоянию на 01.09.2025 составила 80,33 рубля РФ к 1 доллару СГА) равно 1,5 триллиона долларов СГА.
Денежный агрегатор М2 совокупно денежному агрегатору М2 всех стран мира составляет около 280 триллионов долларов СГА. Именно БМР дает прав и отнимает право Центральных и Национальных банков ВСЕХ стран мира на эмиссии своих национальных валют, либо, наоборот, на вывод денежной массы из национального оборота (указание на деэмиссию). БМР делает данную процедуру (Эмиссия/деэмиссия) из «Благих побуждений», для прямого балансирования мирового торгового баланса. Соответственно, в то время, за тот период времени, ИИ «видит»/анализируя состояние национальной экономики – БМР (ИИ БМР) даёт указание Центральному банку на проведения эмиссии национальной валюты и, наоборот, когда ИИ видит ухудшение экономических показателей отдельно взятой экономики – даёт указание на проведение деэмиссии.
И в заключении этой части: кто является прямым участником Банка Международных Расчётов: 63 центральных банков стран с топ экономикой (ВВП более 95% мирового ВВП) составляют 75% уставного капитала, а частные лица и крупнейшие частные банки составляют остальные 25% уставного капитала.
63 ЦБ — это все Центральные Банки всех крупнейших стран мира. Все 63 центральных банка, являясь участником Банка Международных Расчётов, не имеют права нарушать те нормы и правила, которые регламентирует БМР.
«Неподчинение» страны участника нормам и правилам БМР грозит ей серьёзными наказаниями.
Выход из состава стран-участников БМР приведёт к проведению утилизации финансовой системы страны, решившейся на выход.
Центральный банк Российской Федерации
Банк России, как представитель Российской Федерации, является одним из учредителей БМР и владеет акциями банка в размере 0,57% уставного капитала БМР, войдя в уставный капитал БМР 27 июля 1996 г.
Размер доли ЦБ РФ в уставном капитале БМР примерно, с относительными погрешностями, коррелирует с долей агрегатора М2 всей денежной массы России (без её «широкого понимания»), а именно: доля денежного агрегатора М2 рубля РФ официально по состоянию на 01.09.2025 г. составляет 1,5 трлн в эквиваленте долларам СГА, при расчёте объема денежной массы исходя из доли ЦБ РФ в уставном капитале БМР (0,57%) в совокупном денежном агрегаторе всех стран мира (280 трлн долларов СГА) составляет 1,596 трлн долларов СГА. Разница данных (факт в 1,5 трлн против теоретически расчетного показателя в 1,596 трлн является арифметической погрешностью и разницей в применяемых методиках расчётов некоторых стран своих собственных агрегаторов М2).
Исходя из выстроенной коммуникации всех центральных и Национальных банков стран мира с БМР выводов основных два (для понимания возможности или невозможности для проведения автономной от мнения БМР финансовой политики государства):
- БМР полностью контролирует всю финансовую систему любой страны мира. Почему? Потому что и именно так и именно к этому выстраивалась система мирового контроля над финансами всех и отдельно взятых стран мира (регулятивные методики и тд);
- БМР и именно БМР расчетным (аналитическим) путём решает и выдаёт рекомендации центральным/Национальным банкам мира о проведении ими той или иной эмиссионной/деэмиссионной политики.
Эти два пункта отвечают сразу на все вопросы, касаемо «самостоятельности» Центрального банка при проведении им своей регулятивной политики.
Вопрос: «Возможно ли проведение самостоятельной финансовой политики центральным банком «Суверенного» государства, не учитывающей и не ориентирующейся на мнение БМР»?
Ответ: «Нет!»
Вопрос: «Почему это не возможно?»
Ответ: «Потому, что именно так выстроена мировая финансовая система. И выхода какого либо центрального и национального банка из мировой финансовой системы, которую и контролирует Банк Международных расчетов нет».
Это общие базовые данные, касающиеся всех стран мира и всех финансовых систем всех стран мира.
Теперь к Центральному Банку Российской Федерации.
ЦБ РФ глубоко интегрирован в систему БМР. Необходимо учитывать факт того, что экономика РФ не по статистическим данным, рассчитываемым по экономическим методичкам, написанным либеральными экономистами западных стран, а по факту самой экономики является крупнейшей экономикой мира. Не учитывать это нельзя. Без принятия во внимания экономики России и её степени влияния на любую экономики любой страны мира нельзя.
ЦБ РФ, именно будучи глубоко интегрированной в систему БМР, обязан выполнять распоряжения БМР.
На самом деле эта глубочайшая зависимость не носит никакого отрицательного характера, наоборот, БМР даёт право и даёт четкую привязку к собственным авуарам, являющимся залоговой массой для проведения эмиссий национальных валют, для проведения полноценной (обеспеченной) эмиссии национальной валюты – рубля РФ. В данном контексте необходимо чётко понимать то, что проведение обеспеченной эмиссии рубля РФ, именно обеспеченного собственными авуарами БМР, в объеме эмиссии, рекомендованном БМР, не даёт никаких инфляционных всплесков.
Искусственный интеллект, внедренный в систему управления БМР, даёт именно такие рекомендации в пользу ЦБ РФ.
И вот именно в этом моменте и происходит основная дилемма текущей ситуации Центрального Банка России: с одной стороны – ЦБ РФ обязан принять залоговые авуары БМР и провести дополнительную эмиссию рубля РФ для развития национальной экономики (обращаю внимание – не на фондовый рынок рекомендация, а на развитие «материальной части» экономики), с другой стороны – «Руководство» ЦБ РФ не может выполнить рекомендации искусственного интеллекта, фактически управляющего БМР, на дополнительную эмиссию рубля РФ.
Небольшое, но крайне важное отступление: БМР за последние 4 года ужесточает и обязывает проводить деэмиссию национальных валют практически всех западных стран мира. Причина состояния финансовых систем этих стран именно в этом и является прямым следствием прямых запретов на эмиссию национальных валют этих стран. Настоящие ли доллары США ходят по миру в тысячах паллет? Конечно же, настоящие, так как они отпечатаны правильным образом. При этом, доллары, находящиеся в этих паллетах не введены в систему учёта долларов США Банком международных расчётов, следовательно являются внесистемными. Западные страны, согласно и в чётком соответствии с прямыми на то указаниями Искусственного Интеллекта БМР обязаны резко прекратить все неправильные действия и привести собственные бюджеты в балансовое, равновесное, состояние. И воля руководства этих стран выполнять распоряжения БМР о приведении в чёткое соответствие реального состояния финансовых систем их стран к правильному финансовому (равновесному, балансовому) состоянию.
И вновь возвращаясь к ЦБ РФ.
Дилемма выполнить рекомендации имеет последствия, вполне очевидные и легко прогнозируемые. Предполагаем, что ЦБ РФ принимает залоговые авуары БМР и на их основе проводит полноценную дополнительную эмиссию рубля РФ. А по рекомендациям БМР размер дополнительной эмиссии значительно превосходит 2 триллиона долларов СГА, что более чем на 100% позволит обеспечить оборотной денежной массой реальный сектор экономики РФ. ЦБ РФ проводит дополнительную эмиссию, а ни одна страна на Западе не имеет права этого делать (рекомендации БМР). Что далее? Что и как будет в мире международных финансов?
А ничего не будет. Точнее – не будет никаких экономик мира, кроме экономики России… И ещё, возможно, некоторых стран мира, находящихся в аналогичном Российской финансовой системе, статусе. Просто экономик других стран мира не будет. Нет экономики — нет государства.
В перспективе в мире останется экономика России, усиленная некоторыми, аналогично построенными, экономиками некоторых других (не западных, конечно же) стран мира.
А вот может ли быть именно так?
С точки зрения БМР — да.
С точки зрения ЦБ РФ — нет.
А теперь возвращаемся к вопросу, вынесенному в заголовок статьи: а может ли ЦБ РФ выполнять и проводить самостоятельную финансовую политику?
Ответ: НЕТ.
Как глубоко интегрированный в системы мировых финансов, учитываемых БМР – нет.
При этом, в случае, если ЦБ РФ примет и выполнит рекомендации БМР текущего момента времени, то будет необычайно резкий всплеск и экспоненциальный рост всех отраслей экономики РФ.
