Генеральный директор медиагруппы «Большая Азия» Александр Лебедев рассказал о «развороте на Восток», о ценностных ориентациях, о Черноморском флоте и о личных убеждениях.
– Что Вы думаете о БРИКС?
— В 2015 году В.В. Путин выступил с идеей формирования большого Евразийского партнёрства. БРИКС – площадка, созданная не в противовес чему-то, а для того, чтобы сформировать собственную систему политических, экономических, культурных и прочих отношений между государствами. Есть большая вероятность привести все эти страны к единой системе ценностей по отношению к миру, отношению к человеку. Должен возникнуть общий знаменатель в этих понятиях. БРИКС – это попытка лидеров государств создать новый центр кристаллизации политики, культуры, экономики.
– Почему только сейчас начали так остро поднимать тему ценностей на государственном уровне?
— Мы транслируем миру, что мы ковчег традиционных ценностей. Однако, у стран БРИКС национальный, религиозный, культурный базисы разные. Наверное, единственная у нас пока общая ценность – это семья. Самое главное – поиск этих самых ценностей, объединяющих всех нас. По конституции наше государство не может иметь господствующей идеологии. Нам нужно менять всю конституцию, а не отдельные её части, так как мы вошли в точку создания нового государства. Как было раньше, уже не будет. Вопрос формирования ценностного основания деятельности человека и государства – он основной, это и есть идеология. Как пример, у каждой корпорации формируется своя корпоративная культура или, другими словами, идеология – набор смыслов и отношений.
Убрали из Конституции СССР шестую статью. А шестая статья являлась стержнем общества и звучала она так: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооружённая марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придаёт планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР «.
Нашей стране нужен единый идеологический путь. Без стратегии невозможно определить тактику. Идеология – это стратегия!
«Когда человек принимает решение в реализации собственных замыслов, он должен понимать, что путь будет всегда тернистым»
– Расскажите больше о себе нашим читателям, как произошёл Ваш переход от военнослужащего в сферу мультимедиа.
— Я родился в счастливое и уникальное время, в 1961 году, когда при мне менялась страна. Закончил специальный факультет управления ядерными реакторами, а затем и философский факультет, и теперь мне легко общаться и с «физиками», и с «лириками». Когда служил на Черноморском флоте, я обратил внимание на то, что в Севастополе нет информационно-идеологических инструментов, которые бы укрепляли позиции российского флота. Я решил создать свои информационно-идеологические инструменты и начал с создания фильма о Ю.М. Полякове. Далее к нам приехали представители федерального канала. Зная о том, что у нас всегда что-то происходило, оставили мне камеру для съёмки этих материалов. Через три месяца я выдал свой первый серьёзный репортаж и так освоил новую профессию. В эту деятельность я пришёл поздновато, уже капитаном третьего ранга. Создал штатное видеоприложение к газете «Флаг Родины».
В 1999 году получал звание капитана первого ранга уже будучи заместителем главного редактора газеты «Флаг Родины». Сначала я создал видеоприложение к флотской газете. В 2000 году создал первую телерадиокомпанию в Вооружённых силах, которая функционировала по штату самостоятельной воинской части. Всё было очень сложно, работали со всеми центральными российскими и украинским каналами, таким образом полностью монополизировали информационную работу в Севастополе.
В 2003 году меня пригласили в Москву проконсультировать руководство по вопросу создания канала для Министерства обороны, так как я уже имел богатый опыт и знал все процессы «изнутри». И так мы начали создавать медиагруппу «Звезда».
– Сейчас уже можете сказать, что Ваша инициатива по созданию информационно-идеологических инструментов была успешной?
— Конечно, и я скажу больше, эти инструменты стали важнейшим фактором для политиков, кто отстаивал Севастополь. Надо отдать должное Ю.М. Лужкову и всему командному составу, который отстаивал Севастополь. Если бы не сохранили Черноморский флот, никакого Крыма у России бы не было, так как не было бы основания зайти в Крым. Соглашение о базировании нашего флота в Крыму было подписано в 1997 году, наша страна платила аренду за точку базирования, за присутствие нашего флота. А наличие флота оставляло у севастопольцев надежду «возвращения домой».
Ю.М. Лужков построил в Севастополе школу, жилой комплекс, который до сих пор называется «Лужники», филиал МГУ им. М.В. Ломоносова, но самое главное – это то, что Юрий Михайлович сохранил корабли и людей.
В 1997 году материальная база флота была разрушена, оставалась только идеология, которую надо было поддерживать. Была газета, телецентр, российский идеологический подход – все это было очень серьёзным подспорьем для власти, которое на сегодняшний день ещё недооценено. Мы успешно работали и нашу работу видели, поэтому меня и пригласили в Москву.
– Из Ваших рассказов следует, что у Вас всё всегда складывается легко, так ли это на самом деле?
— Вообще не бывает таких моментов, когда всё получается — и финалы не всегда успешные, и проблем много. Вообще всё очень тяжело. Всегда борюсь за то, что я считаю важным. И ошибки бывают, все имеют право на ошибку. Я всё время учусь у профессиональных и позитивных людей. Обращаешься к мировой истории – и становится ясно, что у людей, которые делают что-то позитивное, никогда не бывает лёгкого пути. У них всегда есть враги, проблемы. Конечно, хочется иметь больше единомышленников.
«Мой железный принцип: никогда не делаю того, что не понимаю»
– Какие личные качества помогли Вам стать тем, кем Вы сейчас являетесь?
— Любовь к жизни. Я достаточно целеустремлённый, некоторые говорят, «упёртый». «Вижу цель — не вижу препятствий» – это про меня. Благодарю свою семью за поддержку, люблю свою Родину, люблю людей, которые живут в нашей стране. Главное качество, которое мне помогает – это моя убеждённость и понимание того, что я делаю. Мой железный принцип: никогда не делаю того, что не понимаю. Есть старый принцип у подводников: «Знаешь, что делать – делай быстро, не знаешь – не делай ничего». Это очень важно. Когда человек принимает решение в реализации собственных замыслов, он должен понимать, что путь будет всегда тернистым.
«Наше объединение с Китаем – это «ужасный сон» для англосаксов»
– И почему все-таки Восток?
— История политического диктата всегда была, есть и будет. Государство Ватикан до сих пор формирует мировую повестку и влияет на неё. Россия – самое большое государство в мире по территориальному признаку и по природным ресурсам. Наше объединение с Китаем – это «ужасный сон» для англосаксов. Когда мы «топим» за Китай, разворачиваемся на Восток – это мы делаем, прежде всего, для себя, для России. Я абсолютно убеждён, что разворот России на Восток и создание мощного союза не только с Пекином, но и с другими государствами Азии – это будущее России.
Мы вообще очень плохо знаем свою историю, к сожалению, особенно последние тридцать лет, и очень плохо понимаем, что наша страна, все её успехи и большие достижения происходили, когда её политика была многовекторной.
Пришло время сменить и медийную парадигму – мы создали канал «Большая Азия». Что такое «Большая Азия»? Это больше, чем Евразия, это большая азиатская повестка. У каждого государства есть своя азиатская повестка и вот формирование «Большой Азии» – это формирование большой азиатской повестки, идеологии в противовес англосаксам. Для нашего канала нет понятия «дружественная» или «недружественная» страна – мы пытаемся смотреть за горизонт. Мир развивается, к сожалению, через негативный сценарий, а было бы лучше, чтобы он развивался через позитивный. Мы частный проект, без государственного участия, что позволяет нам быть более мобильными и наш вектор – это позитивная азиатская повестка.