Промышленность является основным двигателем роста и развития экономики страны. Химическая отрасль — её локомотивом.
После ввода санкций, Правительством страны была утверждена стратегия импортозамещения, которая стала одним из наиболее приоритетных направлений её деятельности. За 10 лет была проделана большая работа по данному направлению, разработано много инновационных технологий, запущены высокотехнологичные производства.
Для поддержки имеющегося темпа развития промышленности будет запущен Национальный проект «Новые материалы и химия», в рамках которого одним из крупнейших станет федеральный проект «Развитие производства химической продукции». До 2030 года он предполагает создание более 150 производств в рамках 23 производственных цепочек и формирование промышленных экосистем.
В целях реализации данного проекта Минпромторгом России совершенствуются имеющиеся меры поддержки и разрабатываются новые, способствующие ускоренному созданию высокотехнологичных производств критически важной для страны продукции.
Председатель правления компании АО «ФАРУС», инициатор и инвестор проекта по строительству завода высших жирных спиртов Фаттахов Линар Фаритович поделился мнением о необходимых мерах поддержки в рамках реализации федерального проекта «Развитие производства химической продукции».
— Что, по Вашему мнению, сдерживает развитие промышленности и что необходимо сделать, чтобы Россия стала технологической державой?
— В первую очередь, развитие промышленности невозможно только в кооперации бизнеса и государства. В основе любого промышленного процесса лежит технология, разработанная учёными. Наука – это фундамент развития промышленности, и именно она должна отвечать за разработку критически важных для страны технологий. И поэтому государство, в первую очередь, может ставить задачу по укреплению технологического суверенитета перед научными институтами: они должны создать технологии всех важнейших для страны продуктов, в особенности, тех, без которых будет невозможно стабильное функционирование промышленности.
— Заинтересован ли бизнес в разработке технологий?
— Безусловно. Но скажем откровенно, что основная задача бизнеса – получение прибыли. К сожалению. Именно поэтому основные игроки в нашей отрасли вкладываются только в те технологии, на основе которых может быть построено только рентабельное производство. Как результат, множество технологий не начинают даже разрабатывать, а они в действительности очень нужны. В этом и кроется коренное отличие бизнеса от науки. Из этого следует, что именно наука должна быть ответственна за создание технологий и ей уже определять ответственного бизнес-партнёра, способного масштабировать технологию до производства.
— А что делать с теми технологиями, которые крайне важны для промышленности, но создание производств на их основе является экономически не выгодным для бизнеса?
— На мой взгляд, в случае стратегической значимости предприятия, но его нерентабельности есть два пути решения. Первое: Государство поручает крупному бизнесу построить и взять в управление необходимое производство. Данное строительство финансируется полностью государством, а эксплуатация предприятия осуществляется бизнесом. При этом, в случае нерентабельности производства, государство компенсирует разницу между затратами на производство продукции и выручкой, полученной от её реализации.
Вторым решением является использование государственно-частного партнёрства (ГЧП), которое подходит в случае инициации проекта со стороны частного партнёра – промышленного бизнеса. Такое возможно, когда бизнесу для ведения своих технологических процессов необходимо определённое сырьё, которое в настоящее время полностью импортируется в РФ. При этом локализация производства необходимого компонента невозможна, так как производство нерентабельно. При заключении государственно-частного партнёрства строительство предприятия будет осуществляться бизнесом, а государство возьмет на себя обязательство по субсидированию части процентной ставки по кредиту, субсидированию проведения НИР и НИОКР, что позволит в целом снизить затраты бизнеса на реализацию данного проекта.
Да, если рассмотреть оба случая, то мы видим, что на государство будут возложены большие затраты. Но, давайте так. Для чего мы развиваем сейчас промышленность, внедряем новые технологии, строим промышленные предприятия? Ответ один – ради одной цели – независимости нашей страны, становления подлинного суверенитета. Да, возможно в ближайшие 5 лет после строительства таких предприятий они будут нерентабельны, так как потребуется время для перехода на отечественную сырьевую базу, усовершенствование технологии в целях снижения себестоимости продукта. Но в перспективе 10-15 лет, когда страна сможет полностью обеспечивать себя всей необходимой химической продукцией, будет обладать мощной инженерной базой и станет высокотехнологичной державой, то можно ожидать и снижение себестоимости продукции, а это приведёт в свою очередь к прибыльности предприятий. Хочу отметить, что наши зарубежные коллеги, опираясь на опыт СССР, выбрали именно такой путь развития, что привело к их лидерству на мировом рынке.
— Как оперативно импортозаместить критически важную для страны продукцию?
— Для быстрого развития производств, особенного мало- и среднетоннажной химии, необходимо уделить внимание и создать «атмосферу доверия» именно для малого и среднего бизнеса, так как они не утяжелены бюрократией и регламентами и быстрее адаптируются под новые условия. Именно они являются двигателем внедрения и масштабирования новых технологий. В крупных компаниях стратегия обычно рассчитывается на несколько лет вперёд, что не позволяет оперативно изменять принятые ранее решения. И многие крупные компании не заинтересованы в развитии производства МСТХ, так как объемы производства данной продукции намного меньше, чем крупнотоннажной.
Сейчас, имеющиеся в стране условия не в полной мере позволяют реализовывать компаниям малого и среднего бизнеса проекты по производству импортозамещающей химической продукции, основанной на собственной разработанной технологии. При обращении компаний за финансированием таких проектов для банков возникает ряд рисков, в частности финансовый и технологический, ввиду отсутствия опыта в финансировании таких проектов, так как на протяжении многих лет в стране предприятия строились на основе зарубежных технологий, принадлежащих компаниям с большим и известным именем, и банки охотно финансировали такие проекты.
К отечественным технологиям сегодня со стороны банков несправедливое недоверие и где-то даже неуважение. В связи с этим, банки до сих пор требуют привлечение EPC-подрядчика, имеющего большой опыт в проектировании и реализации проектов, и соинвестора-крупную компанию с целью закрытия финансового риска.
К примеру, для реализации нашего проекта по строительству завода синтеза ВЖС, с целью сохранности технологии и своевременного ввода предприятия в эксплуатацию мы собрали штат высококвалифицированных специалистов в области проектирования и строительства промышленных предприятий, создали собственную проектную компанию, прошли государственную экспертизу, получили все необходимые документы для строительства. Именно потому, что мы приняли решение реализовывать проект собственными силами, без привлечения сторонних коммерческих предприятий, мы и смогли создать технологию, успешно выполнить НИОКР, спроектировать предприятия в самые короткие сроки – всего за 3 года. Однако, банки не учитывают весь пройденный путь и имеющиеся подтверждающие документы по проекту, и даже в данном случае требуют привлечение EPC-подрядчика и крупного соинвестора.
— Что, по Вашему мнению, может решить данную проблему?
— Для нивелирования финансового риска в качестве залога при кредитовании для банков может и должна выступать разработанная технология и построенная в рамках выполнения НИОКР опытно-промышленная установка. Однако, на сегодняшний день практика оценки технологии и признания её реальным финансовым активом в России отсутствует и банки отказываются принимать в качестве залога разработанные технологии. Абсурдность ситуации на лицо. Государство тратит деньги на создание серьезных технологий, критически важных для страны, а банки по сути своей отрицают это, отказывая признать технологию реальным активом.
Без поддержки Минпромторга России тут не справиться. Для этого в стране необходимо рассмотреть создание организационной структуры, созданной Минпромторгом России и Федеральной службой по интеллектуальной собственности, которая осуществляла бы оценку технологий на основе зарубежных аналогов. Это позволит создать в России рынок технологий, и они обретут ценность для инвесторов и банков. Впоследствии можно будет говорить о создании биржи технологий.
Самой фундаментальной мерой для решения данной проблемы станет реальное применение механизма государственно-частного партнерства для реализации проектов в промышленности. В особенности, это касается проектов технологического суверенитета. Все проекты, влияющие на технологический суверенитет, должны реализовываться при государственной поддержке, причём на всех этапах реализации.
В мировой практике именно механизм государственно-частного партнёрства является основным инструментом государственной поддержки развития промышленности, его применение и позволило достичь такого развития, например, Китайской Народной Республики.
Благодаря применению данного механизма для банков значительно снизятся возникающие риски: технологический и финансовый, так как прямое участие в реализации проекта будет принимать государство.
На данный момент в нашей стране уже внесены изменения в существующий Закон №224-ФЗ, позволяющий заключение соглашения ГЧП в промышленности, причём в рамках частной инициативы. Однако данный Закон ещё требует доработок, так как не полностью закрывает риски для банков.
— Какие условия необходимы для оптимальной работы этого механизма?
— Сложности возникают именно на стадии привлечения финансирования в проект. Поэтому необходимо законодательно закрепить обязательное участие ВЭБ.РФ и 10 системообразующих банков страны в кредитовании проектов технологического суверенитета и в этом случае бизнес будет охотнее вкладываться в разработки технологий, так как будет уверен, что сможет получить финансирование и в конечном итоге запустить промышленное производство. При этом, компании буду обязаны предоставить документы, подтверждающие наличие у них исключительных прав на разработанную технологию, успешное выполнение НИОКР, в ходе которых получена продукция соответствующего качества, а также предоставить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, подтверждающее верность проектирования, и разрешение на строительство.
Закрепление обязательного участия банков в проектах тех-суверенитета можно зафиксировать временным лагом, скажем, на время Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса, которая рассчитана до 2035 года.
Именно при данном условии механизм сможет эффективно заработать и позволит оперативно выполнить поручение Президента по укреплению технологического суверенитета и формированию в Российской Федерации промышленного сектора с высоким экспортным потенциалом, способного конкурировать в глобальном масштабе.