30 октября тренеры в России отмечают профессиональный праздник. Они приводят учеников к пьедесталам на городских, российских и международных соревнованиях, помогают сформировать психологию победителей и волевые качества личности. В свой праздник тренеры спортивных клубов Москвы поделились рассказами о том, как нашли профессию, что считают главным результатом своей работы и как учат детей преодолевать трудности.
Владимир Макешин работает преподавателем в Московском издательско-полиграфическом колледже имени И. Федорова и руководит местным студенческим спортивным клубом, который дважды побеждал в столичном конкурсе на звание лучшего спортклуба. Также Владимир — обладатель почётной грамоты Министерства просвещения Российской Федерации и золотого знака отличия ГТО.
Золотым знаком отличия ГТО может похвастаться и руководитель школьного спортивного клуба «Лев» школы № 1363 Алексей Гусаров. Он мастер спорта международного класса и член национальной сборной России по футзалу, победитель профессиональных конкурсов.
Алексей Данилкин — кандидат в мастера спорта, член молодёжной сборной России по гандболу, победитель международных турниров, руководитель школьного спортивного клуба «Звезда» школы № 1474 и третий герой статьи.
— Как вы пришли в мир детского спорта?
Владимир Макешин:
— Моя старшая сестра была в сборной области по баскетболу, и её успехи меня всегда вдохновляли. Я сам занимался лёгкой атлетикой, чтобы испытать те же эмоции, что и она. Потом я сменил направление и ушёл в баскетбол. Со временем понял, что мне нравится не только выступать самому, но и помогать другим достигать успехов.
Алексей Гусаров:
— В мир детского спорта я пришёл, имея за плечами колоссальный опыт выступлений на профессиональном уровне. К сожалению, рано или поздно профессиональная карьера завершается для любого спортсмена, и я решил попробовать передать свой опыт детишкам.
Алексей Данилкин:
— Всегда любил работать с детьми и помогать им развиваться. Мне нравится видеть, что они растут как личности благодаря занятиям со мной. Я сам был спортсменом в юности и знаю, насколько важна поддержка тренера. Поэтому решил делиться знаниями и опытом с молодыми.
— Какие основные ценности вы стараетесь привить воспитанникам?
Владимир Макешин:
— Я считаю важным воспитывать в детях целеустремленность, воспитанность и ответственность. Также большое значение придаю умению работать в команде и верить в свои силы. Эти качества помогают им не только в спорте, но и в жизни.
Алексей Гусаров:
— Никогда не опускать руки, всегда биться до конца, как бы ни складывалась ситуация на поле. Могу простить всё, но безволие — никогда! Команда — это единый механизм, где каждый на поле должен стоять друг за друга, чтобы после игры не было стыдно смотреть друг другу в глаза.
Алексей Данилкин:
— Дисциплина, уважение к другим и к самому себе, командный дух и стремление к совершенству. Всё это помогает детям развивать самоконтроль, организованность, уверенность в своих силах, мотивирует постоянно развивать навыки и достигать новых высот.
— С какими трудностями сталкиваетесь и как их преодолеваете?
Владимир Макешин:
— Лень некоторых детей — одна из главных трудностей. Я стараюсь делать тренировки интересными и разнообразными, а также мотивирую ребят через позитивную обратную связь и личный пример. Важно поддерживать дисциплину, оставаться дружелюбным и открытым.
Алексей Гусаров:
— Дети приходят абсолютно разные, есть более мотивированные, есть — менее. И к каждому нужно найти подход. Для этого мы много времени общаемся. Для меня главное, чтобы у ребёнка горели глаза, и он жил футболом. Если же я вижу, что ребёнок совсем не заинтересован заниматься спортом и его отдают, чтобы он хоть чем-то был занят, то у нас с его родителями обязательно состоится разговор. Я объясню, что лучше попробовать силы в другом месте.
Алексей Данилкин:
— Часто сталкиваюсь с отсутствием мотивации или дисциплины у учеников, различием в способностях и интересах. Чтобы преодолевать эти трудности, я стараюсь находить индивидуальный подход к каждому, поддерживать интерес к спорту через разнообразные упражнения и игры, уделяю внимание развитию личностных качеств каждого ученика.
— Какие навыки, помимо спортивных, вы считаете важными для детей?
Алексей Гусаров:
— В первую очередь, помимо физкультурно-спортивных навыков, детям важно и необходимо развивать интеллект, умственные способности. Не зря же говорят, что в спорте результат дают не одни физическая сила и выносливость. Интеллектуально развитый спортсмен может с большей вероятностью добиться заметных спортивных достижений.
Алексей Данилкин:
— Считаю очень важными для развития в целом коммуникативные навыки, они помогают детям эффективно общаться со сверстниками и взрослыми, способствуют социальной адаптации. Ещё нужна креативность, потому что помогает по-новому решать задачи и развивать воображение. Способность принимать решения и анализировать ситуацию развивает критическое мышление и готовность брать на себя ответственность.
— Как помогаете детям справляться с неудачами и развивать стойкость?
Владимир Макешин:
— Когда ребята сталкиваются с неудачами, я объясняю им, что главное — не сдаваться и продолжать двигаться вперед. Я стараюсь показать, что каждый провал — это возможность научиться чему-то новому и стать сильнее. Мы обсуждаем, что пошло не так, и разрабатываем план действий, чтобы избежать подобных ошибок в будущем.
Алексей Гусаров:
— Просто подбадриваю и говорю, что стоит не расстраиваться, а продолжать тренироваться и работать над ошибками, и в следующий раз обязательно получится выступить лучше. А стойкость против таких ситуаций можно развивать, используя различные психологические приёмы и тренинги. Они могут быть как индивидуальные, так и общекомандные.
Алексей Данилкин:
— Объясняю, что ошибки — естественная часть процесса обучения и роста, важно не бояться ошибаться, учиться на ошибках. Поощряю за усилия, не только за результаты. Поддерживаю позитивный настрой команде и помогаю увидеть возможности в каждой ситуации. Наконец, организую совместные обсуждения, чтобы дети узнавали, как другие справляются с неудачами и какие стратегии используют для преодоления трудностей.
— Какие изменения в системе детского спорта Москвы вы заметили в последние годы?
Владимир Макешин:
— Значительное улучшение инфраструктуры: открываются новые спортивные объекты, частные школы предлагают больше возможностей для занятий спортом. Это позволяет детям получать доступ к качественным тренерам и современным условиям тренировок.
Алексей Данилкин:
— Во-первых, создали больше возможностей для занятий спортом детям всех возрастов и уровней подготовки. Появилось множество спортивных секций и клубов, которые предлагают широкий выбор видов спорта. Во-вторых, увеличили количество квалифицированных тренеров и инструкторов, что позволило улучшить качество тренировок и повысить уровень подготовки спортсменов.
— Как вы строите занятия? Чему уделяете внимание, чего не терпите?
Алексей Гусаров:
— На занятиях я особое внимание уделяю технике — это базовый элемент при работе с детьми в футболе, от техники строится уже остальное в работе с детьми! На тренировках я не терплю безразличия, ребёнок должен гореть футболом, развиваться в футболе.
Алексей Данилкин:
— Я учитываю возраст, уровень подготовки и интересы учеников. Особое внимание уделяю безопасности, поэтому перед началом каждого нового вида упражнений провожу инструктаж и демонстрирую правильную технику выполнения. Стараюсь разнообразить занятия, включая игровые элементы и задания на взаимодействие между детьми.
— Какими достижениями подопечных особенно гордитесь?
Владимир Макешин:
— Победами моих воспитанников на всероссийских соревнованиях. Но ещё больше радуюсь тому, что многие из них после окончания учёбы находят своё место в жизни, продолжают заниматься любимым спортом, будь то в институте или в любительской команде. Некоторые даже становятся профессионалами.
Алексей Гусаров:
— Для меня, как для школьного тренера, в приоритете, конечно же, школьные соревнования, в которых ребята неоднократно становились победителями и призёрами на городском уровне. Но самое запоминающееся — это победа в «Крокусе» в 2022 году среди юношей 2009–2010 годов рождения, где мы стали чемпионами Москвы и получили путёвку на всероссийские соревнования проекта «Мини-футбол в школу».
— Общаетесь ли с родителями учеников? Какие советы вы хотели бы дать всем родителям учеников?
Владимир Макешин:
— Да, постоянно поддерживаю контакт с родителями. Советую больше интересоваться внеурочной деятельностью своих детей, активно участвовать в их спортивной жизни и обязательно хвалить за любые достижения, даже самые маленькие.
Алексей Гусаров:
— Тренер должен обязательно общаться с родителями своих подопечных, это неразрывный процесс в подготовке и работе с детьми в футболе. Совет родителям: поддерживайте и верьте в своих детей, это надо делать обязательно, ведь самое главное для ребёнка — это поддержка и вера в то, чем он занимается!
— Какие у вас есть мечты и планы на будущее как у тренера?
Владимир Макешин:
— Иногда задумываюсь о том, чтобы завершить тренерскую карьеру. Но когда ко мне приходят талантливые дети, я понимаю, что слишком рано. Моя мечта — вырастить чемпиона, который достойно представит страну на международных соревнованиях. Пока же я продолжаю совершенствоваться, изучаю новые методики и подходы, чтобы стать лучшим тренером для своих подопечных.
Алексей Гусаров:
— Есть у меня одна мечта — это выиграть всероссийский этап проекта «Мини-футбол в школу», и я приложу все усилия, чтобы она осуществилась.
Алексей Данилкин:
— Мои мечты и планы на будущее как у тренера связаны с развитием моей карьеры и помощью большому количеству детей. Я хочу продолжать обучать и вдохновлять молодых спортсменов, помогая им раскрыть потенциал и достичь высоких результатов. Я также планирую расширять знания и навыки, посещая семинары и курсы, чтобы знать последние тенденции и методики в области детского спорта.
Тренеры из школ и колледжей Москвы в свой профессиональный праздник рассказали о своей профессии
30 октября тренеры в России отмечают профессиональный праздник. Они приводят учеников к пьедесталам на городских, российских и международных соревнованиях, помогают сформировать психологию победителей и волевые качества личности. В свой праздник тренеры спортивных клубов Москвы поделились рассказами о том, как нашли профессию, что считают главным результатом своей работы и как учат детей преодолевать трудности.
Владимир Макешин работает преподавателем в Московском издательско-полиграфическом колледже имени И. Федорова и руководит местным студенческим спортивным клубом, который дважды побеждал в столичном конкурсе на звание лучшего спортклуба. Также Владимир — обладатель почётной грамоты Министерства просвещения Российской Федерации и золотого знака отличия ГТО.
Золотым знаком отличия ГТО может похвастаться и руководитель школьного спортивного клуба «Лев» школы № 1363 Алексей Гусаров. Он мастер спорта международного класса и член национальной сборной России по футзалу, победитель профессиональных конкурсов.
Алексей Данилкин — кандидат в мастера спорта, член молодёжной сборной России по гандболу, победитель международных турниров, руководитель школьного спортивного клуба «Звезда» школы № 1474 и третий герой статьи.
— Как вы пришли в мир детского спорта?
Владимир Макешин:
— Моя старшая сестра была в сборной области по баскетболу, и её успехи меня всегда вдохновляли. Я сам занимался лёгкой атлетикой, чтобы испытать те же эмоции, что и она. Потом я сменил направление и ушёл в баскетбол. Со временем понял, что мне нравится не только выступать самому, но и помогать другим достигать успехов.
Алексей Гусаров:
— В мир детского спорта я пришёл, имея за плечами колоссальный опыт выступлений на профессиональном уровне. К сожалению, рано или поздно профессиональная карьера завершается для любого спортсмена, и я решил попробовать передать свой опыт детишкам.
Алексей Данилкин:
— Всегда любил работать с детьми и помогать им развиваться. Мне нравится видеть, что они растут как личности благодаря занятиям со мной. Я сам был спортсменом в юности и знаю, насколько важна поддержка тренера. Поэтому решил делиться знаниями и опытом с молодыми.
— Какие основные ценности вы стараетесь привить воспитанникам?
Владимир Макешин:
— Я считаю важным воспитывать в детях целеустремленность, воспитанность и ответственность. Также большое значение придаю умению работать в команде и верить в свои силы. Эти качества помогают им не только в спорте, но и в жизни.
Алексей Гусаров:
— Никогда не опускать руки, всегда биться до конца, как бы ни складывалась ситуация на поле. Могу простить всё, но безволие — никогда! Команда — это единый механизм, где каждый на поле должен стоять друг за друга, чтобы после игры не было стыдно смотреть друг другу в глаза.
Алексей Данилкин:
— Дисциплина, уважение к другим и к самому себе, командный дух и стремление к совершенству. Всё это помогает детям развивать самоконтроль, организованность, уверенность в своих силах, мотивирует постоянно развивать навыки и достигать новых высот.
— С какими трудностями сталкиваетесь и как их преодолеваете?
Владимир Макешин:
— Лень некоторых детей — одна из главных трудностей. Я стараюсь делать тренировки интересными и разнообразными, а также мотивирую ребят через позитивную обратную связь и личный пример. Важно поддерживать дисциплину, оставаться дружелюбным и открытым.
Алексей Гусаров:
— Дети приходят абсолютно разные, есть более мотивированные, есть — менее. И к каждому нужно найти подход. Для этого мы много времени общаемся. Для меня главное, чтобы у ребёнка горели глаза, и он жил футболом. Если же я вижу, что ребёнок совсем не заинтересован заниматься спортом и его отдают, чтобы он хоть чем-то был занят, то у нас с его родителями обязательно состоится разговор. Я объясню, что лучше попробовать силы в другом месте.
Алексей Данилкин:
— Часто сталкиваюсь с отсутствием мотивации или дисциплины у учеников, различием в способностях и интересах. Чтобы преодолевать эти трудности, я стараюсь находить индивидуальный подход к каждому, поддерживать интерес к спорту через разнообразные упражнения и игры, уделяю внимание развитию личностных качеств каждого ученика.
— Какие навыки, помимо спортивных, вы считаете важными для детей?
Алексей Гусаров:
— В первую очередь, помимо физкультурно-спортивных навыков, детям важно и необходимо развивать интеллект, умственные способности. Не зря же говорят, что в спорте результат дают не одни физическая сила и выносливость. Интеллектуально развитый спортсмен может с большей вероятностью добиться заметных спортивных достижений.
Алексей Данилкин:
— Считаю очень важными для развития в целом коммуникативные навыки, они помогают детям эффективно общаться со сверстниками и взрослыми, способствуют социальной адаптации. Ещё нужна креативность, потому что помогает по-новому решать задачи и развивать воображение. Способность принимать решения и анализировать ситуацию развивает критическое мышление и готовность брать на себя ответственность.
— Как помогаете детям справляться с неудачами и развивать стойкость?
Владимир Макешин:
— Когда ребята сталкиваются с неудачами, я объясняю им, что главное — не сдаваться и продолжать двигаться вперед. Я стараюсь показать, что каждый провал — это возможность научиться чему-то новому и стать сильнее. Мы обсуждаем, что пошло не так, и разрабатываем план действий, чтобы избежать подобных ошибок в будущем.
Алексей Гусаров:
— Просто подбадриваю и говорю, что стоит не расстраиваться, а продолжать тренироваться и работать над ошибками, и в следующий раз обязательно получится выступить лучше. А стойкость против таких ситуаций можно развивать, используя различные психологические приёмы и тренинги. Они могут быть как индивидуальные, так и общекомандные.
Алексей Данилкин:
— Объясняю, что ошибки — естественная часть процесса обучения и роста, важно не бояться ошибаться, учиться на ошибках. Поощряю за усилия, не только за результаты. Поддерживаю позитивный настрой команде и помогаю увидеть возможности в каждой ситуации. Наконец, организую совместные обсуждения, чтобы дети узнавали, как другие справляются с неудачами и какие стратегии используют для преодоления трудностей.
— Какие изменения в системе детского спорта Москвы вы заметили в последние годы?
Владимир Макешин:
— Значительное улучшение инфраструктуры: открываются новые спортивные объекты, частные школы предлагают больше возможностей для занятий спортом. Это позволяет детям получать доступ к качественным тренерам и современным условиям тренировок.
Алексей Данилкин:
— Во-первых, создали больше возможностей для занятий спортом детям всех возрастов и уровней подготовки. Появилось множество спортивных секций и клубов, которые предлагают широкий выбор видов спорта. Во-вторых, увеличили количество квалифицированных тренеров и инструкторов, что позволило улучшить качество тренировок и повысить уровень подготовки спортсменов.
— Как вы строите занятия? Чему уделяете внимание, чего не терпите?
Алексей Гусаров:
— На занятиях я особое внимание уделяю технике — это базовый элемент при работе с детьми в футболе, от техники строится уже остальное в работе с детьми! На тренировках я не терплю безразличия, ребёнок должен гореть футболом, развиваться в футболе.
Алексей Данилкин:
— Я учитываю возраст, уровень подготовки и интересы учеников. Особое внимание уделяю безопасности, поэтому перед началом каждого нового вида упражнений провожу инструктаж и демонстрирую правильную технику выполнения. Стараюсь разнообразить занятия, включая игровые элементы и задания на взаимодействие между детьми.
— Какими достижениями подопечных особенно гордитесь?
Владимир Макешин:
— Победами моих воспитанников на всероссийских соревнованиях. Но ещё больше радуюсь тому, что многие из них после окончания учёбы находят своё место в жизни, продолжают заниматься любимым спортом, будь то в институте или в любительской команде. Некоторые даже становятся профессионалами.
Алексей Гусаров:
— Для меня, как для школьного тренера, в приоритете, конечно же, школьные соревнования, в которых ребята неоднократно становились победителями и призёрами на городском уровне. Но самое запоминающееся — это победа в «Крокусе» в 2022 году среди юношей 2009–2010 годов рождения, где мы стали чемпионами Москвы и получили путёвку на всероссийские соревнования проекта «Мини-футбол в школу».
— Общаетесь ли с родителями учеников? Какие советы вы хотели бы дать всем родителям учеников?
Владимир Макешин:
— Да, постоянно поддерживаю контакт с родителями. Советую больше интересоваться внеурочной деятельностью своих детей, активно участвовать в их спортивной жизни и обязательно хвалить за любые достижения, даже самые маленькие.
Алексей Гусаров:
— Тренер должен обязательно общаться с родителями своих подопечных, это неразрывный процесс в подготовке и работе с детьми в футболе. Совет родителям: поддерживайте и верьте в своих детей, это надо делать обязательно, ведь самое главное для ребёнка — это поддержка и вера в то, чем он занимается!
— Какие у вас есть мечты и планы на будущее как у тренера?
Владимир Макешин:
— Иногда задумываюсь о том, чтобы завершить тренерскую карьеру. Но когда ко мне приходят талантливые дети, я понимаю, что слишком рано. Моя мечта — вырастить чемпиона, который достойно представит страну на международных соревнованиях. Пока же я продолжаю совершенствоваться, изучаю новые методики и подходы, чтобы стать лучшим тренером для своих подопечных.
Алексей Гусаров:
— Есть у меня одна мечта — это выиграть всероссийский этап проекта «Мини-футбол в школу», и я приложу все усилия, чтобы она осуществилась.
Алексей Данилкин:
— Мои мечты и планы на будущее как у тренера связаны с развитием моей карьеры и помощью большому количеству детей. Я хочу продолжать обучать и вдохновлять молодых спортсменов, помогая им раскрыть потенциал и достичь высоких результатов. Я также планирую расширять знания и навыки, посещая семинары и курсы, чтобы знать последние тенденции и методики в области детского спорта.
Материал предоставил:
Департамент образования и науки города Москвы