9 февраля было опубликовано очень ожидаемое и заранее обсуждаемое интервью Владимира Путина американскому журналисту Такеру Карлсону. Как сообщает РБК со ссылкой на мультимедийное издание «Politico»: «Нет ничего удивительного в том, что именно Карлсон — единственный иностранный журналист, получивший благословение Кремля на интервью с российским лидером. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков ранее на этой неделе не стал скрывать, что Карлсон был выбран из-за его дружественной Москве позиции по конфликту (на Украине. — РБК)».
С самого начала Карлсон обозначил основные темы, которые будут затронуты: конфликт на Украине и отношения с США и НАТО, про возможную их внезапную атаку на Россию. Глава Государства сразу пояснил, что такого он не говорил, и задал предметный вопрос:
«У нас с Вами ток-шоу или у нас серьёзный разговор»? После на протяжении всей беседы Путин не раз намекал, что это не формат «ток-шоу», и некоторые вещи озвучивать просто «некорректно».
Президент дал развёрнутую историческую справку об отношениях между Россией и Украиной с момента создания Российского государства в 862 году по сегодняшний день. Он неоднократно упоминал про влияние Запада на политику Украины, акцентируя внимание на том, что некое противостояние в отношении России в той или иной форме существовало всегда. Также он сказал про систематические нарушения договорённостей со стороны США и стран НАТО, несмотря на подписания официальных документов между Россией и этими государствами.
Особо Владимир Путин выделил тему начала конфликта с Украиной в 2014 году, когда при поддержке ЦРУ в стране произошёл государственный переворот. Президент упомянул, что Карлсон когда-то хотел там работать, но «Может быть, слава богу, что Вас не взяли». И в противовес поставил свою службу «в Первом главном управлении – это разведка Советского Союза». Таким образом он ещё раз указал журналисту на его статус политолога-шоумена. Сделал это мягко несмотря на то, что Карлсон регулярно перебивал его, не давая закончить мысль:
«Вы сказали, что серьёзный разговор. Так что не обижайтесь на меня, пожалуйста».
Глава Государства чётко пояснил задачи и цели сегодняшней СВО – денацификация. Журналист попросил уточнить термин. Владимир Владимирович объяснил, что речь идёт о неонацизме, политику которого пропагандирует нынешняя украинская власть, открыто это демонстрируя, снося исторические памятники и устанавливая монументы «ложным героям», которые сотрудничали с Гитлером.
Напомним, что после Второй Мировой войны 20 ноября 1945 года был открыт так называемый Нюрнбергский процесс, в результате которого было вынесено обвинительное заключение в отношении руководителей фашистского Рейха, подготовленное командами прокуроров из США, Великобритании, СССР и Франции. Оно содержало четыре пункта: преступления против мира, преступления против человечности, нарушение законов войны (военное преступление) и заговор с целью совершения данных преступных действий. (прим. редакции).
Но, как верно отметил Владимир Путин, что ростки неонацизма есть и в других странах, но там их давят, а на Украине – почему-то нет. И вот что странно, если в 1949 году страны антигитлеровской коалиции подписали обвинительное заключение, то почему сейчас «переобулись» и активно финансируют фактически запрещённый на мировом уровне «киевский режим»? А президент Украины стоя аплодирует человеку, служившему в войсках СС, уничтожавших русских, поляков и евреев. К нации последних относится и сам Зеленский.
В интервью Путин не единожды повторил, что Россия готова сесть за стол переговоров, чтобы прекратить конфликт, но выразил сожаления, что пока разговаривать не с кем и незачем. Учитывая, что президент Украины подписал декрет о запрещении переговоров с Россией. На вопрос о территориальных притязаниях российский глава однозначно ответил:
«Это абсолютно исключено. Не надо быть никаким аналитиком: это противоречит здравому смыслу – втягиваться в какую-то глобальную войну. А глобальная война поставит на грань уничтожения всё человечество. Это очевидно».
Более того, он отметил факты постоянных «пугалок» для обывателей, которые верят недостоверной информации. Важно то, что президент разделил обывателей и «думающих людей», тем самым призвав всех анализировать ситуацию в мировой политике и не делать неправильных выводов, которые могут вызвать необоснованные волнения.
В беседе были затронуты темы взрыва «Северного потока», использование доллара в качестве инструмента внешнеполитической борьбы, интерес к искусственному интеллекту, отношения с Китаем и другими странами БРИКС. К слову сказать, после введения санкций против России, по словам Путина, экономика страны вышла на лидирующий уровень, в равной степени, как и экономика союзников. Оппоненты, напротив, из-за своих же санкций терпят колоссальные экономические убытки.
Владимир Путин отвечал на все вопросы открыто, пояснял ситуацию, шутил. Видно, что Карлсон шуток не понимал в силу разных языковых особенностей и менталитетов. Однако президент продолжал свою линию, периодически ставя Такера в тупик своими ответами. Видимо, из-за этого Карлсону и пришлось взять подсказку на блокноте, которая появляется в кадрах видеозаписи несколько раз.
Более того, журналист ставил вопрос о эзотерически-религиозных нормах, на который Путин дал однозначный ответ:
Т.Карлсон: То есть Вы считаете, что тут что-то сверхъестественное действует? Когда Вы смотрите на происходящее в мире, видите ли Вы дела Господни? Говорите ли Вы себе, что тут я вижу действия каких-то сверхчеловеческих сил?
В.Путин: Нет, я, честно говоря, так не думаю. Я думаю о том, что мировое сообщество развивается по своим внутренним законам, и они такие, какие есть. От этого никуда не деться, так было всегда в истории человечества.
В завершении интервью Карлсон задал вопрос о судьбе Эвана Гершковича, журналиста, который содержится под стражей в Российской Федерации. Президент объяснил и повторил несколько раз, что:
«Если человек получает секретную информацию, делает это на конспиративной основе, то это называется шпионаж. Он этим именно и занимался: он получал закрытую, секретную информацию, причём делал это конспиративно. Не знаю, может быть, его втянули, кто-то мог втянуть его в это дело, может, он сделал всё по неосторожности, по собственной инициативе. Но по факту это называется шпионаж. И всё доказано, ведь его взяли с поличным – при получении этой информации».
Но его освобождение также обсуждается в процессе переговоров.
Интервью сильно затянулось, под конец Карлесон задавал повторяющееся вопросы. Как говорил, «правильно ли я понимаю?». То ли у американской стороны беда с переводом в режиме сессии, то ли есть реальные недопонимания. Хотя, действительно, как грамотно и эмоционально перевести фразу Путина «Да хрен его знает!».
В итоге президент сам поставил точку в беседе: «Закончим или что-то ещё?».
Действительно, всё было сказано…