12 октября 2023 года в Конгресс-зале Коворкинг центра ЮВАО города Москвы прошла всероссийская научно-практическая конференция по теме: «Взаимодействие институтов гражданского общества с органами власти и управления в области обеспечения государственной общественной безопасности и противодействия коррупции».
Организатором мероприятия является партнёр газеты «ПРЕЗИДЕНТ», Межрегиональная общественная организация содействия реализации программ в области борьбы и противодействия коррупции «НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ».
Конференция прошла с целью содействия реализации Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 г. № 478 и обмена опытом между регионами России в данной области.
В конференции приняли участие: представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, представители профильных департаментов Правительств Москвы, Республики Татарстана, Республики Удмуртия, Республики Мордовия, республики Башкортостан, Ульяновской, Пензенской, Московской, Ивановской областей, депутаты Государственной Думы ФС РФ представители губернаторов по ПФО РФ, правоохранительных органов, прокуратуры, Следственного комитета РФ, общероссийских, межрегиональных и региональных общественных организаций, Общероссийского народного фронта по Москве, Торгово-промышленной палаты РФ, региональных торгово-промышленных палат, «Опоры России», «Деловой Россия», «РСПП», Уполномоченного по защите прав предпринимателей, вузовского и научно-экспертного сообщества, институтов гражданского общества (неправительственных, негосударственных, общественных организаций), а также СМИ.
Цели и задачи Конференции:
- довести до участников Конференции информацию и оценку состояния работы органов власти и управления, бизнес-сообщества и институтов гражданского общества по реализации ФЗ-273 «О противодействии коррупции в Российской Федерации» и Национального плана по противодействию коррупции за 2020-2024 годы и ФЗ №212 «Об основах общественного контроля в РФ»;
- определить задачи государственно-частного партнёрства по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2020-2024 годы;
- обменяться опытом работы региональных отделений МОО «НКОК» по противодействию коррупции и проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
- обсудить вопросы, проблемы и перспективы эффективности взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества в области противодействия коррупции;
- выработка конкретных предложений по совершенствованию действующего национального законодательства, регулирующего взаимодействие государства, общества и бизнеса в социально-экономической сфере, а также объединению усилий всех слоев населения, сотрудничеству государственных органов, институтов гражданского общества и субъектов предпринимательства в различных областях жизнедеятельности, прежде всего, в области противодействия коррупции;
- обсуждение и формулировка рекомендаций, направленных на повышение эффективности правоприменительной практики в сфере противодействия и борьбы с коррупцией.
В выступлениях прозвучала озабоченность по вопросам, касающимся ограниченности и неэффективности некоторых норм ФЗ № 212 «Об основах общественного контроля в РФ», системному безнаказанному игнорированию правоохранительными органами общественных экспертиз и проверок, направляемых в правоохранительные и исполнительные органы власти и управления. Считая такую ситуацию недопустимой, участники Конференции приняли Резолюцию со следующими пунктами:
1. Федеральный закон №212 «Об основах общественного контроля в РФ» не отвечает всем требованиям общественного контроля, некоторые статьи данного закона формально обозначены и, по сути, трудно реализуемые. Ограничение субъектов общественного контроля не позволяет в полной мере осуществлять общественный контроль во многих сферах деятельности государства. Несмотря на то, что статья 27 главы 4 предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ об общественном контроле, в ней отсутствует конкретика за что и какие санкции (дисциплинарная, административная и уголовная) предусмотрены за игнорирование обращений общественных организаций органами власти и управления по выявленным фактам коррупционных проявлений, других правонарушений контрольно-надзорными органами власти.
В этой связи необходимо внести соответствующие поправки и дополнения в данный федеральный закон, в том числе, персональную ответственность для руководящих лиц государственных органов власти за игнорирование общественных проверок и экспертиз.
2. Обращения (заявления, жалобы), направленные в федеральные органы власти, в Генеральную прокуратуру, в МВД РФ и другие ведомства пересылаются в нижестоящие подразделения без рассмотрения и контроля, как правило, попадают тем же незаконопослушным сотрудникам, совершившими уголовно-наказуемые деяния. В результате сложившейся порочной практики, доводам, приведённым в них, не даётся оценки, права и законные интересы заявителей грубо нарушаются. Тем самым, искусственно создается круговая порука, что указывает на невозможность защитить законные права и интересы граждан в правовом поле. Как показала практика, должностными лицами силовых структур и правоохранительных органов систематически нарушаются положения ФЗ №59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Предпринятые меры по обжалованию действий нижестоящих сотрудников вышестоящему руководству приводят к тем же результатам, то есть к повторному направлению вниз обращений тем же сотрудникам, действия которых обжалуются. Всё это создает негативный общественный резонанс и безвыходность для защиты законных прав и интересов граждан.
3. Фактическая ситуация в области развития институтов гражданского общества, осуществления общественного контроля в Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования действующего законодательства об общественном контроле как реальном механизме противодействия коррупции.
4. Необходимо радикальное ужесточение санкций (наказания) за преступления коррупционной направленности, широкое применение конфискации незаконно нажитого имущества, в том числе оформленного на подконтрольных лиц, осуждённых за коррупционные преступления.
5. Следует поставить надёжный заслон так называемой «политической коррупции», заключающейся в оказании политического влияния крупных предпринимателей на представителей власти всех уровней. Как правило, данное коррупционное явление реализуется при проведении выборов в законодательные и исполнительные органы власти.
6. Представляется весьма важным создание надлежащих условий для поддержки наиболее активных и дееспособных общественных организаций и объединений, участвующих в реализации антикоррупционного законодательства, включая принятие конкретных мер по обеспечению реальной защиты их жизни и здоровья от административного давления.
7. Имеется множество фактов и случаев, когда законопослушный гражданин проявляет гражданскую позицию и согласно требованиям антикоррупционного законодательства России, разоблачает по месту службы либо работы коррупционеров, после чего подвергается незаконному увольнению и преследованию со стороны коррумпированных лиц. В связи с этим, предлагаем на законодательном уровне разработать механизмы для защиты таких граждан, в частности, внести отдельную статью в УК РФ за физическую и психологическую расправу над гражданами, выполнившими свой гражданский долг, сообщить о выявленной коррупции (либо других правонарушениях) по месту работы и жительства.
8. Возникла очевидная необходимость государственной поддержки (выделение помещений для общественных приёмных, контролируемую финансовую помощь) на постоянной основе профильным общественным организациям, проводящим более 5-ти лет общественные расследования фактов коррупции, а также дать возможность широкому освещению в государственных СМИ результатов таких расследований.
9. Представителям власти различного уровня создать реальные условия для выявления и продвижения лучших образовательных и духовно-нравственных медиапродуктов, освещающих антикоррупционную проблематику.
10. Для преодоления коррупционных факторов в сфере ЖКХ необходимо ускорить работу над соответствующим законопроектом в Государственной Думе ФС РФ и принять Федеральный закон о прямых платежах потребителями ресурсоснабжающим организациям за потребленные ресурсы (без посреднических организаций).
11. С учётом многочисленных жалоб граждан о нарушениях и злоупотреблениях товариществ собственного жилья (ТСЖ-ТСН), созданных чаще всего небольшой группой ранее судимых и нечистоплотных собственников, рассмотреть вопрос об упрощенном варианте, а именно о ликвидации таких ТСЖ-ТСН и создании управляющих компаний под контролем государства по типу ДЭЗов или действующего уже под руководством муниципальных органов «Жилищник». Это позволит прекратить возможность незаконопослушным гражданам создавать ТСЖ и безнаказанно грабить других граждан, используя их доверие.
12. С учётом многочисленных жалоб населения на коррупционную деятельность руководства некоторых товариществ собственников жилья (ТСЖ-ТСН) внести поправки в Жилищный кодекс РФ о запрещении сбора денежных средств с населения за коммунальные услуги товариществами собственников жилья (ТСЖ), оставив последним функции общественной организации, осуществляющей контроль над деятельностью управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.
13. Выработать конкретные меры по реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности государственных органов, а также создания условий для обеспечения большей гласности и большей открытости принимаемых последними решений.
14. Внести на законодательном уровне в соответствующие нормативные правовые акты норму об обязательном участии представителей средств массовой информации (СМИ) как в законотворческом процессе, так и в проведении госзакупок, в работе тендерных и конкурсных комиссий.
15. Ввести в практику деятельности соответствующих органов власти использование результатов общественных журналистских расследований при расследовании различных криминальных фактов (с обязательным приобщением к материалам расследований).
16. МОО «Национальный комитет общественного контроля» порекомендовать проработать вопрос о создании Центра сбора информации по фактам коррупции и коррупционной составляющей, происходящих на территории субъектов РФ.
Представляется, что объединение усилий всех слоёв населения, сотрудничество и взаимодействие государственных органов, институтов гражданского общества и непосредственно субъектов предпринимательства в сфере противодействия коррупции является надёжным залогом успеха по минимизации коррупционных факторов, в соответствии с требованиями Национального плана противодействия коррупции в Российской Федерации.
Данная резолюция была направлена в Администрацию Президента России, в Государственную Думу РФ, в Правительство РФ, в Министерство юстиции РФ, в Генеральную прокуратуру и другие заинтересованные ведомства и организации.
Материал предоставила:
Пресс-служба МОО «НКОК», Алёна Потапова