Когда театральное искусство зарождалось, считалось, что профессия артиста не является хорошей. В некоторых странах игра в театре считалась многоликим искусством лжи, иногда даже приравнивалась к проституции. Однако по мере развития театра и общества, театр стал по особому цениться.
Когда зарождалось кино, его сразу же объявили новым чудом в искусстве и взяли на вооружение не только деятели культуры, но и пропагандисты. Ещё Владимир Ильич Ленин говорил: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».
В современном мире, когда движущейся картинкой на экране не удивить даже ребёнка, на пересечении информационных и компьютерных технологий, высокой культуры и ярких развлечений находятся видеоигры. Эта прибыльная и постоянно развивающаяся сфера долгое время недооценивалась или воспринималась негативно в России. Однако, по данным аналитического агентства New Zoo объём мирового рынка на конец 2022 года составит 196,8 миллиарда долларов, что больше музыкального и кинорынка вместе взятых.
Как же теперь с обстоят дела с разработкой видеоигр (англ. GameDev) в нашей стране и есть ли у российских разработчиков шансы посоревноваться на рынке с иностранными титанами в этой области?
2 ноября 2022 года в Общественной палате Российской Федерации при поддержке АНО «Россия — страна возможностей» состоялся круглый стол на тему: «Российский геймдев: перспективы развития отрасли».
В России, согласно исследованию, проведённому Организацией развития видеоигровой индустрии совместно с аналитическим центром НАФИ, 60% россиян играют в видеоигры. Тем не менее, отношение к ним в обществе остается преимущественно негативным. По словам специалистов, одним из ключевых факторов торможения развития этой отрасли в России является именно негативное отношение потенциальной аудитории и законодателей, а значит и покупателей конечного продукта.
Для изменения положения дел необходимо продвигать и поддерживать сферу геймдева в России и провести ряд комплексных реформ. Но к сожалению, последние изменения в законодательстве и судебные прецеденты часто приносят лишь проблемы разработчикам. По разным оценкам, с учётом политических и экономических факторов, рынок видеоигр может упасть на 50-90% к началу 2023 года.
Но не всё так удручающе! Министерство экономического развития России поддерживает идею создания нормативно-правовых актов при сотрудничестве с представителями геймдева в России. Также проект «Начни игру» от президентской платформы «Россия – страна возможностей», нацеленный на создание новых механизмов развития видеоигровой индустрии, продолжает свою активную деятельность. Его лидеры уже заявили о том, что готовы провести конференцию для российских разработчиков. В ходе обсуждения за круглым столом образовательных проектов в геймдеве была отмечена военно-историческая игра ARPG «Смута» от компании Cyberia Nova, посвященная ключевым событиям Смутного времени в России. Высокий образовательный потенциал ожидается за счёт привлечения профессиональных исторических консультантов.
В рамках обсуждения дополнительных мер поддержки игровой индустрии выступающие обозначили необходимость создания отечественной киберспортивной дисциплины и готовность ESforce Holding поддержать процесс создания киберспортивной инфраструктуры вокруг неё.
В конце встречи была сформирована резолюция с перечнем предложений по мерам поддержки отрасли, в числе которых было: расширение грантовой поддержки; беспроцентное кредитование; создание видеоигровых кластеров с льготными условиями размещения или субсидирование аренды площадей; спонсирование проведения питч-сессий за рубежом для отечественных компаний с оплатой питания и проживания; субсидирование привлечения иностранных специалистов; проведение мероприятий для индустрии взамен ушедших из России профильных конференций; создание системы маршрутизации видеоигровых компаний по имеющимся мерам поддержки; субсидирование рекламы видеоигр на отечественных платформах, таких как Яндекс Игры, VK Play и другие.
Новые запреты
Однако с поддержкой на государственном уровне пока что дела обстоят плохо. Пока что Государственная Дума Российской Федерации с октября 2022 года озадачена поправками в законодательство по запрету пропаганды ЛГБТ, то есть нетрадиционных сексуальных отношений, среди взрослых и детей, в том числе в видеоиграх. Соответствующие поправки уже приняли в первом чтении.
Инициатором поправок была Заместитель главы Комитета Госдумы по просвещению Яна Валерьевна Лантратова, которая 11 ноября также предложила поправки, предусматривающие запрет на распространение компьютерных игр, содержащих и пропагандирующих порнографию и ненормативную лексику, насилие и жестокость, изготовление наркотиков и способы суицида, а также подталкивающих к совершению противоправных действий.
Интересно, что ответственность за нарушение запретов разработчиком предлагается установить в виде штрафов в размере до 400 тысяч рублей для физических лиц, а также до 5 миллионов рублей для юридических лиц. Причём Председатель Госдумы Вячеслав Володин допустил, что ко второму чтению поступят поправки, ужесточающие ответственность.
Депутат Лантратова Я.В. к своим поправкам отнеслась ответственно и даже составила список компьютерных игр с ЛГБТ-персонажами, с которыми, мы надеемся, она действительно ознакомилась поближе не испытывая дискомфорта: Inquisition, Assassin’s Creed, Assassin’s Creed: Brotherhood, Assassin’s Creed: Rogue, Assassin’s Creed: Syndicate, Assassin’s Creed Odyssey, Borderlands, Divinity: Original Sin 2, Dragon Age: Origins, Dragon Age: Inquisition, Life Is Strange, The Last of Us, The Last of Us: Part 2, Fallout, Apex Legends, RimWorld, Overwatch, и другие.
«Во всех этих играх есть геи, лесбиянки, трансгендеры и бисексуалы!»
негодует Заместитель главы Комитета Госдумы по просвещению Яна Валерьевна Лантратова.
Казалось бы, что депутат права, но ведь например Assassin’s Creed Odyssey рассказывает мифическую историю о Древней Греции, где сексуальные отношения и вправду были очень свободными. К тому же, многие из перечисленных видеоигр являются жанром RPG, то есть ролевой игрой, и не обязывают, но дают игроку самостоятельно выбрать какой сексуальной ориентации будет главный герой, что впрочем не находится в центре сюжета и в общем-то не важно.
Это не проблема, когда игра даёт всем пользователям, в том числе представителям ЛГБТ-сообщества, играть за любимого виртуального героя и делать его таким, каким хочется. Напротив, это забота об аудитории от разработчиков, которые являются титанами в геймдеве — Ubisoft, Naughty Dog, Larian Studios, 2K и Gearbox Software, и другие.
Странно, что в «Список Лантратовой» не попали действительно опасные игры, в которых как раз таки все указанные запреты прямо в центре сюжета и которых много как на торговых площадках видеоигр, так и на бесплатных в интернете. Их названия неприличные или уже достаточно известные, поэтому указывать в СМИ их невозможно, но их поиски в сети Интернет не составят труда, что тоже можно отнести к сложностям с «запретом» чего-либо.
Российская система маркировки и сертификации видеоигр
Усугубляющими ситуацию с российским геймдевом кажутся попытки создать отечественную систему маркировки и сертификации видеоигр. Минэкономразвития совместно с Минздравом, Роскомнадзором и Минцифры готовит законопроект, обязывающий разработчиков и издателей видеоигр маркировать их, в зависимости от содержания, по возрастным категориям для пользователей. Критерии оценки содержимого определит Роскомнадзор, а список экспертных компаний по оценке — Минцифры. Планируются изменения в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Если соответствующие нормативно правовые акты будут приняты, они могут вступить в силу уже весной 2023 года.
Член комитета Совета федерации по образованию и науке Елена Писарева в октябре 2022 года заявила, что эксперты, которые будут сертифицировать и маркировать видеоигры, должны подходить к вопросу серьезно, ведь это краеугольный вопрос безопасности государства и будущего наших детей.
Подобный настрой у чиновника не может не радовать, ведь даже США и многие страны Европы уже давно признали видеоигры и их разработку искусством, спортом и даже выводили их на уровень национальной безопасности.
Следует отметить, что в России фактически нет отдельного регулирования видеоигр, хотя они могут попадать под принципы возрастных рейтингов в законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Как и в случае с изменениями законодательства, которые повлекли за собой волну обновлений пользовательских соглашений от разных корпораций в 2021 году и ограничения работы платёжных систем на торговых площадках программных обеспечений и видеоигр, эта инициатива с маркировкой грозит уже блокировкой площадок и отдельных проектов, которые откажутся выполнять новые требования закона в России. Это в свою очередь отрежет российские проекты от выхода на иностранные рынки, например через магазины Steam и Epic Games Store.
Сложно сказать, действительно нужна ли отдельная система возрастного рейтинга, когда уже успешно существуют иностранные общепризнанные, но в условиях когда государство переходит на «всё своё», это правильное решение. Остаётся надеется, что российская система сертификации и маркировки учтёт уже существующий опыт и возьмёт действительно работающие принципы уже существующих систем, таких как ПЕГИ (англ. PEGI), СРП (нем. USK), а также принципов ESRB.
Профессия разработчика видеоигр в России
Стать разработчиком видеоигр в России не так сложно, как кажется. Достаточно пройти специализированные курсы и получить диплом, что предлагают многие Интернет школы, действительно качественно на конкретных примерах обучая новых специалистов. С учётом практики, обычно обучение занимает около двух лет. Довольно часто новые знания преподносят уже бывалые разработчики, программисты и дизайнеры.
Но надо понимать, что создание видеоигры это не то же самое, что написание музыки или рисование картины. Скорее это всё сразу. Поэтому действительно крупные проекты, шедевры индустрии компьютерных игр, создаются серьёзно настроенным студиями из нескольких человек или большими компаниями.
Однако, к сожалению, нередко разработчики в России становятся одиночками и не доводят свои проекты до полного релиза, не получают заслуженного народного признания. При этом работа связана с искусством и творческой самореализацией, может доставлять удовольствие от процесса. Если всё же качественный проект был завершен, то он будет приносить высокий доход в течение длительного времени.
Зарплата разработчика видеоигр в России, как и у многих специалистов в области информационных и компьютерных технологий, была и остаётся одной из самых высоких. Это подтвердила в одном из своих заявлений и Руководитель Всероссийского конкурса по поиску и развитию талантов в игровой индустрии Марьям Карпова. Но несмотря на это, в поисках карьерного роста или более выгодных условий работы, разработчики иногда трудоустраиваются в иностранные компании, развивают их филиалы в России, участвуют в международных проектах, но не вносят вклад в отечественный геймдев.
Конечно, до существующих мегакорпораций в сфере компьютерных игр, таким как SEGA, SONY, Electronic Arts, Blizzard или VALVE, российским компаниям ещё далеко. Но они есть и отечественные проекты могут занимать достойное место среди других видеоигр.