Победительница всероссийского поэтического конкурса «Без срока давности» поэтесса Галина Сиренко, известная под творческим псевдонимом Галина Радина, дала интервью Редакции нашей газеты.
— Здравствуйте, Галина Николаевна! Еще раз поздравляю вас от лица нашего издания с честной победой в конкурсе «Без срока давности». Расскажите пожалуйста о себе.
— Благодарю за поздравления. Родилась я в Воронежской области. Семья у меня простая. Папа на заводе работал, а мама в детском саду. Воспитывала в основном бабушка, потому что родители были на работе. Ну обычное советское детство. Советская школа. После окончания школы, приехала в Москву, некоторое время работала, затем уехала на Камчатку. Окончила там камчатский педагогический институт, сейчас это университет, филологический факультет. Работала некоторое время там в школе. Затем в 1992 году уехала в Калугу и тоже работала в школе более 10 лет. Затем в колледже. Сейчас взяла паузу, но планирую еще преподавать. У меня двое детей, есть внуки. В принципе всё хорошо.
— Что вы любите читать и какая ваша любимая литература?
— Классическая литература конечно. Потому что изначально мы воспитаны на ней и нас учили в этом разбираться. Но автор любимый — Достоевский. Потому что у Достоевского можно найти все психологические портреты и можно найти себя, если прочитать всего Достоевского. У меня любимая книга это роман «Идиот». Там уникальный главный герой, таких мало, как говорят сейчас: «белая ворона». Но потому и Лев Мышкин это сочетание несочетаемого, так называемый оксюморон. Он сильный человек, противостоит обществу, хотя общество его отторгает по сути. Таких мало, но на таких людях держится мир. У Достоевского еще много хороших произведений, например «Записки из мёртвого дома», в котором он пишет о тюрьме, о вострожной жизни, конечно по своему. И вот на мой взгляд, даже в таких людях, отбросах, можно сказать закоренелых преступниках, он пытается разглядеть что-то хорошее и с каким-то пониманием к ним относится.
— А что вам нравится из поэзии?
— Это конечно Серебряный век в первую очередь! Это короткое время с 1895 по 1918, но в это время появляется огромное количество замечательных поэтов и писателей. Так всегда и бывает в переломные моменты, но такого явления не было никогда, потому что их было очень-очень много. В моём личном представлении Серебряный век это как сломанная веточка, с нежными еще липкими листочками, но их гибель неизбежна. И вот так же поэты Серебряного века. Футуристы, которые призывали бросить Пушкина, Достоевского и Толстого с парохода современности, всё же придерживались жизненного пути, говорили, что есть какие-то мгновения, которые нужно ценить, которые зачем-то нам даны. И кого ни возьми: Цветаева, Маяковский — это сломанная веточка, которая еще цветёт, но её гибель неизбежна.
Послушайте!
В.В. Маяковский
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
— Скажите пожалуйста, с чего и когда началось ваше собственное творчество?
— Собственное творчество? Более 10 лет назад. Просто так началось. Вот первое стихотворение «Кошки». Я очень люблю кошек, они мои любимчики, и первое стихотворение появилось когда я смотрела как они бегают, носятся, и сразу в мыслях возникло: «Ах, кошки, кошки, кошки!
Какие всё же крошки!» и вот просто записала. Писать я начала после 35, я бы так сказала. Но всегда, мне кажется, человек начинает писать после какого-то критического, возможно, состояния. Переломного какого-то.
— То есть в жизни человека должно произойти что-то, что толкнёт его к творчеству?
— Мне так кажется. Но я о себе конечно говорю. В моей жизни была такая трагедия. Потом конечно стали появляться мысли, стала записывать. Но специально ничего не придумываю. Просто: появляются — пишу.
— То есть это только вдохновение и никакого планирования нет?
— Нет и не будет.
— Поэзия была для вас изначально как хобби или вы что-то профессионально хотели писать?
— Это не хобби, потому что хобби — это любимое занятие, а вот мне не всегда доставляет писательство такое удовольствие. Потому что бывает по ночам бессонница. И у меня нет такого режима: «ни дня без строчки». Появилась мысль — написала. А могу месяц ничего не писать. Потом опять появилась — написала.
Но что касается профессиональности. Ну да, у меня филфак, я понимаю, что я пишу. Во всяком случае я могу правильно расставить знаки препинания и не делать ошибок, конечно если это связывать с моей основной профессией.
— То есть иногда вдохновение даже мешает?
Да, когда ночью, когда нужно выбросить вот эти мысли. Просто если я запишу их на бумаге, они уходят и какое-то время я спокойно отдыхаю. А потом опять… И постепенно вот так вот периодически пишутся стихи. Но это не хобби.
— Когда вы учились в школе или в университете, вы еще не предполагали, что будете заниматься поэзией?
— Нет, не предполагала. Но я училась. Училась хорошо. У меня красный диплом. И в школе я в принципе тоже хорошо училась и по русскому, и по литературе. Но я не предполагала даже и не писала.
— Что мотивировало вас писать стихи? Была ли цель?
— Нет, никакой цели не было. В моём случае это как очищение. Могут быть и негативного содержания стихи, могут и позитивного. Но когда всё это уходит, мне становится легче. Вот есть белый лист, на котором можно начать обдумывать что-то. Вот когда я написала стихи, я уже обдумываю о чем я пишу и как это пригодится читателю, потому что я на сайтах их публикую. И мне хочется чтобы это помогло кому-нибудь. У меня есть сюжетные стихи. Мне кажется, если человек прочитает, он задумается. Например стих «Разве такова цена предела?», там о суициде. Но мне хочется помочь! Вдруг кто-то прочитает, поймёт что-то для себя и всё будет хорошо.
— Кому или чему в основном посвящены ваши стихи?
— Тематика самая разная, философская. Но я очень люблю осень. И у меня очень много осенних стихов. Как только наступает осень, то конечно и количество стихов больше. Весну не люблю, тогда меньше стихов. Всегда пишу хотя бы 1 стихотворение к 9 мая. Это стихотворения о войне, о подвигах. Всегда посвящаю стихи своему деду, который погиб на войне и похоронен. Он без вести пропал сначала, на Зайцевой горе Калужской области. Дядя тоже воевал, он был участником парада 24 июня 1945 года на Красной площади. У меня бабушкина сестра тоже воевала и еще два деда, то есть бабушкины братья, тоже погибли на войне. Вот я пишу всегда и посвящаю всем. Мне кажется, что это мой долг рассказать о них и о других людях. И вот конкурсное стихотворение «Напиши, дядь Вань», на конкурс «Без срока давности», мне казалось, когда я его писала, что это мог быть мой дед. Это святая тема для меня конечно.
— Где вы публикуете свои стихи и чувствуете ли себя популярной?
— Стихи на разных сайтах выкладываю, в общем-то, с этого всё начиналось. Есть сборники: «Чувства без границ», «Георгиевская лента», «Наследие». Популярной я себя вообще не чувствую и вообще стараюсь быть в тени, даже скорее так. В конкурсах участвую либо по настроению, либо у конкурса название хорошее. Вот мне понравилось название «Без срока давности» чтобы поучаствовать. Но не считая военной темы — это вот всегда, если приглашают, я участвую всегда.
— Участвовали ли вы еще в каких-либо конкурсах? Может быть вы выступали на сцене?
— Был у нас, в Калуге, конкурс, тоже посвящённый Великой Отечественной войне: «Есть имена, есть такие даты». Еще конкурс Твардовского. Есть награды и медали, есть грамоты конечно. Читала там стихи, но сцены там как таковой нет.
— Вы не читали свои стихи в школах или университетах как педагог?
— Свои стихи не читала и не планировала как-то, даже не думала. Одно дело писать, а другое — читать собственные стихи. Я их не запоминаю. Знаю конечно наизусть несколько, но у меня их порядка тысячи и это просто невозможно.
— Что можете сказать о проведённом нашим изданием конкурсе «Без срока давности»?
— Трудностей не было никаких, как вы понимаете. Стихотворение уже у меня было. Ожиданий тоже не было. Для меня это скорее стало неожиданностью, что я заняла первое место. Понравилась последующая встреча поэтов в Людиново, добрая и сердечная, с чтением стихов. Мне там даже захотелось прочитать, хотя обычно я не афиширую себя.
— Будете ли вы еще участвовать в конкурсах?
— В конкурсах о Великой Отечественной войне буду, с удовольствием даже.
— Что вы можете пожелать начинающим писателям и поэтам?
— Если кто-то уже пишет или даже еще только начинает писать, то самое главное помнить что, форму всегда можно изменить. Да даже придумать самому можно форму стиха. Но главное чтобы был смысл и душа. Если нет души, то стихотворение не напишешь или сразу видно, что оно не состоялось, можно так сказать. То есть нужно всё прожить. Какой бы сюжет ни был, из собственной жизни, если вы проживаете тот сюжет, то всё получится. Надо прочувствовать это всё. Если вам кто-то что-то сказал, вы всё равно должны прожить эту ситуацию, и тогда у вас получится. А рифму и форму всегда можно изменить.
— Благодарю вас за интервью! Уверен, ваши советы помогут начинающим писателям найти себя. Желаю вам новых творческих успехов.