Для многих не секрет, что защищённость бизнеса российских компаний на таможенных границах ЕАЭС (Евразийского экономического союза) оставляет желать лучшего. Никто из участников ВЭД (внешнеэкономической деятельности) не застрахован от того, что таможенный орган, много лет признавая действия участника ВЭД законными, в один момент может признать их незаконными и превратить любого добросовестного участника ВЭД в злостного нарушителя таможенного законодательства, а его руководителя в преступника.
Именно о причинах возникновения таких случаев и о том, как не оказаться незаконно привлечёнными к ответственности со стороны таможенных органов, мы поговорили с экспертами в области внешнеэкономической деятельности, имеющими большой опыт таможенной и следственной службы: бизнес-адвокатом Мариной Эрзя (г. Санкт-Петербург) и Управляющим партнёром юридического агентства «Априори-ДВ» Дмитрием Полевым (г. Москва).
Вопрос адвокату Марине Эрзя:
— К чему должна быть готова компания, занимаясь внешнеэкономической деятельностью?
— Каждый участник ВЭД должен чётко осознавать и быть готовым к тому, что в любой момент в отношении него может быть проведена таможенная проверка, в том числе, после выпуска товаров, по всем декларациям за предыдущие 3 года. А таже, что при всей правоте участника ВЭД, результаты одной проверки могут поставить под сомнение законность всей его многолетней внешнеэкономический деятельности. Результаты проверки могут повлечь для самой компании не только многомиллионные убытки в виде доначисленных таможенных платежей и штрафов при привлечении к административной ответственности, но и стать основанием для привлечения руководителя компании к административной и уголовной ответственности. К возможным ошибкам и незаконным решениям таможенного органа, от которых никто не застрахован, участник ВЭД тоже должен быть готов и должен знать, как в таком случае правильно и эффективно защищать свои права и интересы.
— С какого момента для участника ВЭД могут возникнуть вышеуказанные негативные риски и когда надо начинать защищать свои интересы и права?
— Вообще любые риски для предпринимательской деятельности возникают с момента начала её осуществления. Внешнеэкономическая деятельность не исключение, поэтому все риски нужно оценить и минимизировать перед тем как вообще начать эту деятельность. Нужно знать, что отсутствие каких-либо вопросов и претензий со стороны таможни на протяжении долгого периода внешнеэкономической деятельности, не гарантирует участнику ВЭД того, что в последующем не возникнут эти самые вопросы и риски по «беспроблемному» периоду. Риск доначисления таможенных платежей по конкретной декларации и по аналогичным декларациям за предыдущие 3 года, а также риск привлечения к административной и уголовной ответственности возникает уже с момента подачи декларации, если таможенный орган усомнится в достоверности заявленных в ней сведений. Начало проверки и поступление запросов или требований таможенного органа в адрес участника ВЭД о предоставлении тех или иных документов — это как раз те «первые звоночки», которые свидетельствуют о возникновении подобных рисков и это сигнал для участников ВЭД, чтобы начинать действовать по своей защите.
Вопрос Управляющему партнёру юридического агентства «Априори-ДВ» Дмитрию Полевому:
— Так что же всё-таки делать импортёрам для того, чтобы безопасно осуществлять деятельность в области ВЭД?
— Прежде всего, не игнорировать запросы таможенных органов, отвечать на них подробно, собирая тем самым доказательственную базу ещё на стадии декларирования товаров. Кроме того, необходимо использовать возможность получения предварительных консультаций таможенных органов через имеющиеся административные регламенты: например, проведение консультаций между таможенным органом и декларантом в целях обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров в Российскую Федерацию; получение предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию; предварительных решений о происхождении товаров и об их классификации.
При сборе доказательств, которые особенно сложно собрать именно при классификации товаров, необходимо использовать исследования институтов, экспертные исследования, а также заключения специалистов, которые бы предоставляли объективную оценку характеристикам товаров, необходимым при определении кода ТН ВЭД. Ну и, конечно же, обращение к профессиональным участникам рынка – таможенным представителям и специализированным таможенным юристам – является гарантированной минимизацией возможных неблагоприятных последствий. В частности, на стадии проведения любой формы таможенного контроля возможно оказание содействия в виде грамотной подготовки ответов на вопросы и необходимого пакета документов, а также постановки правильных вопросов экспертам при назначении таможенных экспертиз.
Вопрос адвокату Марине Эрзя:
— А как нужно правильно действовать участнику ВЭД и эффективно защищатьсяв ходе таможенной проверки, а также при привлечении к административной и таможенной ответственности?
— Каждый участник ВЭД максимально ответственно должен отнестись к самой таможенной проверке, так как это самый главный и значимый этап. Именно результаты проверки становятся основанием для последующего возникновения всех негативных последствий для участника ВЭД. В рамках проверки очень важно правильно и полно отвечать на все запросы и требования таможни, представлять запрашиваемые документы. Но участник ВЭД ошибается, когда считает, что он должен представлять в таможню исключительно эти запрашиваемые документы и сведения. Фактически проверяемый предприниматель вправе заявлять ходатайства, представлять дополнительные документы, доказательства, пояснения, которые таможенному органу могут быть нежелательными, но необходимыми участнику ВЭД для его последующей защиты при несогласии с результатами проверки. Если в ходе проверки вести пассивную позицию и не представлять важных для участника ВЭД доказательств, потом это крайне трудно будет восполнить. Ведь наличие таких доказательств в материалах проверки как раз может изменить её результаты в пользу участника ВЭД. А вот при их отсутствии — может грозить многомиллионными доначислениями, а также возбуждением административных и уголовных дел.
По делам об административных правонарушениях также важно вести активную позицию и защищаться, представляя свои доказательства, давая пояснения в своих интересах. Такие доказательства могут прямо повлиять на то, будет ли участник ВЭД привлечён к ответственности, или какое наказание будет к нему применено.
Что касается уголовных дел, то каждому из них предшествует доследственная проверка. И если в ходе неё также вести активную позицию защиты, представлять доказательства в свою пользу, уголовные дела могут и не возбудить. А если и будут возбуждены «в погоне за показателями», то не будут иметь судебной перспективы.
Отдельного внимания заслуживает право обжалования действий и решений должностных лиц таможенных органов на всех вышеуказанных этапах в надзирающую за таможней транспортную прокуратуру или вышестоящий таможенный орган. При активной позиции защиты участника ВЭД это довольно эффективное направление, которое даёт положительные результаты. Но если ничего не делать, никак не защищаться и свои доказательства таможенному органу не предоставлять, то жалобы будут абсолютно бесполезны.
Вопрос Управляющему партнёру юридического агентства «Априори-ДВ» Дмитрию Полевому:
— Бытует мнение, что судиться с таможенными органами, что называется, «себе дороже». Как Вы считаете, в сегодняшних реалиях обращение в суд – это гарантия защиты прав участников ВЭД?
— Достаточно часто слышу от клиентов, что обращение в суд является чем-то негативным, скорее, крайней мерой, когда участники возмущены несправедливостью принимаемых таможенными органами решений. Но в основном, главной причиной обращения в суд является желание защитить свой бизнес и сохранить рабочие места.
С чем приходят ко мне клиенты – с многомиллионными доначислениями таможенных платежей за товар, который был ввезён годами ранее и давным-давно реализован. При этом зачастую заявители даже не понимают, почему им были выставлены подобные суммы, ведь много лет они ввозили товар без нареканий со стороны таможенных органов. Детальное изучение самого основания для доначислений денежных средств, как правило, ясности не вносит. И тогда дело переходит в плоскость судебных разбирательств. И здесь следует остановиться на том, что основной принцип работы таможенных органов сегодня – это незавершённость таможенного контроля со стороны административного органа и перенос его на стадию судебного разбирательства. К сожалению, именно такой подход всё чаще встречается в практике таможенных органов.
На недопустимость подобных действий неоднократно указывали и Верховный Суд Российской Федерации, и ФТС России. Вместе с тем, на практике из-за боязни упустить доначисления, таможня исключительно уже только в суде приобщает материалы, отсутствующие на момент завершения форм таможенного контроля. При этом доказательства и доводы лица в период проверочных мероприятий игнорируются, в связи с этим сроки проверки сокращают до минимума. Дополнительных вопросов у таможни также не возникает. Однако в суде таможенный орган, как правило, даёт оценку представленным доказательствам и пояснениям проверяемого лица по принципу отрицания, а также строит дальнейшие предположения о незаконности действий импортёра.
Всё это не способствует укреплению взаимопонимания таможни и бизнеса. Поэтому с данным подходом, применяемым таможенными органами, возможно и необходимо бороться при отстаивании интересов участников внешнеэкономической деятельности, тем самым, исключая излишнюю нагрузку на судебную систему.
— Получается, что единственной гарантией спокойствия бизнеса является обращение в суд?
— Даже обращение в суд и положительное судебное решение в пользу участника ВЭД не всегда гарантирует возврат денежных средств и отсутствие новых проверочных мероприятий. Таможенные органы в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС имеют право проверять деятельность подконтрольных лиц в течение 3-х лет после выпуска товаров. В моей практике были ситуации, когда после отмены в суде решений о внесении изменений в ДТ (деклараций на товары), таможня повторно проводила контроль и принимала новые решения, запрашивая один и тот же пакет документов. Судебная практика в этом вопросе единогласна – принятие новых решений по результатам пересмотренного ранее пакета документов, признанного судом достаточным для определения таможенной стоимости, является преодолением силы вынесенного судебного акта. В приведенной ситуации суды встают на сторону импортёра. Но, к сожалению, лицо несёт дополнительные расходы, связанные с вынужденными судебными разбирательствами.
Вопрос адвокату Марине Эрзя:
— Есть ли какие-то общие стратегии защиты участников ВЭД в ходе таможенной проверки, а также в ходе административного или уголовного преследования?
— Ситуации и обстоятельства у каждого участника ВЭД свои, и у каждого случая свой «рецепт успеха» и своя стратегия защиты. Зачастую приходится разрабатывать и применять самые нестандартные и нераспространённые способы защиты. Объём и виды доказательств для каждого случая тоже свои. Иногда эти доказательства в пользу участника ВЭД приходится добывать и за пределами РФ, что для самого таможенного органа затруднительно. Они даже не заинтересованы в их получении, так как именно эти доказательства могут разрушить их позицию. И чем раньше будет выстроена и реализована стратегия защиты, тем больше шансов предотвратить либо минимизировать негативные последствия для участника ВЭД.
- А какие бы схемы Вы НЕ рекомендовали использовать участникам ВЭД при защите своих интересов в таможенных органах?
— Абсолютно бесполезной «дорогой в никуда» является «договориться» с кем- то из таможни, чтобы не было доначислений или избежать ответственности. Это чреватые для участника ВЭД «договорённости», которые могут только усугубить его положение. Я категорически против таких «способов защиты». На самом деле, законом предоставлены участникам ВЭД права, которые с большой эффективностью могут быть использованы в его интересах. Другое дело, что ими нужно своевременно и правильно пользоваться. Для результативной защиты есть квалифицированные юристы и адвокаты с большим таможенным опытом. Их своевременное привлечение также является одним из способов минимизации негативных последствий для участников ВЭД.
Вопрос Управляющему партнёру юридического агентства «Априори-ДВ» Дмитрию Полевому:
— А что, по Вашему мнению, существенно осложняет работу бизнеса и диалог таможенных органов с участниками?
— Помимо показателей таможенных органов в фискальной области, полагаю, что большое количество неработающих на практике правовых норм, призванных облегчать жизнь профессиональным участникам рынка, значительно осложняет им жизнь. Я состою в Ассоциации деловых партнеров в сфере внешнеэкономической деятельности (далее — АДП ВЭД) и являюсь Руководителем экспертного правового комитета Ассоциации, где мне часто приходится сталкиваться с проблемами правоприменения, затрудняющими деятельность, в том числе и таможенных представителей.
Так, например, при проведении таможенной проверки в отношении декларанта в адрес таможенного представителя направляется лишь выписка из акта таможенной проверки, которая содержит исключительно резолютивную часть. Изложенное исключает возможность не только направить какие-либо возражения, но и в принципе разобраться в результатах проверки. При этом в тех редких случаях, когда акт проверки предоставляется таможенному представителю проверяемым участником ВЭД в полном объёме, таможенные органы отказывают в принятии и рассмотрении возражений на акт.
Ещё одной неработающей нормой является пункт 5 статьи 405 ТК ЕАЭС, касающийся освобождения таможенного представителя от солидарной обязанности по уплате таможенных платежей в случаях, когда представляемое лицо допустило нарушения, за которые таможенный представитель не несёт ответственности. Вместе с тем, при проведении таможенных проверок вопрос о наличии либо отсутствии обстоятельств, исключающих солидарную обязанность таможенного представителя, таможенными органами не проверяется и не исследуется, выводы по нему в актах не приводятся.
Приходится в суде доказывать, что таможенный представитель, действуя правомерно, предоставил необходимый пакет документов и не знал о незаконности перемещения товаров через таможенную границу Союза. В моей практике имеются положительные примеры решения аналогичных ситуаций в пользу клиента.
Вопрос адвокату Марине Эрзя:
— А есть ли какие-то общие и спорные системные подходы, применяемые таможенными органами при привлечении участников ВЭД к ответственности?
— Да, такие способы есть. Их «под копирку» применяют многие таможенные органы системы ФТС России для того, чтобы вместо одной декларации доначислить таможенные платежи также по другим декларациям за предыдущие 3 года, чем они могут повысить показатели своей работы.
К таким способам, например, относится распространение результатов экспертизы, проведённой по пробам и образцам товара, задекларированного в рамках одной декларации к другим декларациям, по которым этот товар декларировался за предыдущие 3 года и по которым никакие исследования не проводились.
Следующим распространённым способом является способ, когда на протяжении нескольких лет один и тот же таможенный орган, выпуская товар по многочисленным декларациям участника ВЭД в рамках одного контракта, по одному и тому же пакету документов, при неизменности описания и состава товара и его кода ТН ВЭД, а также при неизменности таможенной стоимости товара, на каком-то этапе вдруг признаёт, что всё, что, до этого делалось участником ВЭД за последние 3 года и принималось таможенным органом без каких-либо замечаний, внезапно признаётся неправильным.
Или же другой способ, когда уголовные дела возбуждаются и руководители компаний-участников ВЭД привлекаются к уголовной ответственности в период судебного обжалования участниками ВЭД решений таможенных органов ещё до вынесения судебных актов, признающих данные решения законными. Признание судом таможенных решений незаконными — это безусловное основание для прекращения уголовного дела и свидетельствует вообще о незаконности его возбуждения. Но, как правило, судебное обжалование занимает несколько месяцев. А за этот период расследования уголовного дела дознавателями и оперативными сотрудниками таможенного органа столько бывает «наломано дров», что восстановить деловую репутацию, а порой, и сохранить бизнес становится очень сложно. С прекращением незаконно возбуждённого и расследованного уголовного дела может прекратиться абсолютно законный бизнес, и участник ВЭД перестанет быть как налогоплательщиком, так и работодателем.
— Но с такими подходами удаётся бороться?
— Да, конечно, и довольно успешно. Непросто и не быстро бывает, как раз в тех случаях, когда участник ВЭД бездействовал на этапе таможенной проверки и не реализовал свои права на защиту. Но чем сложнее ситуация, тем ценнее бывает победа.
— А есть ли случаи привлечения должностных лиц таможенных или следственных органов к ответственности за допущенные нарушения прав компаний и их руководителей?
— Да, такие случаи есть и в моей практике тоже. Так, например, за причинение убытков с государства взыскивались многомиллионные убытки в пользу предпринимателей, а государство взыскивало эти суммы уже с виновных должностных лиц. Кроме того, имеют место быть и случаи привлечения к уголовной ответственности сотрудников следственных органов за нарушение прав предпринимателей при расследовании уголовных дел. Но, к сожалению, многие случаи незаконных действий в отношении предпринимателей остаются безнаказанными, поскольку не каждый готов защищать себя и свой бизнес, полагая, что вступает в «войну с системой» и справедливости искать бессмысленно. Я, как адвокат, а также как ветеран следственных и таможенных органов, с такой позицией не согласна, терпеть беззаконие не следует. Как показывает практика, прекращение незаконного уголовного преследования и восстановление всех прав предпринимателей возможно только путём активной и правильной защиты. И чем быстрее эта защита начинается, тем меньше шансов наступления самых негативных последствий.
Выслушав мнение наших экспертов, лишний раз приходишь к выводу о том, что разрушению законного бизнеса на таможенных границах можно и нужно препятствовать. В современных реалиях каждый бизнес важен. Создать его, наладить внешнеэкономические отношения, выстроить логистические пути, сделать рабочие места -это тяжёлый, но обязательный труд. Многие организации осуществляют импорт товаров, обеспечивая деятельность целых стратегически важных секторов экономики РФ. Возложив непосильную ответственность на участников ВЭД в погоне за выполнением показателей, «убить» этот бизнес можно очень быстро. В результате выиграют только бездушные цифры показателей в таможенных отчётах, а проиграем все мы — как граждане страны, доходность которой определяется, в том числе, деятельностью многочисленных участников ВЭД. Пока внешнеэкономический бизнес следует по «красному» таможенному коридору. Будет ли открыт «зеленый» коридор, время покажет.