В Госдуму РФ внесён пакет законопроектов, направленный на борьбу с недостоверной информацией, публикуемой под видом общественно значимых достоверных сообщений. Этот документ можно рассматривать как итог долгосрочной планомерной работы по выбору наиболее оптимальных средств для обеспечения общественной безопасности в Рунете.
Почему юристы считают российский законопроект одним из наиболее прогрессивных для данной сферы, наглядно объясняется в таблице РАПСИ, объединяющей весь мировой опыт последних лет.
Авторы законопроекта отмечают, что «неконтролируемое распространение недостоверной информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, может создать реальную опасность для жизни и здоровья граждан, привести к массовым беспорядкам, создать угрозу государственной, общественной или экологической безопасности».
Предшественником российского законопроекта, пожалуй, следует считать проект, обнародованный Еврокомиссией. Согласно нему, программы обмена сообщениями и другие цифровые службы будут обязаны предоставлять данные пользователей правоохранительным органам в течение 10 дней после получения запроса. Для экстренных случаев указан срок в 6 часов. Документ предусматривает распространение правил на все технологические компании, которые могут располагать так называемыми электронными доказательствами, необходимыми для проведения уголовных расследований, независимо от территориального расположения самих компаний и их серверов.
Тема фейков в последние годы звучит на крупнейших дискуссионных площадках. В частности, она стала ключевой на парламентской сессии ОБСЕ. Поиск антифейковой стратегии внесён в число приоритетов во многих странах Европы и США. В Москве 23-24 ноября прошёл международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовом информационного и исторического фальсификата».
В качестве организаторов форума выступили Министерство иностранных дел РФ и журнал «Международная жизнь». Мероприятие проводилось при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Участниками форума стали ведущие российские и зарубежные эксперты в области медиа структур, дипломатии, истории, политики и информационной безопасности. В рамках мероприятия состоялось четыре сессии, каждая из которых рассматривала различные аспекты трансформации современной информационной и исторической среды под влиянием дезинформации и намеренных фальсификаций.
В ходе сессии каждый из участников раскрыл влияние отдельных факторов на формирование исторического дискурса, отметив при этом важность недопущения фальсификации и искажения реалий и фактов при формировании объективной исторической истины.
Ответственность за распространение фейковых новостей
И понятие такой информации, и ответственность за её распространение в России появились в марте 2019 года: в закон о защите информации внесены соответствующие поправки, КоАП дополнен статьями, направленными на противодействие фейковым новостям. Так, распространение в СМИ и Интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений влечёт административную ответственность в виде штрафа в размере от 30 тыс. до 500 тыс. рублей для организаций с возможной конфискацией предмета административного правонарушения, если правонарушение совершено гражданином или юридическим лицом
(ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ).
Кроме того, публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия, теперь является уголовным составом (ст. 207.2 Уголовного кодекса), так же, как публичное распространение заведомо ложных сведений об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (ст. 207.1 УК РФ).
Судя по данным судебной практики, к ответственности по этим статьям привлекаются не только общественные активисты, журналисты, СМИ (хотя они в первую очередь), но и рядовые интернет-пользователи. Иными словами, любой пользователь, который ведёт активную жизнь в сети – оставляет комментарии к постам в социальных сетях, общается в групповых чатах в мессенджерах — потенциально попадает в зону ответственности в силу закона. Должны ли отдельные граждане придерживаться того же стандарта точности при их частном обмене информацией в Интернете, что и СМИ, в обязанность которых входит предоставление точной и надёжной информации в соответствии с этическими нормами журналистики. Но самое главное и страшное то, что некоторые заявители осознанно и с заведомо злым умыслом публикуют недостоверную информацию! Есть нормы Гражданского кодекса о защите чести, достоинства и деловой репутации, есть нормы Уголовного кодекса об ответственности за клевету — но всё это действует только в отношении отдельно взятых лиц и организаций.
Отсутствие однородной судебной практики не позволяет однозначно ответить на вопрос о том, кто может привлекаться к ответственности за распространение фейковых новостей — только журналисты и СМИ или любые интернет-пользователи. Однако вынесение не только обвинительных, но и оправдательных приговоров даёт надежду на то, что в будущем суды всё же сформулируют чёткие критерии привлечения к ответственности за публичное распространение недостоверной общественно значимой информации.
Ознакомиться с материалами данного дела можно на официальном сайте ЕСПЧ, Минцифры России.
Источник: ГАРАНТ.РУ