Былинное число «тридцать три» каждый воспринимает по-своему. У кого-то оно вполне может ассоциироваться с мифическими пушкинскими богатырями, «в чешуе, как жар горя…», выходящими из морских вод, а для кого-то это число ассоциируется совсем с иным, весьма значимым и в чём-то не менее сказочным событием: ровно тридцать три года назад 15 ноября 1988 года, опережая идеи писателей-фантастов, успешно стартовала грандиозная космическая система МКТС «Энергия Буран».
Газета «ПРЕЗИДЕНТ» уже писала о том, как Советский Союз смог за сравнительно небольшой срок построить этот уникальный космический аппарат, вовремя купировав серьёзную опасность, исходившую от планов по дальнейшей реализации небезызвестной американской программы «Спейс Шаттл». Трудовой подвиг многих людей самых разных профессий и сконцентрированные усилия объединённой системы производств всего могучего Советского государства позволили обогнать дорогостоящие проекты конкурентов. Но вскоре после триумфального и единственного полёта «Бурана», наступила эпоха Перестройки. В какой-то момент система «Энергия Буран» перестала казаться целесообразной. Так завершился очередной дерзкий шаг отечественной космонавтики, устремлённый в далёкое будущее, оставивший позади себя, к сожалению, и наше настоящее.
Очередную годовщину исторического запуска отмечали 15 ноября в городе Жуковском, жители которого приняли в своё время самое непосредственное участие в создании этого орбитального ракетоплана. Организаторами встречи под названием «Буран — победа системы» стали «Клуб Героев города Жуковского», Жуковский городской комитет КПРФ, депутаты городского совета, культурные и общественные деятели авиаграда.
Активно поддержало эту идею и известное арт-объединение «Созвездие видений» Творческого союза профессиональных художников, с 2018 года осуществляющее передвижные историко-художественные выставки в рамках Всероссийского культурно-выставочного проекта «Буран — крылатая легенда». Созданное в Москве двадцать лет назад по инициативе художника и поэта Дмитрия Васильевича Ярошевского (кстати, уроженца Жуковского), оно сплотило мастеров искусств разных жанров и стилей из многих городов России.
Тема же «Бурана» для «созвездьевцев» совершенно особая — во многих их картинах, написанных с тонким художественным чувством и талантом, читается великая гордость за страну, создавшую это чудо техники, и за подлинных героев, что взяли на себя смелость первыми испытать его.
Особое внимание собравшихся было уделено четырём портретным работам кисти московской художницы Аиды Ханемайер из серии «Пилоты Бурана», поставившей благородную цель увековечить в портретах шестёрку отважных лётчиков-испытателей: И.П. Волка, А.С. Левченко, Р.А. Станкявичуса, А.В. Щукина, А.С. Бородая и И.И. Бачурина, которым довелось поднимать в воздух так называемый «БТС-002» — полноразмерный самолёт-аналог космического корабля «Буран», предназначенный для наземных испытаний и отработки в атмосфере схем захода на посадку, включая автоматические режимы. Не менее выразительны и работы Сергея Демиденко, выполненные акварельными карандашами.
Помимо художественных произведений на выставке было представлено некоторое количество филателистических артефактов: почтовых конвертов и открыток с наклеенными марками и спецгашениями, подписанных самими участниками программы — космонавтами, лётчиками-испытателями и генеральными конструкторами.
Вёл мероприятие один из его главных инициаторов, депутат Жуковского городского Совета депутатов, Михаил Михайлович Агафонов. Среди почётных гостей и выступающих были также: заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Вотинцев Игорь Викторович (ОКБ Сухого), Герой России, заслуженный лётчик-испытатель Щепетков Олег Адольфович. (ЭМЗ Мясищева), первый заместитель главного конструктора «Пилотажно-исследовательского центра» Остапенко Виктор Петрович и другие. Интересную историю про то, как создавалась теплозащитная система отечественного «челнока», рассказал и один из её разработчиков, кандидат технических наук Юрий Джураевич Ходжаев.
– «Буран» это не только наше прошлое, но и наше будущее. Сейчас я говорю не о совершенном техническом объекте как таковом, а о самой сакральной идее непрерывного упрямого научного поиска со всеми неизменными взлётами, падениями и победами на этом долгом пути к звёздам. Её, собственно, мы и стремимся отразить в наших работах посредством языка цвета и образов. Ну, и саму историю, конечно, слава Богу, нам есть чем гордиться! – сказал Дмитрий Ярошевский.
– Такие встречи, несомненно, нужны! Мы поддерживали и будем их поддерживать. Совершенно очевидно, что высказанная уже давно Президентом РФ мысль о необходимости создания большого Национального музея авиации именно здесь в Жуковском, актуальна сегодня как никогда. В настоящий момент нами прорабатываются различные варианты реализации этих планов. – подвёл итоги председатель Совета депутатов Городского округа Жуковский Борис Евгеньевич Аубакиров.
В заключении депутатом Агафоновым была озвучена инициатива о создании в центре авиационной науки Интерактивного планетария с интегрированным в его архитектурный облик одного из сохранившихся аппаратов «Буран» («Изделие 2.01»), находящимся в г.Жуковском. Конечно, всё это требует немало бюджетных средств, но стоит ли экономить на собственной культуре и истории? Особенно на тех её страницах, которыми по праву будем гордиться и мы, и все наши будущие поколения?