Информационно-коммуникационные технологии, в особенности, создаваемые с элементами искусственного интеллекта, стремительно развиваясь и проникая во все сферы человеческой деятельности, оказывают все большее влияние на социокультурное пространство в целом. В том числе и на систему образования, на сознание участников образовательного процесса (преподавателей, учащихся и членов их семей, организаторов и работников системы образования и т.д.).
Ввиду непрерывного роста техногенного негативного воздействия на человека со стороны применяемых в процессе образования электронных устройств возросла угроза резкого ухудшения физиологического и психического здоровья учащихся.
Вместе с тем в современном обществе в целом непрерывно происходят процессы коренной трансформации: переоценки ценностей, традиционного образа жизни, возникает необходимость в новых специальностях. И, в то же время, становятся не нужными специалисты многих профессий, по которым продолжается подготовка кадров. Коренным образом меняются требования социальной инфраструктуры, всех сфер жизнеобеспечения, и соответственно работодателей к сотрудникам.
Сложилось принципиальное несоответствие между потребностью практики в кадрах нового поколения (нового мышления, новых знаний, новых профессиональных навыков, новых этических представлений), соответствующих сегодняшним реалиям и старой системой образования, не только абсолютно неспособной удовлетворить эту потребность, но и даже осознать свою несостоятельность.
Современный человек и, конечно же, современный учащийся – новый антропологический тип. Дополнительная память ученика – Интернет, выполняющий функцию запоминания и хранения информации, представленной в виде связанного гипертекста. Такая архитектура современного информационного пространства, соответственно, способствует формированию особенного, характерного для нового состояния мира, образа мышления ученика, который, как показывает практика, не знаком учителю, получившему классическое педагогическое образование.
Биопсихическая природа индивида сегодня неполноценна без учета его электронных «надстроек», «наслоений» и сетевых взаимосвязей.
Современные школьники и студенты являются акторами сетевого взаимодействия, часто синхронно находятся в двух измерениях: школьном и сетевом, следовательно, применение теперь дидактических принципов Я.А. Коменского в организации учебного процесса бессмысленно и ошибочно.
Новый учитель заведомо должен быть профессионально подготовлен – специально обучен, достаточно эрудирован, методически и технологически вооружен, чтобы быть способным в режиме текущего времени, по соответствующему случаю выстраивать параллели между учебными дисциплинами, обсуждать возможные сценарии дальнейшего развития рассматриваемой темы.
В связи с этим и во избежание окончательной утери педагогического контакта с учащимися, которые сами, как объекты-субъекты современного социума, находятся в процессе непрерывной интеллектуально-психологической трансформации, возникает необходимость:
– философского осмысления места и роли цифровых технологий в современном образовании и образовании будущего;
– формирования новой парадигмы образования, новых конструкций и наполнения этих конструкций новым содержанием, новой методикой, новыми технологиями, в том числе здоровьесберегающими;
– восполнения пробелов, вызванных утратой возможностей для воспитания подрастающего поколения и обеспечения творческого развития личности и, в итоге, формирования определенных мировоззренческих, духовно-нравственных качеств, необходимых для эффективного участия молодежи в решении общегосударственных задач.
В условиях постоянно меняющейся реальности и цифровой трансформации социума необходимо:
– разработать Концепцию новой философии образования;
– создать соответствующую новым реалиям научно-методологическую базу, на основе которой и следует разрабатывать образовательные технологии и методики, стратегии обучения, обеспечивающие формирование качественно нового человека;
– исследовать воздействие цифровой социализации на особенности моделей деятельности, общения и психологию подрастающего поколения;
– изучить вопрос о готовности преподавателей, получивших классическое педагогическое образование, трансформировать свою деятельность под запросы и особенности стиля обучения представителей современного поколения;
– исследовать положительные и отрицательные последствия, в том числе медицинские, внедрения цифровых технологий в процессе образования;
– внедрить новые педагогические методики, разработанные в результате системного анализа современности, особенностей ожидаемого нового технологического уклада и формирующейся новой картины мира.
Во исполнение поручения Президента России В.В. Путина от 2 января 2016 г. по созданию онлайн-портала «Электронная школа» по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования и первого российского форума «Интернет Экономика» Академия гуманитарных исследований, WEB-Издательство «Мультимедиа технологии», Центр развития информационно-коммуникационных технологий и образовательных ресурсов Московского технического университета связи и информатики, имеющие многолетний опыт создания Мультимедийных интерактивных онлайн ресурсов (МИОР), разработали инструментально-программную технологию, которая позволяет наладить массовое производство МИОР, в том числе на основе уже существующих электронных курсов, разработанных в других организациях и проявивших высокое качество контента – содержимого учебного материала.
Разработано множество электронных курсов для системы школьного, вузовского и послевузовского образования, в том числе, для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наши электронные программы и информационно-коммуникационные технологии полностью являются отечественными разработками.
В свою очередь, Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 27 августа 2020 г. (протокол № 17) утвердил «Приоритетные направления поддержки проектов по разработке и внедрению отечественного программного обеспечения в рамках сквозных цифровых технологий (высокотехнологичных направлений)», среди которых обозначены принципиально новые требования к Платформам для онлайн-образования.
Безусловно, разработанные в настоящее время цифровые учебные курсы и электронные учебники– это не окончательное решение проблемы, а только начало целостного процесса эволюции учебников и дидактических материалов, создания новых электронных курсов, которые будут обладать несоизмеримо большими функциональными возможностями.
Дальнейшая цифровизация образования должна идти в направлении создания мультимедийной, интерактивной, многофункциональной платформы, расширения возможностей полноценного доступа к достоверным образовательным, библиотечным, музейным и другим ресурсам.
Именно Цифровую трансформацию мы рассматриваем как обязательное условие и катализатор переформатирования российского образования в соответствии с требованиями современности.
Учитывая вышесказанное, выражаем полную поддержку намерениям по созданию в Российской Академии образования отделения цифровой трансформации.
Вместе с тем, для практической реализации обозначенных предложений было бы чрезвычайно важно создание в обновляемой в настоящее время Российской Академии образования специального структурного подразделения – «Центра развития инновационных образовательных технологий РАО».
Предлагаемая платформа должна обладать возможностью осуществлять следующие функции:
1. Перевод учебно-методической литературы в мультимедийный формат
Электронный формат дает широкие возможности визуализировать материал и внести звуковое сопровождение. Это превратит электронный учебник в учебный, образовательно-просветительский фильм.
Предлагаемые технологии позволяют также предусмотреть такие возможности платформы, при которых преподаватели и, в определенной степени учащиеся, оставались не просто потребителями, а становились соавторами электронного учебного курса – активными участниками внесения дополнений. Преподавателям и методистам предоставляется возможность загружать в соответствующий раздел платформы видеозаписи своих уроков. Тогда каждый параграф учебника будет сопровожден множеством видеоуроков.
2. Интерактивизация учебно-воспитательного процесса для удаленного взаимодействия преподавателей и учащихся
В целях более эффективной организации образовательного процесса необходимо, чтобы преподаватели и учащиеся были зарегистрированы на мультимедийной интерактивной образовательной платформе.
Тогда учащиеся получат возможность оставить вопрос или комментарий к любой части текста или видеоряда. Преподаватель же, в свою очередь, сможет оставить свой ответ или вопрос. Таким образом, платформа фактически будет выполнять функции вузовской или школьной социальной сети.
Поэтому, при разработке электронных курсов «Центр развития инновационных образовательных технологий РАО» сможет также предусмотреть такие программно-технологические возможности системы, которые создадут условия, чтобы участники образовательного процесса – преподаватели, методисты, тьюторы, школьники, родители – могли не только пользоваться непосредственно электронной книгой, но и получили доступ к интерактивной платформе. На которой изучаемый в учебнике материал будет представлен в мультимедийном и интерактивном формате и на которой можно будет осуществлять деловое общение и профессиональное взаимодействие как между учеником и учителем, так и среди учащихся и преподавателей – получение консультаций, общение с единомышленниками, ознакомление с опытом коллег и друзей, обучение по родственным и дополнительным программам и т.д.
3. Репозиторий учебных и культурно-просветительских проектов
В настоящее время осуществляемая проектная деятельность школьников, студентов и членов творческих клубов и секций замыкается, как правило, в рамках данной организации. Создание единого репозитория позволит учащимся, преподавателям и всем остальным участникам учебно-воспитательного процесса быть в курсе творческой деятельности своих сверстников и коллег, как в других регионах России, так и в зарубежных странах.
4. Школьные предметные кабинеты и лаборатории
Важным дополнением к электронным учебникам станет создание электронных (виртуальных) предметных кабинетов, лабораторий и тренажеров. Что позволит частично или, при необходимости, полностью перевести содержание и практическую работу существующих школьных предметных кабинетов и лабораторий в виртуальную реальность посредством использования в их работе электронных курсов и обучающих игр, разработанных в «Центре развития инновационных образовательных технологий Российской Академии образования». Сюжет которых построен на проведении опытов и экспериментов по физике, химии, другим школьным предметам и секционным занятиям.
Являясь лидерами в России по разработке мультимедийных интерактивных образовательных онлайн ресурсов, авторы предлагаемых технологий еще в 1993 г. подготовили первый в России учебный курс на CD-ROM. А с 2005 г. первыми в России создали образовательный портал www.TeachPro.ru, разработали комплексную систему обеспечения деятельности первой электронной библиотеки в России – Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина в Санкт-Петербурге.
Технологические особенности разработанного плеера обеспечивают:
– закладки к урокам и другие механизмы динамической структуризации курса;
– контрольные вопросы и тестовые задания, от которых зависит траектория обучения;
– возможность многократного повторения каждого предложения для сравнения с эталонным произношением (при изучении иностранных языков);
– деятельностное обучение с «живым» управлением виртуальными моделями объекта (для практических и лабораторных занятий уроков физики, химии и др.).
Особыми преимуществами предлагаемых МИОР являются:
– 100% мультимедийность: озвученные видео- и слайд фильмы, анимация, графика;
– 100% идентификацию участников учебного процесса;
– 100% отслеживание их внимания, сосредоточенности на конкретных участках монитора;
– сбор статистических данных по результатам учебного процесса и их обработка.
Уникальность предлагаемых технологических решений разработанной системы заключается еще и в том, что они в совокупности позволяют превратить освоение учебного материала в увлекательное занятие, что, в свою очередь, резко повышает эффективность процесса обучения, качество и устойчивость итоговых результатов.
Такого уровня технологий сегодня нет не только в России, но и за рубежом.
Создание такого инновационного, творчески ориентированного, основанного на использовании современных цифровых технологий собственного производства с использованием искусственного интеллекта образовательно-просветительского пространствав совокупности позволит России выйти на уровень мировых лидеров в области онлайн образования. Позволит коренным образом переформатировать и модернизировать отечественную систему образования в целом в соответствии с требованиями современности, восстановить ее конкурентоспособность и привлекательность в мире. Эффективнее отстаивать национальные интересы в сфере науки, образования и просвещения в формировании творческой, разносторонне развитой личности, подготовке высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные задачи государственного строительства и дальнейшего развития благополучия России.
Материал подготовил:
Президент Академии гуманитарных исследований, шеф-редактор журнала «Философские науки», эксперт Государственной Думы РФ, академик РАЕН
Х.Э. Мариносян