Татьяна Николаевна Москалькова, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, 8 сентября т.г. в Казани посетила новый полилингвальный общеобразовательный комплекс «Адымнар – путь к знаниям и согласию». Идея создания комплекса, архитектура и инфраструктура зданий впечатлили российского омбудсмена.
Данный проект инициирован первым Президентом Республики Татарстан, Государственным Советником Республики Татарстан М.Ш.Шаймиевым, поддержан Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Президентом Республики Татарстан Р.Н.Миннихановым.
Татьяна Николаевна отметила, что создание модели современной школы, обеспечивающей ребенка на качественное образование на русском, татарском и английском языках в соответствии с новой редакцией «Конституции Российской Федерации», задачами Национального проекта «Образование» и федеральными образовательными стандартами, воспитание конкурентоспособной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Татарстана и России — это веление времени. В республике, где бок о бок живут представители 173 национальностей, крайне важно сохранять и развивать межнациональное и межкультурное согласие в обществе, воспитать молодое поколение воспринимающим разнообразие языков и культур, готовым дорожить своим историческим наследием, приумножать его и быть направленным на развитие в будущее.
При строительстве объектов комплекса «Адымнар» были использованы лучший российский и мировой опыт, новые подходы к архитектурной концепции зданий и проектным решениям образовательных пространств, отличающихся многофункциональностью помещений, современным дизайном интерьеров. Способствовать интеллектуальному, творческому и физическому развитию детей призваны оснащенные по современным требованиям многофункциональные аудитории, учебные лаборатории, мастерские, интерактивные библиотеки, школьные типография и телевидение, просторные хореографические и спортивные залы, плавательные бассейны. Реализацией проекта занимались ведущие компании строительной отрасли республики: Главное инвестиционно-строительное управление, институт «Татинвестгражданпроект», генеральная подрядная организация ООО «Грань», передовые архитектурные мастерские.
Уже сегодня в казанском полилингвальном комплексе «Адымнар» обучаются 2800 учеников. В его составе три школы: начальная на 480 мест, билингвальная на 800 мест полилингвальная на 1224 места; интернат для иногородних детей, а также загородный центр дополнительного образования.
Подобный комплекс введен в эксплуатацию 1 сентября и в городе Елабуга. До 2023 года они будут созданы в городах Набережные, Челны, Нижнекамск, Альметьевск и второй комплекс в Казани.
Серьезное значение для новых комплексов имеет вопрос подготовки педагогических кадров. В течение года на базе Казанского федерального университета для преподавания основных предметов на татарском и английском языках прошли подготовку и переподготовку более 400 учителей школ и воспитателей детских садов. Разработаны и изданы специальные учебно-методические комплекты на татарском и английском языках, уникальная программа внеурочной деятельности.
Высоко оценив проделанную работу, Т.Н.Москалькова внесла предложение издать учебное пособие для школьников по изучению прав человека в Российской Федерации. Участники встречи Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан С.Х.Сабурская, заместитель Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Т.П.Ларионова, директор полилингвального образовательного комплекса А.И.Шамсутдинов поддержали данное предложение, выразив готовность к реализации новой важной для школьников инициативы.
Гости осмотрели просторную столовую, кафе для ребят и их родителей. Татьяну Николаевну интересовали меню, ассортимент и вкусовые качества блюд, вопросы организации бесплатного горячего питания учеников младших классов. Она посетила два бассейна — для малышей и умеющих плавать детей, библиотеку, многофункциональный актовый зал и учебные классы с прозрачными стенами, побывала на уроке технологии в начальной школе.
Общение с учениками, учителями, родителями убедительно продемонстрировали благодарность за созданные условия и общее стремление к максимальной реализации права школьников на изучение государственных языков республики, глубокое знание родных языков. По мнению Уполномоченного, такие полилингвальные центры играют важную роль в сохранении языка и культуры народов России, поддержании мирных и братских этноконфессиональных отношений. «Я побывала в школе будущего. Сегодня я увидела так много новых форм обучения и философского восприятия маленького человека в этой жизни, что это нужно осмыслить. Этот опыт нужно передать другим территориям» — отметила Татьяна Москалькова.
За непродолжительное время Татьяна Николаевна успела увидеть и почувствовать особую атмосферу, которая создана в новых стенах, — атмосферу активной жизнедеятельности и стремления к знаниям.
РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «ПРЕЗИДЕНТ»