Перестройка — «повивальная бабка» российского капитализма. Дав ему путёвку в жизнь в силу непрофессионализма или ещё каких причин, она «выплеснула с водой и ребёнка» – принцип служения своей Родине. Рванув страну в рыночную экономику, навязанную нам «Западом», многие функционеры того периода рванули её имея целью в первую очередь свои интересы получения прибыли, так как насаждаемый ими рынок не соответствовал лучшим примерам рыночной экономики капиталистических стран. Во всяком случае, в отношении организации лоцманского дела.
В странах с давними традициями рыночной экономики, на которые равнялись наши реформаторы 90-х, лоцманские службы на монопольной основе служили и служат этой рыночной экономике, не участвуя в присущей ей конкурентной борьбе и не имея целью своей деятельности извлечение прибыли.
В рыночной Российской Империи государственные морские лоцманы более 300 лет исправно служили государству и даже приносили присягу верности своему долгу.
В СССР, который реформировали функционеры, лоцманскую проводку судов также обеспечивала государственная лоцманская служба в составе службы капитана порта. А команды судам и по сей день даёт «Служба управления движением судов» (СУДС).
Ни у кого, в том числе и ФАС, не вызывает изжоги тот факт, что в рыночной экономике СУДС, государственная служба, отдаёт команды частным судам в частных портах. И, вероятно, сама мысль об организации конкуренции СУДС в порту, также как, например, пожарных служб в городе, многим покажется странной. Однако лоцманские службы антимонопольное ведомство России (ФАС) почему-то упорно выталкивает в рынок, хотя реального «товарного рынка» лоцманских услуг в стране нет.
Рассматривая лоцманскую проводку судов как обычную предпринимательскую деятельность (хотя глава 6 КТМ РФ этого не позволяет), ФАС использует в её регулировании два закона, которые в одинаковой степени применимы в регулировании государством хозяйственной деятельности в рыночной экономике, но не применимы к одной организации одновременно.
Закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» повышает эффективность товарного рынка за счёт увеличения числа конкурирующих субъектов. А закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях» не допускает конкуренции субъектов естественных монополий в сфере лоцманской проводки судов.
Закон № 135-ФЗ защищает конкуренцию вообще, а закон № 147-ФЗ определяет политику государства там, где деятельность организаций в статусе естественных монополий более эффективна, чем их конкуренция.
ФАС, которая в отношении субъектов естественных монополий должна в первую очередь руководствоваться законом № 147-ФЗ, почему-то защищает уродливое подобие конкуренции между лоцманскими организациями в прибыльных портах (таких около10%), и пытается загнать оставшиеся (90%), где лоцманские службы работают монопольно, под действие закона № 135-ФЗ.
Увлёкшись защитой конкуренции и допуская её в сфере деятельности естественных монополий, ФАС нарушает свои обязанности, предписанные законом № 147-ФЗ, так как почти все лоцманские организации с момента начала их деятельности входят в реестр естественных монополий. При этом на основе закона № 147-ФЗ ФАС регулирует услуги государственных структур, обеспечивающих безопасность мореплавания в порту: ФГУП «Росморпорт» (СУДС, навигационные системы обеспечения безопасности судозахода) и Администрации морского порта (служба капитана порта), без которых лоцманская деятельность просто невозможна.
Также на основе закона № 147-ФЗ ФАС регулирует многие другие услуги публичного интереса, например, услуги авиадиспетчеров, которые являются аналогом морских лоцманов в океане воздушном и обеспечивают безопасность воздушных судов, оказывая помощь их командирам в сложных условиях взлёта и посадки, «за счет средств, получаемых в качестве платы за предоставленные услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов» (аналог лоцманского сбора). Однако признать недопустимость конкуренции лоцманских организаций, ФАС никак не хочет.
Искусственное внедрение рынка в сферу лоцманских услуг, которая относится к национальной безопасности, ведёт к деградации лоцманских организаций в целом по стране, увеличивает вероятность угрозы экологической катастрофы в портах в непосредственной близости от густонаселённых районов и наносит государственной функции обеспечения лоцманской проводки в портах материальный ущерб в сотни миллионов рублей.
В прежние времена это назвали бы экономической диверсией. А сейчас по-модному — «рыночная экономика». Скорее всего, подобие рынка в прибыльном секторе лоцманских услуг, потери которого так боятся хозяева частных лоцманских компаний, существует только при попустительстве и бездеятельности некоторых работников ФАС, а возможно и вследствие их противоправной деятельности.
Многие годы ФАС не выполняла и сейчас не хочет выполнять обязанности в отношении лоцманских организаций по их государственному контролю как субъектов естественных монополий. Если бы ФАС — единственный надзорный орган, который может и обязан проверять обоснованность расходов и целевое использование лоцманского сбора в лоцманских организациях, выполняла свои обязанности и проверяла отчёты частных лоцманских компаний «лоцманская проблема» уже давно была бы решена. Это совершенно очевидно на примере отчётов двух лоцманских организаций в порту Санкт-Петербурга, ставки лоцманского сбора для которых установлены, в нарушение Закона № 147-ФЗ, вне связи с их расходами.
В 2014 году две лоцманские организации в порту СПб (всего 139 лоцманов): государственная (СЗБФ ФГУП «Росморпорт» — 94 лоцмана) и частная (ООО «СПб Лоцман» — 45 лоцманов), получили суммарно 522 912 000 руб. лоцманского сбора выполнив 32 008 лоцманских работ. Из них: государственная выполнила 21 563 лоцманских работ и получила 243 695 000 руб. лоцманского сбора, но затратила на это всего 60 934,00 тыс. руб., а частная лоцманская компания выполнила 10 445 лоцманских работ и получила 279 217 000 руб. лоцманского сбора, но затратила на это 156 754,37 тыс. руб. лоцманского сбора: в 2,5 раза больше на вдвое меньшее количество лоцманских работ.
Несмотря на то, что средние расходы на одну лоцманскую работу (без расходов на оплату труда) в частной лоцманской компании в 5 раз выше, антимонопольное ведомство, которое почти одновременно проверяет отчёты двух лоцманских организаций, работающих в сопоставимых условиях и которое обязано проверять достоверность, предоставляемой ими отчётности и экономическую обоснованность расходов, как основание для расчёта тарифов, устанавливает для них, в нарушение закона, одинаковые ставки лоцманского сбора.
Издание ФАС в 2017 году Приказа об отмене ценового регулирования на услуги по обеспечению лоцманской проводки судов свидетельствует о том, что работники ФАС поняли: пришло время отвечать за «государственное регулирование» (!?) лоцманских организаций как субъектов естественных монополий. Например, объяснять своё «по-детски наивное» доверие к цифрам отчётов частных лоцманских компаний и нежелание, в нарушение закона, удостовериться в обоснованности их расходов.
В связи с изданием этого Приказа, по итогам совещания об отмене ценового регулирования лоцманских услуг на сайте ФАС высказывается либо откровенная ложь, либо полное непонимание лоцманской проблемы: «Проведенный ФАС России анализ состояния конкуренции показал наличие устойчивой внутривидовой конкуренции между лоцманскими организациями. Для товарного рынка характерны низкие барьеры входа (?!), что способствует дальнейшему увеличению численности хозяйствующих субъектов, развитию конкуренции между ними и повышению качества услуг, предоставляемых потребителям».
Затем, чтобы окончательно «похоронить» претензии за прошлые «грешки» с хозяевами частных лоцманских компаний, работники ФАС совершили ещё одно противоправное действие: подготовили и «подсунули» на подпись проект ППРФ (подписан Председателем Правительства РФ 27/12-2019 г. за № 1923), которым исключалось государственное регулирование обеспечения лоцманской проводки судов (п.3. Перечня ППРФ № 293). Теперь на все обвинения в нарушении закона в части контроля частных лоцманских компаний работники ФАС на голубом глазу отвечают: «услуги по обеспечению лоцманской проводки судов исключены из перечня регулируемых услуг в морских портах» и «нормы Постановления № 293» на них не распространяются (Письмо ФАС от 14/05-2020 г. № СП/40545/20), т.е. ФАС здесь ни при чём.
Противоправность же исключения пункта 3 из Перечня заключается в том, что это сделано вопреки реальному положению вещей в сфере лоцманского обеспечения. Государственное регулирование субъектов естественных монополий в сфере обеспечения лоцманской проводки судов отменено во всех портах, хотя конкуренция лоцманских организаций существует только в 10% портов, а в остальных они как работали, так и работают в режиме естественных монополий. Кроме того, ФАС не сделан финансово-экономический анализ естественно-монопольной среды «обеспечения лоцманских проводок», подтверждающий необходимость перевода её в область конкурентного рынка, и вопрос о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий по обеспечению лоцманских проводок рассмотрен ФАС без обоснованного предложения отраслевого министерства.
Если бы антимонопольное ведомство выполняло предписанную ему обязанность по «анализу и обобщению зарубежного опыта регулирования деятельности естественных монополий на транспорте», оно бы знало, что практически во всех морских странах мира лоцманская деятельность осуществляется на монопольной некоммерческой основе независимо от статуса лоцманской организации и конкуренция лоцманских организаций не допускается. В рыночной Финляндии, как и в России, уровень покрытия расходов лоцманским сбором различается между портами в 9 раз: самое низкое покрытие лоцманских расходов — 25%, самое высокое — 216%. Только в рыночной Финляндии весь лоцманский сбор получает государственное предприятие «Финпайлот» и за счёт прибыльных портов (10%) дотирует убыточные порты (90%), а у нас с превышения лоцманского сбора в прибыльных портах «снимают сливки» в свой доход хозяева частных лоцманских компаний
Вероятно, «родовые травмы» капитализма в России коснулись или всерьёз подорвали моральное здоровье некоторых должностных лиц ФАС и сейчас для его восстановления и защиты интересов государства, в части предотвращения дальнейшего ущерба государственной функции обеспечения безопасности мореплавания, требуется серьёзное вмешательство правоохранительных органов.
ВЛАДИМИР ЕГОРКИН
государственный морской лоцман с 1974 г.,
лоцманский командир СПб с 1992 г.,
президент Ассоциации
морских лоцманов России с 1995 г.,
заслуженный работник транспорта РФ с 1996 г.,
кандидат юридических наук