Ко дню рождения С. С. Уварова — министра просвещения России – (25 августа /5 сентября 1786, Москва — 4 (16) сентября 1855, там же).
Из Википедии — русский антиковед и государственный деятель, министр народного просвещения (1833—1849), действительный тайный советник. Почётный член (1811) и президент (1818—1855) Императорской Академии наук, действительный член Императорской Российской академии (1831). Наиболее известен как создатель идеологии официальной народности.
Отеческая форма управления и просвещение.
Сегодняшние безобразия в управлении государства, которые открываются чуть ли не ежедневно, заставляют задуматься, а выполняет ли свои функции наше дорогое во всех смыслах наше демократическое руководство. К сожалению, мы вынуждены в этом сильно сомневаться.
Возьмём любую сферу государственного управления, и мы увидим полную бесконтрольность и безответственность, воровство и безнравственность чиновников всех уровней. Население в многочисленных случаях, видя чудовищную безнаказанность власть имущих, пускается во все тяжкие.
Можно, конечно, перечислить последние новости неблагополучия во всех без исключения отраслях хозяйствования. Но все это и так знают и видят.
Давайте поговорим на эту тему по-другому и попытаемся открыть причины нашего повсеместного головотяпства и безответственности. Есть надежда, что осведомители донесут данную информацию до соответствующих структур и они, наконец, займутся настоящим делом – управлением страной.
Как известно, определяющим для работы такой Управленческой структуры как государство является определение и закрепление в Конституции РФ основных ценностей и целей государства. Мы не будем систематически ссылаться на Конституцию РФ, но подчеркнём общечеловеческие и общегосударственные ценности, которые многие века служили основанием для такого рода документов и в России и за её рубежами. В России они известны многие сотни лет, но редко заявлялись и ещё реже обеспечивались управленческими институтами. Если отдельные из данных ценностей не получили ещё необходимого отражения в нашей современной Конституции, то эта наша беда вполне преодолима. И чем раньше мы это сделаем, тем лучше. А до тех времён замеченные недостатки и неустройства необходимо системно преодолевать и изживать каждодневной управленческой работой.
Позвольте теперь представить Вам эти основополагающие ценности:
— ДУХОВНОСТЬ;
— ДЕРЖАВНОСТЬ;
— СОБОРНОСТЬ.
В апреле с.г. на заседаниях Московского Общественного Собора, которые проходили в Сокольниках в Москве, данные вопросы были достаточно подробно освещены, поэтому можем для начала интересующихся читателей отправить по этому адресу. Заметим, что и в дальнейшем мы не будем разжёвывать проблемы и конструировать бесконечные доказательства. Имеющий уши да услышит, имеющий разум да поймёт. И приведёт в дополнение и развитие темы свои размышления, и проведёт свои расследования, и сделает свои личностные выводы, которые сможет с полным основанием защищать. Мы же представляем свою точку зрения и на ней настаиваем.
В XIX веке в устах министра народного просвещения графа Сергея Семёновича Уварова объявленные выше ценности звучали как:
— ПРАВОСЛАВИЕ;
— САМОДЕРЖАВИЕ;
— НАРОДНОСТЬ.
Сама самодержавная форма правления в России заявляется самим Уваровым перед вездесущими европейцами-просветителями, задающими сложные вопросы во время визитов в Петербург, как ОТЕЧЕСКАЯ.
Через 170 лет эти его слова, умозаключения и принципы подхода к самодержавной власти принимают более широкую и глубокую форму, которая будучи реализована, может даже определять будущее и России и Мира. Почему бы и нет? Конечно, граф во многом выдавал желаемое за действительное. Но в чём-то он был и прав! И тогда и сегодня мы нуждаемся в отеческом отношении к себе, государству, всему народу громадной страны. Может быть, форма отеческого правления ещё будет в России восстановлена?
Сегодня будет нелишним показать, что понималось под отеческим правлением в далёкие времена нашей истории.
Однако, сначала об Уварове Сергее Семёновиче – глашатае Отеческой формы управления. Вот что пишет об этом уникальном, но ныне забытом, российском деятеле Википедия (с поправками и комментариями вашего покорного слуги):
«УВАРОВ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ
Русский ученый, государственный деятель, министр народного просвещения…. Родился 5 сентября (н. ст.) 1786 года в Москве. Происходил из старинного дворянского рода Уваровых. Его отец Семен Федорович Уваров был флигель-адъютантом Екатерины II, командовал лейб-гренадерским полком. Сергей рано потерял родителей и воспитывался в семье князей Куракиных, родственников своей матери, Дарьи Ивановны Головиной. В доме Куракиных Сергей получил начальное образование под руководством аббата Мангеня, французского эмигранта, благодаря которому он стал хорошо знать французский язык и культуру Франции.
До 1810 года Сергей Уваров делал карьеру в коллегии иностранных дел. … Став попечителем Петербургского учебного округа в 1810 году он открыл себе дорогу к дальнейшему продвижению…. становится действительным статским советником, а в 1818 году его назначают президентом Академии наук. При этом Уваров сохраняет должность попечителя учебного округа, которую он оставляет только в 1821 году. В 1819 году он добился преобразования Главного педагогического института в Петербурге в университет и лично пишет для него устав».
Очевидно, его хорошо знал император Александр I и всячески способствовал его росту в соответствии с очевидными талантами, широким кругозором интересов и активной деятельностью.
«В те же годы Уваров становится членом литературного общества «Беседа любителей русского слова», основанного русским литератором А.С. Шишковым.
Читает там свое первое сочинение о русском гекзаметре … С. Уваров тесно общался и с другими представителями научного и творческого сообщества России, к примеру, с исследователем классических древностей А.Н. Олениным, с поэтами К.Н. Батюшковым и Н.И. Гнедичем, которые внесли значительный вклад в перевод произведений древнегреческой литературы на русский язык… В 1815 году именно Уваров основывает литературное общество «Арзамас», в который входили Н.Я. Карамзин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин.
Уваров являлся автором многих научных сочинений. Так, в его «Исследовании об Элевсинских таинствах» (1812 год) представлен общий обзор этих мистерий, а также высказан ряд соображений, в частности, о возможном происхождении этих обрядовых действ с Востока и об отражении в доктрине Элевсинских мистерий философии зрелого политеизма….
…. В работе «Критическое исследование сказания о Геракле, как оно истолковано у Дюпюи» Уваров дает оценку интерпретации античной мифологии с помощью астрально-солярной символики французского математика Шарля-Франсуа Дюпюи («Происхождение всех культов, или всеобщая религия», 1795).
Вопросы оценки религии уже ставились «просветителями» всех мастей и калибров. На освобождаемой почве строились экономические теории то гегемонии развивающейся буржуазии, то классовых противостояний и противоборств, следующих революций.
В год императорского Указа 1822 года о запрете тайной масонской деятельности в России Уваров … занимает должность директора Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов. В 1824 году он получает чин советника, а в 1826 году, уже в период правления Николая I, становится сенатором …». А в 1834 году становится министром просвещения России.
… «При вступлении в должность Уваров сформулировал положения т.н. теории официальной народности, ставшей государственной идеологией Российской империи в период царствования Николая I. В своем докладе императору «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» от 19 ноября 1833 года Уваров писал: «Углубляясь в рассмотрение предмета, и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить – имеем мы три главных: 1) Православная Вера; 2) Самодержавие; 3) Народность».
«Без любви к вере предков, — писал Уваров, — народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении». Что касается самодержавия, то, по мнению Уварова, «русский Колосс» опирается на него как на краеугольный камень. «Народности» же Уваров не дал какого-то более развернутого и четкого определения».
Данное обстоятельство требует отдельного исследования сегодня, когда мир погряз в атеизме и материализме, спекуляциях на общественных ценностях и потребностях человека. Следует полагать, что народность не что иное как народная культура, в большей степени представляемая изучаемой всесословной и традиционной семейно-родовой культурой.
«В 1833 году Уваров предложил императору ряд радикальных мер против распространения неподконтрольных государству частных школ. В 1834 году, также по инициативе Уварова, домашние учителя и наставники также были включены в государственную систему образования, получив официальный статус служащих. В учебных округах усиливается власть попечителей, в распоряжении которых, помимо низших и средних учебных заведений, теперь находились и университеты. Попечители строго следили за тем, чтобы в низших и средних учебных заведениях изучался русский язык, внушалась преданность императору и царствующему дому. В 1835 году был принят новый университетский устав, который лишил высшие учебные заведения их прежней автономии. Министр просвещения в одном из своих циркуляров вполне ясно определял, что университетские преподаватели должны стать «достойными орудиями правительства».
К сожалению, орудиями правительства они так и не стали. Само правительство «сползало» постепенно к богоотступничеству, то есть деградировало под влиянием экономических соблазнов и теорий их оправдывающих.
Благодаря Уварову в стране была усилена и цензура (цензурное ведомство также входило в его подчинение). Согласно вышеупомянутому цензурному уставу 1828 года в печати запрещалось обсуждать политические вопросы, и даже в статьях на исторические темы касаться политики можно было только «с особенной осторожностью». …. Известно, что Уварову хотелось использовать в своих целях талант А.С. Пушкина, и он, еще до назначения на пост министра просвещения, попытался войти в доверие к поэту. Но Пушкин уклонился от покровительства Уварова, чем вызвал неприязнь к поэту со стороны министра».
Тут не всё так просто. Что значит «хотелось использовать в своих целях»? Цели были государственно-значимыми! И привлечь гений Пушкина к достойному делу на благо Отечества – долг был любого здравомыслящего человека при власти, особенно, такого как Уваров. Но Пушкин к тому времени ещё не определился, а когда определился, было уже поздно. Злые языки сделали своё чёрное дело – развели власть и Пушкина. К тому же своими едкими эпиграммами он «умел» расстроить отношения с «сильными мира сего». В частности, сначала с самим императором Александром I , а затем и с министром народного просвещения. На мой взгляд, Александр Сергеевич чувствовал в Сергее Семёновиче Уварове удачливого соперника по гениальности как даре Божием [23].
Однако пребывание Уварова на посту министра просвещения было отмечено не только усилением контроля государства над учебными заведениями и усилением цензуры. При Уварове был основан Киевский университет и ряд других учебных заведений, возобновилась отправка молодых ученых за границу, положено начало реальному образованию. Уваров первый из министров народного просвещения стал публиковать свои отчеты по управлению министерством в основанном при нем «Журнале Министерства народного просвещения».
…. «Во время европейских революций 1818-1849 годов с ведома Уварова была опубликована статья в защиту университетов, которой остался крайне недоволен император Николай I. После этого Уваров ушёл в отставку с поста министра. В декабре 1850 года он был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. В 1851 году в журнале «Современник» Уваров под псевдонимом «А.В.» опубликовал свои «Литературные воспоминания».
Скончался Сергей Семёнович Уваров в Москве 16 сентября (н. ст.) 1855 года, отпраздновав 5 сентября 69-ый год своего дня рождения.
Определяя отеческие качества правления при самодержавии перед европейскими эмиссарами Уваров говорил: «Государь ко всем подданным в стране относится по отечески, так же и директор департамента относится к своим сотрудникам по отечески, так и помещик должен относиться к своим крестьянам по-отечески».
Пример, такого отеческого отношения на селе можно видеть в деятельности любимого нами известнейшего полководца Александра Васильевича Суворова. Вот что он пишет в свою Владимирскую вотчину в 1785 году:
«Крестьянам села Ундол.
Лень рождается от изобилия. Так и здесь оная произошла издавна от излишества земли и от самых лёгких господских оброков. В привычку вошло пахать иные земли без навоза, от чего земля вырождается и из года в год приносит плоды хуже… У крестьянина Михаила Иванова одна корова! Следовало бы старосту и весь мир оштрафовать за то, что допустили они Михайлу Иванова дожить до одной коровы. Но на сей раз в первые и в последние прощается.
Купить Иванову другую корову из оброчных моих денег. Сие делаю не в потворство и объявляю, чтобы впреди на то же никому не надеяться. Богатых и исправных крестьян и крестьян скудных различать и первым пособлять в податях и работах беднякам. Особливо почитать таких неимущих, у кого много малолетних детей. Того ради Михайле Иванову сверх коровы купить ещё из моих денег шапку в рубль….» См. Труды Рыбкина Н.С., с. 72-73. [24].
Пример, Суворова весьма поучителен! Вот что такое на самом деле ОТЕЧЕСКОЕ управление! Относиться к ближнему и дальнему по-человечески: с пониманием и заботой. Помогать бедному и многодетному! Как мы скучаем по нему! По отеческому! Кто бы знал!?
Данное отступление дано в силу необходимости разгрузить читателя и дать ему представление о прошлом, к которому он ещё не привык, многого он не знает, и многое в его сознании искажено. Общество ещё долго нужно будет не только «трепать и драть», но и лечить, «чтобы какой-нибудь толк вышел».
Что имеется в виду, когда мы выделяем эти ценности: духовность, державность и соборность? Как их определить в управленческой работе и как их защищать и развивать? Об этом мы будем рассказывать последовательно. См. наши материалы на портале ПРОЗА.РУ и сайте http://potomki-1812.ru. Следите за публикациями, друзья и коллеги.
Александр Шуринов — академик Петровской Академии наук и искусств