20 февраля 2019 года Президент России В.В.Путин обратился к Федеральному Собранию Российской Федерации со своим традиционным Посланием, в котором обозначил видение направлений социально-экономического развития страны и определил вектор стратегии государства в различных сферах на ближайшую перспективу.
Нынешнее Послание было сосредоточено на вопросах внутренней политики. И тема развития образования проходила красной нитью через всё выступление Президента.
Взгляд на образовательную отрасль в целом и стоящие перед ней задачи сквозь призму «майского» Указа Президента России, Национального проекта «Образование» и его Послания Федеральному Собранию наводят нас на следующие размышления.
Восемь лет назад, 22 марта 2011 года Правительством Москвы было принято Постановление № 86-ПП, давшее фактический старт всем последующим преобразованиям в системе образования Москвы.
Если сформулировать его суть кратко, то она состоит в следующем:
- Справедливое формульное финансирование, в основе которого находится не статус школы, штатное расписание или занимаемые площади, а ученик и, как следствие, заинтересованность школы в каждом ученике;
- Возможность предъявления городом требований к результатам школ;
- Право школ осуществлять приносящую доход деятельность и их самостоятельность в использовании ресурсов;
- Ориентирование расходов школ на детей и педагогов, а не на административно-управленческий пресонал;
- Информационная открытость школ города;
- Развитие управляющих советов как органов государственно-общественного управления в каждой школе.
Совершенно очевидно, что ценность подобного рода нововведений для столичной системы образования весьма трудно переоценить.
В связи с этим, подводя некоторый промежуточный итог пройденного системой столичного образования пути, на пленарной сессии Московского урбанистического Форума в июле 2018 года мэр Москвы С.С.Собянин высказался так: «Поставили ученика в центре школы. Всё теперь зависит от него — и благополучие школы, и благополучие педагога. Ситуация изменилась таким образом, что средний уровень качества образования вырос более чем в два раза. И сегодня независимо от того, в какой ты школе учишься, ты получаешь хорошее образование».
А путь за прошедшие восемь лет московской системой образования действительно пройден огромный! От предкризисного состояния, когда в январе 2011 года московская школа № 874 была лишена аккредитации за низкие результаты обучения своих учеников (что стало первым случаем в отечественной истории, но, по мнению многих экспертов, могло бы иметь весьма тяжелые последствия для всей системы образования) до качества мирового уровня. От восклицания «Так не может быть!» до твёрдой констатации «Иначе быть не может!»
«Если кто-то предпочитает работать по накатанной, не напрягаясь, избегать инициативы и ответственности, то лучше сразу уйти. Я уже слышу, что «там нельзя», «здесь слишком сложно», «там слишком высока планка», «не получится». С такими настроениями лучше к снаряду не подходить» — этими словами началось Послание Президента России Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года.
Московское образование не только «подошло к снаряду», но и, выражаясь спортивным языком, продемонстрировало высокий класс исполнения как «обязательной», так и «произвольной» (а значит – и более сложной) программы.
Начиная с 2011 года в Москве создается благодатная почва для для развития и опережающего темпа реализации инициатив в сфере образования. Поэтому нет ничего удивительного в том, что уже сегодня Москва имеет ощутимые результаты планомерной работы по стратегическим направлениям развития отрасли, о которой Президент России говорил в своем февральском Послании Федеральному Собранию. И которые обозначены в качестве ключевых в Национальном проекте «Образование» и других входящих в его состав федеральных проектах.
Важное место в Послании Президента отведено теме доступности дошкольного и общего образования.
В связи с этим, следует отметить, что в Москве с 2010 года численность детей в дошкольных группах увеличилась в полтора раза – более 434 тысяч детей сегодня получают в городе дошкольное образование. А 2018/19 учебный год начали более 93 тысяч детей в возрасте до 3 лет. И с этого учебного года места в дошкольных группах получают все маленькие москвичи в возрасте от 2 лет 6 месяцев, чьи родители изъявили желание определить своих детишек в дошкольную группу.
Становится больше детей и в общем образовании. С 2010 года их численность увеличилась с 749,1 тыс. чел. до 960,6 тыс. чел.
В 2018/19 учебном году в первые классы Москвы зачислены более 106 тысяч юных москвичей. Что на 25 тысяч больше чем 2010 году.
При этом, 91,5% первоклассников пошли в школы в том же районе, где живут. Поиск в городе «хорошей школы» для своего ребёнка, актуальный еще 10 лет назад, уже ушёл в прошлое. А уж такое позорное явление как «первоапрельские костры» вокруг отдельных школ в ночь накануне начала записи в первые классы уже давно канул в Лету!
Сами же процедуры подачи заявлений на запись в первый класс, на представление места в дошкольной группе, на запись в кружки и студии дополнительного образования, как обозначил Президент «без лишних бумажек и походов по инстанциям» — переведены полностью в электронный формат. Для родителей большинства первоклассников вот уже несколько лет зачисление в первый класс стало процедурой не только простой, но и практически незаметной – их дети просто переводятся из дошкольных групп в первые классы этих же школ.
В числе показателей качественных изменений в школьном образовании Президент в своем Послании назвал результаты учеников начальных и старших классов в международных исследованиях и других интеллектуальных состязаниях.
Москва с 2016 года принимает участие в качестве самостоятельного субъекта в ряде международных сопоставительных исследований, понимая, что столица должна демонстрировать качество образования мирового уровня. И результаты подтверждают это. Москва сегодня занимает первое место в мире в исследовании PIRLS по читательской грамотности среди 4-классников и шестое место в мире по читательской и математической грамотности среди 15-летних подростков.
При этом, организаторы исследований особо подчеркивают в итоговых отчетах что ученики Москвы школ Москвы показывают высокую плотность результатов. Что, в свою очередь, свидетельствует о доступности качественного образования на уровне самых высоких международных результатов для всех школьников города, независимо от места жительства, уровня дохода семьи и других факторов.
Фактически сегодня российское столичное образование стало одной из первых отраслей, которая начала реализацию принципа «выравнивания районов», объявленного мэром Москвы С.С.Собяниным.
И тому есть множество дополнительных примеров.
Так в 2018 году своих победителей и призеров заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников имели 40% школ Москвы, а победителей и призеров регионального этапа – 98,8%.
Для сравнения: в 2010 году – соответственно 5% и 26%. А подготовка к участию и само участие было уделом лишь группы избранных.
Сегодня же практически во всех школах города (а, следовательно, — и во всех районах города) созданы условия для обеспечения высокого – олимпиадного уровня качества образования. И, что не менее важно, во всех школах формируется соответствующая культура и атмосфера, способствующая получению высокого результата.
Эта тенденция прослеживается и в росте показателей выпускных экзаменов за курс общей средней школы. Данные показатели по сравнению с 2010 годом выросли более, чем в 4 раза.
В апреле 2018 года одна из крупнейших международных консалтинговых компаний BAIN&Company провела исследование систем образования 20 мегаполисов мира. На основе совокупности данных по среднему уровню образования, достижениям сильнейших учеников и доступности качественного образования Москва уверенно заняла 5-е место среди мировых лидеров образования. И была отнесена организаторами исследования наравне с Сингапуром, Хельсинки, Торонто, Гонконгом, Шанхаем к группе городов с передовым образованием, для которых характерна высокая плотность результатов и высокий средний уровень знаний школьников.
Кроме того, проведенный в рамках исследований опрос родителей, показал, что 93% респондентов считают школу, в которой учатся их дети соответствующей среднему уровню по Москве или выше этого среднего уровня.
Пожалуй, такая оценка 8-летней работы по «образовательному выравниванию районов» — лучшее свидетельство преодоления кризиса доверия москвичей к системе образования Москвы.
Подобного рода планомерная работа в «массовом спорте», придерживаясь спортивной терминологии, неизбежно приводит к победам в сегменте «спорта высоких достижений». Видимо, именно поэтому в 2018 году по итогам проведения международных олимпиад по химии, математике, биологии, информатике, географии, астрономии и астрофизике московские школьники завоевали 22 награды – 13 золотых и 9 серебряных медалей (в 2010 году было 10 наград – 3 золотых и 7 серебряных медалей). В 2018 году 61% золотых медалей сборной России – у московских школьников.
С 2016 года в Москве проходит Международная олимпиада школьников крупных городов и столиц мира. В 2018 году в соревновании по химии, информатике, математике, математике, физике приняли участие школьники из 33 городов 26 стран мира. И третий год подряд Москва занимает 1 место в командном зачете, значительно опережая по сумме баллов ближайших соперников – команды Шанхая, Санкт-Петербурга и Гонконга.
В Послании Президента России Федеральному Собранию сказано: «Центры поддержки одаренных детей появятся во всех регионах страны к 2024 году. Но, коллеги говорят, что готовы сделать это раньше, за два года. Такую работу на опережение можно только приветствовать <…> Увлечение профессией, творчеством формируется еще в юные годы. За три года <…> будет создано порядка миллиона новых мест в системе дополнительного образования. Оно должно быть доступно для всех».
Москва с 2011 года изменила подход к развитию детской одаренности. Принцип «каждый ребёнок талантлив» стал основополагающим в деятельности всей системы столичного образования. Если раньше школа отбирала нужных ей учеников, потом у семей появилась возможность выбирать нужные школы, то сегодня всё больше становится школ, которые готовы по запросу семей предлагать их детям полезные образовательные программы недалеко от их дома. И важнейшую роль в такой эволюции играет Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников, формируемый с 2011 года на основании параметров, мотивирующих школы на работу в самых разных направлениях и на развитие разнообразных детских талантов.
Мотивирующие критерии Рейтинга – это проходящий во всех школах города этап Всероссийской олимпиады школьников, многочисленные кружки дополнительного образования, работающие во всем городе – не только в школах, но и в колледжах, ВУЗах, музеях, театрах, научных и производственных организациях. Всё это позволяет выявлять детские таланты и особо сопровождать развитие детей, проявляющих выдающиеся способности.
Открытость города для системы образования, возможность выйти за пределы школьных стен и учиться в Москве – это богатейший ресурс основного и дополнительного образования. Более 1 миллиона детей заняты сегодня в кружках, секциях, студиях по дополнительным образовательным программам. А это – 86% детей в возрасте от 5 до 18 лет в Москве (стоит заметить, что Федеральный проект «Успех каждого ребенка» установил целевой ориентир в 80% к 2024 году).
Ценность и целостность московской модели развития талантов ребенка состоит во взаимоувязке разнообразных программ: дополнительное образование формирует первоначальный интерес, сопровождает выбранную образовательную траекторию на протяжении всего периода обучения; это во многом обуславливает выбор профильного обучения в основной школе, которое, в свою очередь, подводит к предпрофессиональному образованию в старших классах.
Следствием развития такой модели стал рост конкурентоспособности московских выпускников школ – их доля в числе поступающих на бюджетные места на первые курсы ведущих московских вузов значительно выросла в последние годы.
«Мы видим, что глобальная конкуренция всё больше смещается в область науки, технологий, образования <…> Нам необходимы специалисты, способные работать на передовых производствах, создавать и использовать прорывные технические решения. Для этого нужно обеспечить широкое внедрение обновлённых учебных программ на всех уровнях профессионального образования, организовать подготовку кадров для тех отраслей, которые ещё только формируются», — еще одна важнейшая задача, которую обозначил Президент в Послании Федеральному Собранию.
С 2015 года в столичной системе образования по инициативе Мэра Москвы С.С. Собянина реализуется городской мегапроект «Интеграция разных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов», задача которого – помочь в формировании у ученика умений и навыков, необходимых для жизни в современном мире и будущей профессии.
Ключевым звеном проекта является новая роль школы как интегратора разнообразных ресурсов города для формирования умений и навыков учащихся. А ресурсы – колоссальные: дополнительное образование, о котором выше шла речь; проведение уроков технологии на базе всех московских колледжей — такая задача поставлена федеральным проектом «Современная школа» — и 14 тысяч ребят сегодня уже используют эту возможность; профессиональное обучение, организованное колледжами Москвы, в рамках которого 7 тысяч столичных школьников уже получили реальную профессию; предпрофессиональное образование, предоставляющее уникальное право «окунуться» в профессию, «примерить» ее на себя, поработать на современном оборудовании и в технологиях завтрашнего дня. О важности такого подхода говорил и Президент России: «Рассчитываю, что наши компании, деловые сообщества будут активно присоединяться к проектам, <…> благодаря которым школьники <…> смогут не только пройти профориентацию, но и получить практику на предприятиях, в научных центрах, на других площадках».
В 2018/2019 учебном году более 25 тысяч старшеклассников были охвачены программами предпрофессионального образования различной направленности. А в 2018 году более 2 тысяч московских выпускников успешно сдали предпрофессиональный экзамени получили дополнительные баллы при поступлении в вуз.
Следующий этап развития предпрофессионального образования – открытие с сентября 2019 года IT-классов совместно с ведущими IT-компаниями и профильными вузами. Это в полной мере соответствует высказыванию Президента России, озвученному в Послании Федеральному Собранию: «Волна технологического развития позволяет расти, завоёвывать рынки очень быстро. У нас уже есть примеры успешных компаний, инновационных компаний. Нужно, чтобы их было намного больше, в том числе в таких сферах, как искусственный интеллект и обработка больших данных, интернет вещей, робототехника.»
В своем Послании В.В. Путин говорил также и о важности развития профессионального образования: «Опираясь на опыт движения WorldSkills, надо ускорить модернизацию среднего профессионального образования».
Соответствующие положения включены и в федеральный проект «Молодые профессионалы».
Москва уже работает по данным направлениям. Так, в 2018 году демонстрационный экзамен сдавался во всех колледжах Москвы, и более 60 % выпускников успешно справились с экзаменационными заданиями.
Команда Москвы с 2015 года участвует в Национальном чемпионате и третий год подряд занимает первые места в командном зачете, а ее представители уже выходят на международный уровень. Студенты московских колледжей в 2017 году на Чемпионате мира в Абу-Даби завоевали 2 золотые и 2 серебряные медали, в 2018 году на чемпионате Европы в Будапеште — 2 золотые, 4 серебряные и 1 бронзовую медаль – 37% всех наград сборной России.
Подтверждением того, что в Москве серьезнейшим образом относятся к вопросам модернизации профессионального образования, может служить тот факт, что по инициативе Мэра Москвы С.С. Собянина победителям и призерам мирового чемпионата по профессиональному мастерству и чемпионата Европы (наравне с победителями и призерами международных олимпиад по общеобразовательным предметам) вручаются премии в размере 1 млн. рублей за золотую медаль, 500 тыс. рублей – за серебряную, 250 тыс. рублей – за бронзовую.
«Чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нам нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства», — еще одна задача, озвученная В.В. Путиным в своем Послании Федеральному Собранию.
Тема формирования у подростков навыков предпринимательской культуры не является новой в системе образования города Москвы.
Осознанная работа в команде и грамотное финансовое поведение, умение видеть дефициты и творчески подходить к их компенсации, критическое мышление и проектный механизм решения поставленных задач, эмоциональный интеллект и эффективная коммуникация, — на выработку этих предпринимательских, надпрофессиональных компетенций направлен ряд проектов, реализуемых в городе уже не первый год.
Сегодня в школах и колледжах Москвы открыто более 220 профильных кружков. А с 2019-2020 учебного года стартует масштабная программа профильного дополнительного образования по созданию и развитию собственного дела, которая охватит не менее 200 школ. Этот проект будет реализован совместно с АНО «Россия – страна возможностей», объединениями предпринимателей (ТПП РФ, «Деловая Россия») и единственным в стране Факультетом бизнеса «Капитаны» РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Особое место в Президентском Послании и в Национальном проекте «Образование» отведено вопросам цифровизации. Речь идет не только об обеспечении высокоскоростного интернета, но, что гораздо важнее, о «доступе к урокам и лекциям известных преподавателей, конкурсам и к олимпиадам». По словам Президента, это позволит ребятам существенно нарастить свои возможности, осуществлять совместные онлайн-проекты со сверстниками из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа.
В Москве с 2015 года по инициативе Мэра Москвы С.С.Собянина реализуется мегапроект «Московская электронная школа», который предусматривает внедрение в школах города современных цифровых систем и, в целом, более глубокую информатизацию всей столичной системы образования.
МЭШ – это широчайший набор информационных ресурсов и сервисов как для учителей, так и для учеников и родителей.
В настоящее время в библиотеке МЭШ в общем доступе находятся свыше 34 тыс. сценариев уроков, более 350 учебников издательств и более 800 электронных учебных пособий, свыше 42,5 тыс. интерактивных приложений.
Не будучи новинкой в части технического решения проекта – оснащение подобным оборудованием давно вошло в мировую практику — МЭШ не имеет прямых аналогов в мире в части создания и модерирования образовательного контента самими учителями. Данную особенность проекта отмечают все международные эксперты.
В 2018 г. на образовательном саммите в Хельсинки (Финляндия) проект «МЭШ» был включен в список 100 главных образовательных проектов мира.
В 2019 г. проект «МЭШ» стал победителем Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Важность реализации этого направления для России в целом была отмечена в Послании Президента: «Доля школ с современными условиями обучения выросла с 12 процентов в 2000 году до 85 процентов в 2018-м».
Но школы Москвы идут дальше — начинают по-новому выстраивать логистику образовательного процесса, что позволяет им реализовывать такие проекты как, например, «Школа старшеклассников». Первые реализованные идеи уже появились.
Сегодня уже более 80 % школ оснастили свои корпуса современными комплектами оборудования «Робо-класса» и «Астро-класса», лабораториями медицинского и инженерного класса, IT-полигоном. И процесс модернизации школ еще продолжается.
Но все затраты на оборудование, информационные системы, мотивирующую образовательную среду бесполезны, если в системе образования регионов не создаются необходимые условия для эффективной работы педагогов, и отсутствуют правила, обеспечивающие формирование крепкого управленческого корпуса.
«Необходимо сохранить достигнутое соотношение оплаты труда специалистов образования <…> со средней зарплатой по экономике региона. <…> Нельзя опускать эту планку. И что особо хочу отметить: все, кто работает в социальной сфере, <…> должны соответствовать самым строгим профессиональным требованиям», — так в Послании обозначил задачу Президент.
В Москве, благодаря повышению адресности бюджетных расходов, сокращению избыточного административно-управленческого аппарата, передаче непрофильных функций на аутсорсинг, более рачительному подходу к использованию финансовых ресурсов, по итогам 2018 года среднемесячная заработная плата учителя составила 108,9 тысячи рублей. Это более чем в 1,5 раза превышает средний доход от трудовой деятельности в Москве. С 2010 года рост составил 2,8 раза, при том, что финансирование в расчете на 1 обучающегося за тот же период увеличилось на 32%.
Доля фонда оплаты труда московских учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, преподавателей и мастеров производственного обучения в общем фонде оплаты труда всех работников системы образования Москвы вырос с 45% в 2010 году до 61 % в 2018 году.
В части профессионального роста московские учителя уже давно не ограничиваются обязательным повышением квалификации, предусмотренным законодательством — один раз в три года. Они активно используют возможность учиться в многочисленных вузах, научных организациях. Большой популярностью пользуются олимпиады для учителей – «Новый учитель для новой информатики», «Учитель школы Большого города» и др. По итогам 2018 года более 60% учителей приняли участие в программах и проектах профессионального роста.
Крепость управленческого корпуса столичной системы образования обеспечивается набором проверенных временем механизмов, основным из которых является московская модель аттестации на соответствие должности «руководитель образовательной организации».
Федеральный проект «Учитель будущего» предусматривает введение подобной аттестации с 1 июня 2020 года. Московская модель существует с 2012 года, аттестацию проходят как директора школ и колледжей, так и их заместители, и кандидаты на эти должности. Процедура проводится в два этапа – компьютерное тестирование по управленческим компетенциям и транслируемое в интернете публичное собеседование кандидата с Аттестационной комиссией. Субъективизм 25 членов комиссии при тайном голосовании обеспечивает объективность принимаемого решения.
Другой механизм – формульная оплата труда директора, учитывающая среднюю заработную плату 50% педагогических работников с наименьшей заработной платой, масштаб ответственности, результат деятельности школы.
Постоянный диалог с управленческим корпусом поддерживается за счет состоявшегося в 2015 году перехода на двухуровневую систему управления, регулярного проведения селекторных семинаров, реализации проекта «Управленческая среда», в ходе которого в интерактивном формате обсуждаются актуальные вопросы деятельности образовательной организации.
Москва сегодня имеет большую степень проработки и высокий уровень реализации инициатив Президента России, включенных в Послание Федеральному Собранию, и уже реализует гораздо более широкий набор инструментов, чем предусмотрен Национальным проектом «Образование» для выполнения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Это и дает основания Мэру Москвы С.С. Собянину заявлять: «Что касается Москвы, я считаю, что мы большую часть показателей национальных проектов выполним в силу того, что это же не надуманная какая-то история. Это то, чем мы всегда занимались».
Владимир Прохватилов – собкор газеты «ПРЕЗИДЕНТ»
На фото: министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки И.И.Калина