Там, где несёт свои воды река Океан, где одинокие лысые холмы охраняют её берега, где понтонная переправа давит на её водную грудь, глубокой щелью врезался в Мать Сыру Землю заскорузлый овраг.
Он спрятался от глаз человеческих в тени своих верхотур. Он застраховал свои подходы поваленными деревами. Он рядом, но видит его не каждый.
И он – волшебный.
Здесь, в тенистом овраге, из горки пробился на свет ключ. Он открыл Землю, отворил её ворота. И потёк по камешкам лесным, постучал по дёрганному известняку, пошуршал по павшей осенней листве.
В народе этот источник называют Священным. Не святым. «Святой» – слово не русское. А именно Священным. Верите вы или нет, но на этом источнике случаются чудеса. Они – не из разряда сказок и прибауток. Они – быль, которая случилась с моими друзьями и знакомыми.
Я давно знаю этот источник. Ему я обязан своей писательской стезёй. Помню, в 2002 году надоумили меня товарищи искупаться в его ледяной воде. Погрузился я с головой, щёлкнуло что-то в моём организме. А дальше вы всё знаете.
Тогда, когда это случилось, я не мог понять причин. Подумаешь, размышлял я, вода. Пусть даже очень священная.
Но потом сначала один случай, затем другой – так всё и прояснилось.
Оказалось, что у источника есть ещё одно имя – Кудеяров ключ. И как только это имя я услышал, всё встало на свои места.
Современные инородные христианство и ислам Кудеяра называют богатырём, принижая его статус. А на самом деле Кудеяр – это древнейшее имя бога.
По-татарски – Хода, или Ходай, по-туркменски – huda?, по-шорски – ?удай. Всё это буквально переводится как «бог». А далее этимология приходит к более привычному западному произношению – английский god, голландский god, немецкий Gott, датский, исландский, норвежский и шведский gud. И эти слова обозначают бога.
Причём образ Кудеяра восходит к столь древним временам, что сегодня даже пол этого бога изменился. Нынче он – богатырь, а изначально был женщиной – богиней.
Она – та самая Уточка, которая создала нашу Землю. Её имя сохранилось в эстонском и финском языках. В них слово kude – обозначает «утку».
Археологические исследований, проведённые в Центральной России, однозначно показывают, что здесь, на всей русской территории, уже, начиная с эпохи верхнего палеолита и мезолита, существовало только одно представление о боге. Точнее – о богине. И она всегда выполнялась из камня или кости в виде уточки.
Её именем, образованным от слов «Куда», «Худай» и тому подобных, названы многие места на Руси. В Москве – район Кодаши и Кодашёвская набережная, а в Липецке на Кудыкиной горе установлено изваяние Змея Горыныча.
Вы, наверное, удивитесь, но Змей Горыныч – это поздний вариант той самой Уточки. Вспомните русскую деревню. Сначала на крышах домов устанавливали изображения Уточки, затем эти изображения превратились в изваяния Коней. Отсюда появилось понятие «конёк крыши». А затем конёк превратился в змия или дракона.
Вот так богиня – мать всей Земли – Мать Сыра Земля со временем превратилась в Дракона, Змея Горыныча.
А гора эта – Кудыкина гора. Это та самая священная Творожная гора, которую Уточка сбила из молока Молочной реки. Эта река – Океан. Сегодня мы зовём её Окой. Многие времена тому назад она также, как сейчас, несла свои белые воды и поила ими наших отцов и матерей, бабушек и дедушек, всю Русь, необъятную Русскую землю.
А теперь самое интересное.
Несколько лет тому назад несколько моих товарищей пришли на этот источник под вечер. Когда они уже собрались уходить, один обернулся. Он застыл в страхе и ужасе от то, что увидел. Над источником из белого света возник образ великой богини.
Она рукой поманила мужчин к себе, и они махом взметнулись на пятнадцатиметровую крутизну оврага.
Отвыкли люди русские общаться со своими родными богами, которые всё ещё живут в Русской земле, в её лесах, в её просторах, в её реках и источниках.
Покидая остывающий овраг, прощаясь со священным источником, шурша ногами по опавшей листве, срывая последние дикие яблоки с Яблони познания, я размышлял над тем, насколько всё-таки велика и величава Русь. Сколько её не топтали стопы с оттопыренными пальцами разных роботов, клонов и химер, она всё ещё струится кристально чистой водой.
Наша Земля, может быть, и огромна. Но в загаженном толерантностью пространстве остаётся совсем крохотный островок, где человек становится русским. Здесь, на Руси детки рождаются белыми и разумными: девочки – красивыми и целомудренными, мальчики – отважными и честными.
Приходя на Русь, даже дикий зверь становится домашним. Он перестаёт грызть и кусать, занимает своё место в хозяйстве, и вот уже вокруг русского мужичка кошка устроилась на подушке, собачка – в конуре, коровка – в стойле, лошадка – во дворе. Всё забывают свои дикие горы, степи, пустыни и европы.
А сказки о том, что наполеоны-де к нам хаживали с войной, рассказывают зимними вечерами бабы у жаркой печи, когда детишки греют у огня свои розовые щёчки, по морозу наигравшись в снежки.
Где находится этот священный источник, говорить не буду. Поманит богиня, сами найдёте…
Андрей Тюняев,
главный редактор газеты «Президент»