В 2017 году Новосибирская филармония отмечает своё 80-летие. Одна из крупнейших концертных организаций в стране уверенно подошла к столь солидной дате и явно переживает выход на новый творческий уровень. И по уровню развития коллективов, и в смысле обладания уникальным концертным залом – самом современном в городе ощущается самый серьёзный импульс развитию творческой жизни.
Приказ об учреждении Новосибирской филармонии был подписан 1 января 1937-го года. Жизнь организации, начавшаяся в трудное для страны время, складывалась тоже непросто. Были годы войны, на время которой деятельность филармонии была приостановлена. Были многолетние скитания из одного помещения в другое, все это время у концертной организации не было своей собственной площадки.
Но филармония, преодолевая препятствия, развивалась – вместе с интенсивно растущим Новосибирском. И многое в истории города способствовало достижению концертной организацией новых высот. В годы войны в город была эвакуирована Ленинградская филармония: несколько лет новосибирская публика слушала Ленинградский оркестр под управлением Евгения Мравинского и лекции Ивана Соллертинского. Этот контакт задал определенный уровень новосибирским слушателям, которые позже стали постоянными слушателями симфонического оркестра филармонии.
В 1956-м году в Новосибирске была открыта консерватория. Она стала ценным источником кадров – и для Новосибирской оперы, и для созданного в тот же год Новосибирского академического симфонического оркестра. Факт возникновения этого коллектива в городе изменил его музыкальную историю навсегда. Энергия и талант молодого маэстро Арнольда Каца, вставшего во главе коллектива, очень скоро позволили ему завоевать репутацию одного из ведущих в СССР.
Государственный концертный зал имени Арнольда Каца. Фото Виктор Дмитриев.
Оркестр Каца выступал с ведущими солистами, регулярно выезжал в столицы и на зарубежные гастроли, каждым концертом доказывая: нахождение в провинции не мешает показывать вполне мировой уровень исполнения. В 80-е оркестр получил звание Академический, а незадолго до ухода Арнольда Михайловича состоялось событие, безусловно, важное и для него, и для коллектива, и для Новосибирска.
В 2006-м году Новосибирский академический симфонический оркестр был удостоен чести представлять всю страну в программе Первого фестиваля Симфонических оркестров мира, посвященного Дню России.
В уникальной акции в Колонном зале Дома союзов в Москве именно Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Каца, а не один из столичных гигантов, выступал наряду с Израильским филармоническим оркестром (дирижер Зубин Мета), Симфоническим оркестром Тосканини (дирижер Лорин Маазель), «Академией св. Мартина в полях» (дирижер Клаус Петер Флор), Филармоническим оркестром радио Франции (дирижер Мюнг-Вун Чунг).
На концерте присутствовал Президент РФ Владимир Путин.
В истории филармонии было много счастливых страниц. Постепенно прирастало количество ее коллективов: в начале 80-х появился Камерный хор, в настоящее время перешедший в статус Хоровой капеллы. Тогда же, в 1980-е, филармонии наконец передали первое в ее истории собственное здание: Дом Ленина, памятник истории и архитектуры 1925-го года постройки. Но первые концерты на его сцене прошли только 20 лет спустя – все это время в здании шел ремонт.
В начале 1990-х, когда со сменой общественного уклада, для Новосибирска оказалось более неактуальным здание Дома политического просвещения, его также было решено передать филармонии. Неприспособленное для концертов, лишенное акустики, оно стало для музыкантов первой собственной площадкой – и благодаря обретению, наконец, собственного дома в истории организации начался невероятный подъем. Один за другим в состав филармонии входили новые коллективы, которые сделали ее афишу максимально разнообразной. Именно за счет этого разнообразия она успешно пережила тяжелое постперестроечное время, когда приглашение звёзд был затруднено – и сохранила интерес и любовь слушателей.
Но даже с обретением своей большой сцены, даже с открытием в начале 2000-х Камерного зала филармонии, площадки, способной вместить Новосибирский академический симфонический оркестр и при этом достойной его по уровню в городе не было. Новый зал для оркестра долгие годы был мечтой Арнольда Михайловича Каца, и ей суждено было сбыться – но уже после ухода маэстро из жизни.
В январе 2007 года, когда дирижёра не стало, на уровне регионального руководства было принято решение: залу быть. И через шесть лет, 11 сентября 2013 года, он открыл свои двери первым слушателям. Новый, просторный, светлый, носящий имя Арнольда Каца – Государственный концертный зал. На концерте-открытии Новосибирский академический симфонический оркестр выступил под управлением Владимира Спивакова, солировал – скрипач с мировым именем, новосибирец Вадим Репин – и его участие оказалось в судьбе зала знаковым.
С обретением этой площадки в жизни филармонии начался новый виток: стали возможны проекты нового уровня, именитые исполнителей теперь с охотой давали согласие на выступление в Новосибирске – потому что теперь им было, где выступать.
Одним из главных следствий его строительства стало возникновение в городе Транссибирского Арт-Фестиваля, художественным руководителем которого выступает Вадим Репин – всемирно известный скрипач, родившийся и сделавший первые профессиональные шаги в Новосибирске. Репин неоднократно подчеркивал, что его проект, преобразивший культурное пространство России, стал возможен потому, что теперь в Новосибирске есть этот зал, и потому, что в городе уже 60 лет работает высококлассный симфонический оркестр.
Сейчас Новосибирская филармония живет в новой реальности – с возможностями, которые еще десять лет назад даже представить было невозможно. Государственный концертный зал является точкой притяжения не только для постоянных слушателей филармонии, но и для тех, кто от классической музыки далек. Залы полны, дорога в филармонию освоена многими новыми слушателями – тем более, что услышать здесь можно не только классику, к которой многие приходят не сразу, но и джаз, и популярную, и старинную музыку, и фольклор – репертуар на любой вкус.
Развиваются коллективы филармонии – их высокий исполнительский уровень подтверждается регулярными выездами на гастроли за рубеж. В юбилейном году все коллективы приняли участие в цикле концертов, посвященном 80-летию Новосибирской филармонии. И неважно, что кто-то из них выступает в составе филармонии более 60 лет, а кто-то – меньше 20. Сегодня именно это неповторимое созвучие определяет облик крупнейшей и старейшей за Уралом концертной организации.
Ощущению нового качества жизни в Новосибирске и филармонии, безусловно, способствует возникновение Транссибирского Арт-Фестиваля. Даже с обретением зала, пожалуй, было бы не так просто пригласить в Новосибирск, например, Кента Нагано, Жана-Ива Тибоде, Шарля Дютуа и многих других звезд мировой музыки – просто потому, что Новосибирск располагается слишком далеко от основных гастрольных маршрутов.
Личность художественного руководителя фестиваля Вадима Репина играет в этом смысле решающую роль – для участия в его фестивале поездку в далекую и для многих неизвестную Сибирь планируют самые признанные и занятые исполнители мирового уровня. И таким образом происходит не только изменение культурной среды в городе, который теперь знает: раз в год обязательно произойдет праздник музыки, который представит на одной сцене ключевые фигуры актуального музыкального процесса.
Гастроли по Европе. Валентина Лисица (фортепиано), Томас Зандрерлинг. Концертхаус, Вена. 7 марта 2016. Фото Александр Гурьянов.
Одновременно меняется и имидж Новосибирска и Сибири в глазах ведущих мировых звезд. Для многих из них становится открытием совершенно комфортные температуры в Сибири, а также впечатляющая величина Новосибирска, уровень развития его инфраструктуры и, конечно, новый концертный зал – одна из главных гордостей филармонии. Большинство мировых исполнителей настолько проникается неповторимой атмосферой фестиваля и очарованием города, что изъявляет готовность вновь и вновь выступать в Новосибирске.
Логично и знаково, что одной из кульминационных точек юбилейного, 80-го сезона, стал концерт, открывший IV Транссибирский Арт-Фестиваль. Конечно, ведущую роль в нем сыграл коллектив, олицетворяющий Новосибирскую филармонию для сотен тысяч слушателей – Новосибирский академический симфонический оркестр – не могло быть иначе.
Вместе с ним программу американской музыки представили дирижёр Лоренс Фостер – маэстро лично был знаком с композитором Аароном Коплендом и активно исполняет его музыку по всему миру – и пианистка Дана Чиокарли. Весь Транссибирский Арт-Фестиваль в 2017-м году прошел под эгидой празднования 80-летия Новосибирской области. С самого первого года существования проект Вадима Репина проходит при неизменной поддержке Губернатора и Правительства Новосибирской области.
Наряду с многочисленными творческими событиями, посвященными юбилейной дате, филармония отметила 80-летие выпуском второго тома книги «История Новосибирской филармонии в материалах и документах». Огромный труд по подготовке издания проделал Сергей Кравцов – редактор филармонии, а также один из виднейших сибирских композиторов.
Обе части содержат документы из истории филармонии, газетные статьи, справочные сведения о коллективах и артистах, о гастролях и фестивалях, а также информацию о становлении и развитии концертной жизни Новосибирска в целом. Уникальная летопись филармонической жизни является ценнейшим источником информации по истории Новосибирской филармонии. Первый том вышел в 2012 году и охватил период со дня основания филармонии в 1937-м году до 1987-го года, второй отразил события до 2000 года.
Сегодня основу филармонической афиши составляет академическая музыка. В этой области работает ключевой коллектив филармонии – Новосибирский академический симфонический оркестр, возглавляемый триумвиратом дирижёров (художественный руководитель и главный дирижёр Гинтарас Ринкявичус (Литва), главные приглашенные дирижёры Томас Зандерлинг (Германия) и Фабио Мастранжело (Италия)).
Академические программы предлагают слушателям также Филармонический камерный оркестр, квартет Filarmonica, ансамбль солистов «Новосибирская камерата», Новосибирская хоровая капелла. Джаз на филармонической сцене звучит в исполнении Биг-бэнда Владимира Толкачева и джаз-оркестра «Сибирский диксиленд».
Старейшим коллективом филармонии является Русский академический оркестр, основанный в 1927 году. Сохранению народных традиций посвящает программы фольклорный ансамбль «Рождество». Старинную музыку представляет ансамбль ранней музыки Insula Magica. Эстрадная музыка звучит со сцены филармонии в исполнении Концертного духового оркестра, Эстрадного оркестра, Вокального ансамбля Павла Шаромова.
Несколько филармонических коллективов с равным успехом работают в разных жанрах – от старинной до эстрадной, от популярной до ультрасовременной музыки. К ним относятся, например, ансамбль «Маркелловы голоса», Вокальный ансамбль Павла Шаромова, Филармонический камерный оркестр, ансамбль солистов «Новосибирская камерата», ансамбль медных духовых «Сибирский брасс», фортепианный дуэт Геннадий Пыстин – Дмитрий Карпов, дуэт Resonance.
Новосибирская филармония ведет лекционно-просветительскую работу, проводит специальные тематические концерты для детей разных возрастов – от рождения и до юношеских лет.
Помимо организации концертов своих коллективов филармония занимается гастрольными проектами, а также проводит ряд крупных международных фестивалей: Международный рождественский фестиваль искусств, Транссибирский Арт-Фестиваль, Sib Jazz Fest, фестиваль русской музыки «Покровская осень» и другие.
Важнейшим направлением деятельности филармонии являются концерты в районах Новосибирской области. С начала 2000-х в структуре филармонии работает отдел региональных гастролей, который в течение года организует более 300 выступлений коллективов в населенных пунктах Новосибирской области.
Коллективы филармонии регулярно выезжают на гастроли – как по России, так и за рубеж, выступаю на самых престижных площадках Европы – в том числе в Вене, Мадриде, Дюссельдорфе, Москве, Санкт-Петербурге. В течение года коллективы филармонии проводят более 20 гастрольных выступлений.
Новосибирская филармония – уникальная организация, которая при достижении солидного возраста и накоплении творческих сил самого высокого уровня не останавливается в развитии, инициирует все новые проекты, а главное – преображает Новосибирск, своим культурным вкладом, выводя качество жизни в городе на уровень, выдерживающий сравнение со столичным.
Марина Ветрова