– В своей недавно вышедшей очередной книги «Какой Бог правильный?» я нестандартно освещаю большое количество «неожиданных» для многих читателей факторов, религиозных концепций. Люди воюют между собой, делят территории, и каждый искренне считает, что именно его Бог правильный – и католики, и православные, и баптисты с мормонами.
– Новый XXI век объявлен некоторыми политологами веком столкновения цивилизаций, при этом центральным стержнем любой цивилизации является религия. Ныне, с усилием роли глобализации в мире, проблема веротерпимости, конфессиональной толерантности становится особенно актуальной и даже центральной. Не зря сегодня одно из самых употребляемых определений русского народа – православные, говорящие на русском языке. По сути данного определения следует, что атеисты уже в по наипервейший не русские. А «русский мусульманин» на этом фоне звучит даже вызовом, – он уже изначально как бы не Русский, потому что у него «другой Бог». Это неправильно, и все мы прекрасно видим, что я в своей книгой «Какой Бог правильный?», как обычно, попал в центральный нерв противоречий века. Все это и побудило меня написать новую книгу.
– Как и чем помогают религии развитию всего человечества в целом и России, в частности?
– Напомню, что самый быстрый и сильный рост экономики и военной мощи СССР приходится на 1945-1990-е годы. Почему? Да потому что это – самые безбожные годы в СССР, период торжества атеизма!
Однако, протестанство, старообрядчество и татарский ислам все же помогают развитию цивилизации.
– С чем это связано?
– Это связано с тем, что в этих религиях пропагандируется труд, восхваляется обогащение за счёт честной работы!
– А как же другие религии?
– Я не против, а только «за», чтобы человек верил в единого Бога. Пусть каждый молится своему Богу. Но пусть религиозные деятелей не травятся душу людям разными «чудотворениями» 2000-летней давности! Хватит уже россиянам жить по примеру сказки об Иванушке-дурачке или Илье Муромце. Пора заново и внимательно учить сказку о Золушке, которая добивалась в своей жизни каждодневным трудом!
Если будет труд, то никаких кризисов не будет! Именно поэтому я и сомневаюсь в обещанные Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным качественные улучшения жизни россиян через 2 года. Нет качественной работы – не будет качественной жизни!
– 6 января 2015 года по одному из центральных российских ТВ-каналов показывали проповедь и интервью очень уважаемого мной патриарха Кирилла…
– Говорил он и в тот день и о Куликовской битве тоже. Он отмечал: «А Вы знаете, какое огромное войско было у Мамая в 1380 году? Только икона Георгия Победоносца в руках Сергея Радонежского победила татар и спасла москвичей во главе с князем Дмитрием Донским!» И я отвечу – все это чушь! Во-первых, на территории современной Тульской области никогда никакого так называемого «Куликовского сражения» не было, а 3-х часовая стычка с Мамаем состоялась на территории современного завода «ЗИЛ». Об этом четко и ясно свидетельствует то факт, что в XVIII веке в московской церкви Рождества Богородицы были обнаружены захоронения героев этой битвы – Пересвета и Осляби. Во-вторых, Мамай никогда не был ханом Золотой форды, а всего лишь воеводой у хана Токтамыша, впоследствии – сепаратистом. Поэтому на стороне Московского князя Дмитрия против Мамая сражались татары, преданные своему законно избранному хану! Обо всем этом прекрасно знают все современные историки и археологи России, прекрасно знает об этом и Президент Российской Федерации В.В. Путин, неоднократно в своих интервью и выступлениях затрагивавший эту интересную тему. Вспомните его слова, во всеуслышание сказанные 24 сентября 2004 года в ответ на вопрос о Куликовской битве: «…Есть некоторые вещи, связанные с такими событиями, к которым мы, конечно, можем и должны очень внимательно отнестись, посмотреть на реалии, которые происходили тогда, и таким образом, чтобы это помогало нам в развитии сегодня и завтра. Очень интересное наблюдение есть по поводу того, кто с какой стороны воевал. Да-да, там любопытно, там и с одной, и с другой стороны были русские полки, и с одной, и с другой стороны была татарская конница, которая русскими использовалась как главная ударная сила. Это любопытные страницы нашей истории, на которые сегодня мы можем посмотреть без всяких идеологических предрассудков».
– Зачем такие провокации патриарха Кирилла накануне великого праздника Рождества Христова? В связи с этим многие люди – и верующие, и не верующие – задаются вопросом…
– Кстати, католики отмечают Рождество Христово 25 декабря, а православные – 7 января. Одна дата по Юлианскому календарю, другая – по Григорианскому календарю.
– Кто из них прав? Ведь и те, и эти – христиане!
– Отвечу иносказательно, а вы, читатели, сами додумайтесь: католиков в мире более 1 миллиарда человек, а православных – не более 100 миллионов, причём из них по-настоящему верующих и того меньше! И обратите внимание – там, где греческое православие, там везде отсталость и нищета – Грузия, Болгария, Румыния и наша матушка – Россия.
В своей книге «Тэнгрэзанство и Святой Георгий» я постараюсь раскрыть суть христианства и всего православия в целом. Вы обращали внимание – почему в российских школах «началом истории» указана история Греции? Да потому что именно там зародилось православное христианство, и даже фамилия Романовых – это производное от слова «Roma» – именно так греки именовали свою империю Византию.
– Каковы истоки ваших научных интересов?
– Если говорить о школе, то сразу по ее окончанию ещё 1967 года, я целенаправленно искал свои корни – откуда произошёл мой народ и в том числе я. Для меня, как для татарина, интересно было наблюдать за христианством. В моей родной деревне половина жителей была мусульманами, половина христианами, крещеными татарами. В деревни были и мечеть, и церковь, и между ними было минимальное расстояние – всего-навсего двести метров. Никто никого не осуждал, какую веру сосед исповедует, противоречий между односельчанами не было.
Затем в 1929 году пришёл век атеизма, мечеть и церковь закрыли. В мечети первый этаж был кирпичный, там сделали школу-десятилетку. Уже потом я в деревне построил новую школу и новую мечеть. Но все время, ещё со школы я думал: в чем разница между христианами и мусульманами? В нашей деревне всего все вместе отмечали и православные, и мусульманские праздники. Например, идёт ураза – ни мусульмане , ни христиане в эти дни спиртного не употребляют, в деревне в эти дни сухой закон. Как только молитву об окончании поста в каком-то доме прочитали (или в тёплое время года на кладбище – мечеть то уже не работала), то к одиннадцати часам вся деревня уже пьяная. Так же и с православными. Я все время думал: как это, по мнению христиан, Дева Мария родила Бога. Как это, думаю, ходил человек по земле и был Богом.
Своё понятие о Боге дал мне Минтимер Шарипович Шаймиев. Мне было 40 лет, Шаймиев на 13 лет старше меня, то есть ему было 53 года, медный, опытный, в Бога не верит особенно, все знают, что в мечеть он не ходит. Он мне сказал: мне кажется, Фатих, Бог – это природная сила. Такая сила есть, говорит он. Но Бог, конечно, не в облике человека. Эту силу нельзя не увидеть, не услышать. Минтимер Шарипович говорил: «Знай, Фатих, такая сила есть, и я этому верю»…
– Какой Бог правильный?
– На сегодняшний день данная тема очень актуальна, особенно для молодежи. Я даже написал в своей книге «Какой Бог правильный?»: «Верьте каждый своему Богу, молитесь, но слишком глубоко не «ныряйте»! Не должно быть фанатизма в вере в Бога. Первое единобожие, я искренне в это верю, было отражено в Тэнрэизме (почитание Единого Синего Неба). У татар это единый Бог называется Ходай или Тангрэ. Как тяжело, наши предки говорили: «О, Ходай», «О, Тангрэм». Ведь и ныне у татар – свой ислам, основанный на тэнгрианстве. Татарстанские мусульмане очень редко говорят «Алла» или «Аллах». Обычно про Бога они говорят «Ходай» (например, «Ходай кушса», «Ходай бирсе», «Ходай куп курмэсэн» и т.д.), у татар очень много национальных перед с упоминанием Бога Ходай (очень-очень много национальных фольклорных песен, которые я помню наизусть, также Хамдуна Тимергалиева поёт «Озайт Ходай гомеремне», Гульназ Сираева – «Ходай узе сакласын», Айдар Галимов – «Ходай сине мина саклаган» и т.д). И именно поэтому недавно, в конце декабря 2014 года, представители татарской интеллигенции – ученые, писатели, журналисты, работники культуры и т.д. – обратились с о крытым письмом к Президенту Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову с просьбой о необходимости о крытая в столице республики городе Казани татарского традиционного храма Тэнгрэ-йорт!
Человек в душе всегда верит. Я все спрашивал отца в детстве, будет ли конец света, ведь бабушки плакали и говорили: «Ахырзаман наступает». Отец отвечал, что конца света не будет, что человек умирает, это его конец света, без парторга, без «комиссара». Один на один. Основная религия у татар – это бухарский (татарстанский) ислам, основанный на тэнгрэизме, а самый рафинированный ислам у арабов. Тэнгрэизм возник на Алтае 3,5 тысячи лет тому назад и охватил большую территорию, победив более ранний шаманизм.
Подготовила Светлана Ветрова