Фатих Сибагатуллин – депутат Государственной Думы России, бывший министр сельского хозяйства Татарстана, бывший глава Нурлатского района, личность легендарная. У него 122 приза и кубка, около 90 почетных грамот, в том числе почетная грамота Владимира Путина, ордена, около 40 медалей. Орден «Дружбы народов» (получен в 36 лет), «Почета», орден Франции «Рыцарь сельского хозяйства Франции» и орден «За заслуги перед Татарстаном». Заслуженный работник сельского хозяйства России. Доктор ветеринарных наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Татарстана. Академик Академии естественных наук России. Член-корреспондент Петровской Академии. Окончил ветеринарный институт, Высшую партийную школу при ЦК КПСС, финансово-экономический институт. Сейчас он заканчивает новую книгу «Великие татары – защитники и спасатели России». Книга выйдет в июле.
– Фатих Саубанович, тираж Ваших последних двух книг был 5 тысяч экземпляров и он весь разошёлся. Расскажите о новой книге.
– Две мои последние книги понравились Зюганову, представителю президента России в Думе Минху, представителю правительства России в Думе Логинову, понравились Кобзону и даже Жириновскому. Резонанс был, вдохновлённый успехом, решил продолжить. В новой книге будет примерно 300 страниц. Мои книги – это публицистика, личный взгляд на историю и современность. Начался мой интерес к истории ещё с юности, в 1967 году, в 17 лет я приехал в Казань, поступил в ветеринарный институт. Мне, как деревенскому юноше, очень хотелось посмотреть парк Горького в Казани. Едем в трамвае, июль, жара, в трамвае нечем дышать. Русский язык мы с другом плохо знали, и говорили между собой на мамином языке, на татарском. И вдруг огромная тётка кричит на нас на весь трамвай: «Что за бескультурье, на непонятном варварском языке парни разговаривают». Мы растерялись. Сцена эта, как живая, стоит передо мной. Я застал такой период и, думаю, больше такого не услышу при моей жизни.
Так было – нельзя было говорить на мамином языке, на татарском языке в трамвае, считалось «бескультурьем». Мы не такие бойкие были, как городские ребята, нам стало неудобно, но мы говорим на татарском языке – нам даже стало стыдно. Тётка на нас кричит, орет, мы сразу вышли из трамвая на остановке. Шагаем к центральному парку. Тогда во мне зародилось желание поиска своих корней. Я не учёный-историк, повторю, но тогда задумал написать книгу. Изучал материал, тогда правдивых книг по истории было мало, все хотели угодить власти. Я искал материал, копил. Помню, понравилась книга «Конец атамана» о знаменитом конокраде Шакуре. Он за 45 минут по Волге зимой на рысаке ездил из Казани в Свияжск за 30 километров. И описывалась в книге крепость и война Грозного в Свияжске, там русские войска стояли с 1549 года, три года перед взятием Казани. В Свияжске была штаб-квартира Ивана Грозного.
Потом я изучал китайские источники, арабские источники, европейские. Я не хочу заниматься булгаризмом, я даже против переименования татарского радио в радио «Булгар». Было великое переселение скифов из европейской части к Тихому океану, затем было обратное великое переселение. Атилла – хунн, он родился в Поволжье. Чуваши тоже Хунны. Я их называю нашими двоюродными братьями. Имя Атилла происходит от имени Итиль, великой тюркской реки. Хунны поставили на колени Римскую империю. Нападение на Рим началось с Каталонской долины. Атилла оставил там страну Басков. Я там несколько раз был. Дай Бог и Раису Сулейманову съездить.
– Я был на земле басков и со стороны Испании, и со стороны Франции. Люди в провинции Бордо очень похожи на татар. Треть страны Басков на территории Франции. Я там три раза был и спрашивал, что означает слово «баск», откуда пошло. Они не знают. Я им представил гипотезу, что слово баск произошло от слова «баскак». Столица Бильбао – это «Мужской пояс» по-татарски. Мы в Нурлатском районе выращивали по испанской технологии кукурузу и сахарную свеклу. Много басков приезжало, они очень похожи на татар, особенно рыжих.
На княжеском шлеме Александра Невского было написано: «Нет Бога, кроме Аллаха». Но и на шлеме Ивана Грозного то же самое было написано арабской вязью на татарском языке. Иван Грозный был потомок Мамая (бабушка по отцу). Шлем Ивана Грозного три года назад подарили нам англичане. И оба шлема в Оружейной палате есть. Можно посмотреть, кто сомневается.
Подготовила Марина Ветрова