В последние годы выходит немало книг, посвящённых истории татар и Татарстана. Среди них немало академических изданий, в деталях представляющих самые разные периоды в тысячелетней татарской истории.
По инициативе Института истории им. Ш. Марджани опубликованы учебные пособия, хорошо принятые учителями. Вместе с тем существует ниша в читательских интересах, которая оказалась незаполненной, – научно-популярные, популярные и художественные книги по истории.
Это не вина учёных-историков, а общая беда в силу разных причин. Ученые за редким исключением не умеют писать доступно, к тому же научно-популярные работы не могут включаться в план работы академических учреждений. Публицисты и писатели за редким исключением не специализируются на исторической тематике. Поэтому всячески следует приветствовать тех подвижников, как Фатих Саубановича, которые берут на себя труд заполнить эту нишу.
Пользуясь случаем, хотелось бы отметить также работы Ахметшина Шамиля Камильевича, который весьма профессионально издаёт целую серию «Татары на службе Отечеству», фактически компенсируя своими трудами то, что не могут заполнить ученые в силу загруженностью другой тематикой. Из той же кагоров подвижников на историческом поприще и Камиль Алимович Аблязов из Саратова. Немало неравнодушных людей во многих регионах России и за рубежом, стремящихся донести до читателя правду об истории татар.
Фатих Саубанович взялся за работу масштабно. Не хотелось бы дискутировать по отдельным, порой, спорным положениям его книг. Любой автор имеет право высказывать своё собственное мнение, к тому же официальная российская историография татар представляется в искаженном свете, что вызывает эмоциональную реакцию у любого историка, пишущего о татарах.
Ученые вынуждены придерживаться неких рамок, академические труды требуют не только взвешенности, но и определенной сбалансированности точек зрения. Фатих Сибагатуллин может себе позволить говорить смелее, но это не значит, что он занимается отсебятиной. Его книги опираются на знание первоисточников и исследования известных российских и зарубежных ученых.
Неизбежно, любой исследователь не может обойти тему Золотой Орды, повлиявшей не только на становление татар, но России. К сожалению, российские учебники весьма искаженно трактуют нашу историю, что вызывает недовольство татар по всей стране. В Российской науке давно преодолён предвзятый взгляд на татарскую историю, но он сохранился в учебниках.
Истоки России ищут то в Киеве, то в Великом Новгороде, забывая, что Россия это также Поволжье, Урал, Сибирь, Алтай, Дальний Восток со своими тысячелетними традициями. История России – это история не только русских, но и многих народов, населяющих нашу страну. Фатих Сибагатуллин показывает Золотую Орду как родину и татар, и русских, фактическим и током Российской государственности.
Оригинальный взгляд у Фатиха Саубановича и на конфессиональную историю человечества. Он не тол ко представляет все основные религии, но и вполне убедительно доказывает, что т.н. «языческая» религия древних тюрков, по сути, являлась мировой религией, признающей единобожие (веру в Тенгри). Тема веротерпимости стала актуальной в связи с введением религиоведения в школе и подход Фатиха Сибагатуллина демонстрирует возможные решения преподнесения такой сложной темы, как диалог религий.
Сегодня много споров идёт вокруг вопроса: «Татары мы или булгары?». Ученые давно на него ответили, но не хватает популярного и доходчивого объяснения этнополитической истории татарского народа, что демонстрирует Фатих Сибагатуллин.
В то же время автор стремится к сближению истории тюрков и славян. По сути дела, это то направление, которое отстаивал Лев Гумилёв, отмечает общие корни происхождения славян и тюрков, русских и татар, доказывает важнейшую роль татар (как мусульман, так и христиан) в становлении и развитии Российского государства.
Красной нитью проводится мысль, что основателем современной России являлся татарский хан Бату, а многие правители России (Иван IV, Симеон Бекбулатович, Романовы) своим происхождением обязаны татарам и Зрлотой Орде.
Рафаэль Хакимов, Директор Института истории им. Ш. Марджани, Академии наук Республики Татарстан