Газета «Президент» продолжает тему о проблемах экологии Камчатского края.
В редакцию газеты продолжают приходить письма от видных научных и общественных деятелей и просто от жителей Камчатки, которых беспокоит судьба Камчатского края.
В последние годы стало так модно ездить отдыхать заграницу, что мало кто задумывается над тем, что проживая жизнь в нашей огромной богатейшей и красивейшей стране, мы не успеваем ее рассмотреть, зачастую максимум отъезжая от места проживания вглубь страны всего на пару тысяч километров, не больше. Уверена, что очень немногие из тех, кто живет в центральной России, ездили хоть раз в жизни на Урал или на озеро Байкал, не говоря уже о Камчатке.
На планете вообще все меньше остается уголков с естественной первозданной природой, не говоря уже о Европе, где все застроено, засажено, везде видна рука человека. От искусственной среды у русского человека, приезжающего в Европу, постепенно появляется ощущение, что тесно и нечем дышать.
Тогда как наша огромная Россия богата своей изначальной, покоряющей своей первозданной красотой природой. Но, как писал один классик: «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко до бедности: срубить дерево без всякой причины у нас ничего не значит».
И если не относиться к природе бережно, то скоро и у нас в стране девственная природа будет уничтожена, а вместе с ней исчезнут и редкие животные. А при таких усиленных темпах развития горнодобывающей промышленности Камчатки в результате загрязнения рек исчезнут и ценнейшие виды лососевых рыб. И это уже настолько реально, что местные жители буквально бьют в набат, обращаясь все чаще и чаще к Президенту нашей страны В.В. Путину с просьбой защитить природу Камчатского края.
Жители полуострова считают, что причиной создавшегося положения дел на Камчатке в числе прочего являются реализуемая губернатором «Стратегия развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае на период до 2025 года» (утв. постановлением правительства Камчатского края от 31.03.2011 № 139-РП; далее – Стратегия), как часть «Стратегии социально-экономического развития Камчатского края…», и глубокий системный конфликт интересов на госслужбе, который не позволяет повязанным данным конфликтом должностным лицам в надзорных органах государственной власти и в госучреждениях добросовестно, профессионально и в полном соответствии с Законом выполнять свои служебные обязанности.
В последних письмах, полученных от жителей Камчатки (текст писем с приложенными к ним документами можно посмотреть по ссылке https://cloud.mail.ru/public/H17q/xZMcnHuuf ), подробно перечислены основные недостатки Стратегии, принятой при полном отсутствии учета региональной специфики и сложившейся системы природопользования в Камчатском крае.
Перечислены многочисленные противоречия Стратегии с нормами действующего Законодательства Российской Федерации и требованиями международного права в сфере охраны окружающей среды, что является, по мнению жителей, весомыми основаниями для отмены Стратегии.
Приведен мировой и отечественный, в том числе камчатский, опыт, доказывающий неоспоримый масштабный вред, наносимый природной среде развитием горнодобывающей деятельности, особенно на завершающем этапе работы предприятий либо после их ликвидации. В Международной Конвенции об ОВОС в трансграничном контексте от 25.02.1991 в приложении 1 приводится перечень потенциально опасных объектов, которые могут воздействовать на окружающую среду не только внутри страны, но и на сопредельные страны. Деятельность горно-обогатительных комбинатов (ГОК) – «Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение на месте металлических руд и угля» – включена в перечень 17-ти наиболее опасных (наряду с переработкой радиоактивных отходов).
В письме перечислен так же ряд других природных особенностей полуострова Камчатка (вулканизм, сейсмичность, расположение почти всех золоторудных и полиметаллических месторождений в верховьях ценнейших нерестовых рек и др.), которые не учтены при разработке Стратегии, и которые свидетельствуют в пользу необходимости предъявления повышенных природоохранных требований к любому роду антропогенной деятельности, и прежде всего горнопромышленной, включая ее запрет, с отзывом и аннулированием ряда уже выданных лицензий.
При сложившихся подходах к размещению горнодобывающих предприятий и их инфраструктуры на территории Камчатского края, а также применяемых технологиях добычи и переработки сырья, складирования отходов, за период реализации Стратегии нашему государству будет нанесен огромный экологический ущерб, считают авторы письма.
Здесь хочется добавить, что Президенту РФ В.В. Путину было так же направлено Обращение от жителей села Вывенка, подписанное почти всем взрослым населением Вывенки (текст обращения можно посмотреть по ссылке в начале статьи). Внимательный читатель отметит корректность формулировок, некоторую перегруженность терминологией, что свидетельствует об участии специалистов в составлении текста Обращения, но авторы, его подготовившие, сообщили редакции, что население Вывенки подписало его в течение двух дней, причем подавляющая часть в первый день, на сельском сходе. Следовательно, необходимости в агитации и пропаганде не возникало, народ знал, под чем подписывается.
Это обращение является неоспоримым доказательством того факта, что ущерб базе воспроизводства лососевых в бассейнах рек, находящихся под техногенным воздействием горнопромышленных предприятий, не досужая выдумка «зеленых психопатов», а реальность, вполне осязаемая рыбацким населением побережья.
Следовательно, экологический ущерб от загрязнения рек Вывенка, Ветвея и Левтыринываям путем произведения в них сбросов с разработок россыпных месторождений ведет к уничтожению экосистемы края и в итоге к ликвидации многонационального села Вывенка. И так везде на Камчатке.
Для обеспечения кратковременного экономического роста в Камчатском крае на период отработки месторождений (10-20 лет), несмотря на неизбежные тяжкие экологические последствия и неразрешимые (неприемлемые) угрозы развитию рыбохозяйственного комплекса, используется незначительный по запасам и не представляющий конкурентных преимуществ России невозобновимый ресурс. При этом возобновимый ресурс – водные биологические ресурсы (ВБР), представляющие общемировое конкурентное преимущество России не только в Камчатском крае, но и в Дальневосточном федеральном округе и России в целом, а я бы добавила – и в мире – подвергаются сокращению. В отдельных случаях глубокой деградации и уничтожению (наиболее яркий пример – р. Левтыринываям в басс. реки Вывенка).
Жители Камчатки так же считают, что учитывая произошедшие и ожидаемые масштабы негативных техногенных последствий для природной среды региона, играющего ключевую роль для рыбохозяйственного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности как в национальном, так и в международном аспектах, а также с учетом Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 2117, уничтожение конкурентных преимуществ России в области рыболовства – основание рассматривать данные действия (бездействие) как преступление против основ конституционного строя и безопасности государства с причинением тяжких экологических последствий.
При разработке в период 2008-2010 гг. региональных Стратегий, органы власти Камчатского края не позаботились об участии отраслевых институтов Росрыболовства и институтов РАН. Генеральным разработчиком Стратегий (схем стратегического территориального планирования) являлся ОАО «РосНИПИУрбанистики» (Ленгипрогор, г. Санкт-Петербург), который подготовил указанные документы, не обращаясь за консультациями к специалистам рыбохозяйственной науки (КамчатНИРО и ВНИРО) и специалистам в области эколого-экономических исследований (КФ ТИГ ДВО РАН) в регионе.
Не было вовлечения заинтересованных организаций ни в процесс разработки и корректировки проектов Стратегий, ни как такового информирования и обсуждения результатов проделанной работы. Реального участия заинтересованных сторон в публичных мероприятиях, регулярно проводимых в тот период в Правительстве Камчатского края, также не предусматривалось. В результате оказались не востребованными материалы, замечания и предложения специалистов ведущих региональных НИИ, которых, по сути, отстранили от участия в разработке прединвестиционных (программных) документов Камчатского края.
Описанный выше подход Правительства Камчатского края сделал полностью невозможным конструктивное рассмотрение и перспективное решение по существу ключевых экологических, водохозяйственных и водоохранных проблем Камчатского края, связанных с крупномасштабной минерально-сырьевой индустриализацией.
Далее в письмах приведена информация о том, как в силу субъективных причин, связанных с многолетним конфликтом интересов в территориальных рыбохозяйственных органах, катастрофически сокращается объем государственных работ в рамках прикладных НИР в зоне воздействия горнодобывающей промышленности. Эти работы являются важной частью Госмониторинга ВБР и среды их обитания, проводимого КамчатНИРО в Камчатском крае.
Решением руководства института и лаборатории оценки антропогенного воздействия на ВБР в 2016 г. сорвано исполнение Государственного задания ФГБНУ «КамчатНИРО» на 2016 г. в части прикладных НИР на рыбохозяйственных водных объектах в зонах воздействия действующих предприятий горнодобывающей промышленности. Описаны случаи, когда в отчетности КамчатНИРО по выполнению Госзадания в Росрыболовство в завуалированной форме представлены абстрактные данные и материалы прошлых лет. А в 2017 году из Тематического плана КамчатНИРО руководство института вообще планирует убрать все прикладные эколого-рыбохозяйственные НИР на водных объектах в зонах воздействия действующих предприятий горнодобывающей промышленности.
Местные жители неоднократно обращались в Прокуратуру Камчатского края, представляя факты и предпосылки неисполнения КамчатНИРО Госмониторинга ВБР и среды их обитания в зоне воздействия предприятий горнодобывающей промышленности, а также факты ненадлежащего исполнения контрольно-надзорной деятельности СВТУ Росрыболовства в рамках Государственного экологического надзора и осуществляемые попытки дисциплинарных мер давления на сотрудников КамчатНИРО. Но данные факты Прокуратурой Камчатского края были неоднократно проигнорированы.
По мнению общественности для защиты и сохранения природы Камчатки, а вместе с ней и отечественных запасов ценнейших видов лосося, от последствий развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов необходимо не сокращать Госмониторинг ВБР, а наоборот увеличить, проводя в полном объеме как государственный (по Госзаданию), так и производственный (по заказу и в сотрудничестве с недропользователями) мониторинг ВБР и среды их обитания, в зонах вероятного и фактического техногенного (антропогенного) воздействия на водные объекты при реализации наиболее опасных для ВБР и среды их обитания индустриальных проектов – горнопромышленных.
Но сегодня происходит все наоборот: Госмониторинг ВБР и среды их обитания подвергается сокращению, а недропользователи от сотрудничества в рамках производственного экологического контроля и мониторинга (ПЭКиМ) традиционно уклоняются.
В силу того, что в этой сфере все отдано во власть хозяйствующих субъектов, в т.ч. предприятий-недропользователей (ресурсопользователей), выбор исполнителей и способов реализации процедур ОВОС, ПЭКиМ и ФЭИ обеспечивает наивысшую рентабельность реализации проектов в ущерб экологической составляющей.
Политика «максимальной свободы предпринимательской деятельности» не может относиться к сферам, которые непосредственно связанны с природными ресурсами. У предпринимателя всегда велик соблазн «сэкономить» на соблюдении экологических норм и правил, а фактическое отсутствие государственного контроля способствует этому.
Поэтому сегодня как никогда стоит вопрос о необходимости пересмотра политики федерального центра в отношении практики проведения ОВОС, фоновых экологических исследований (ФЭИ) и производственного экологического контроля и мониторинга (ПЭКиМ), конкурсного отбора организаций-исполнителей этой деятельности.
Жители Камчатки пишут, что не ясно по чьей вине уже долгие годы (в течение более чем 10 лет) длятся нарушения Закона в вопросах организации и проведения контрольно-надзорной деятельности территориального органа Министерства природных ресурсов и экологии РФ (МПР РФ) в отношении формирования фонда данных государственного экологического мониторинга.
Не понятно также, почему мнение Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды МПР РФ не стыкуется с мнением его территориального органа в Камчатском крае, который на коллективные обращения граждан представил противоположные и противоречивые доводы, в частности обосновывающие:
— необязательность формирования региональной базы (подсистемы) государственного фонда данных экологического мониторинга как части единой федеральной информационной системы сбора, обработки, анализа данных;
— необязательность проведения хозяйствующими субъектами мониторинга ВБР и среды их обитания (эколого-рыбохозяйственных исследований) при осуществлении производственного экологического контроля.
Авторы писем обращают внимание на то, что МПР РФ, в силу стоящих перед ним задач по обеспечению функционирования минерально-сырьевого комплекса, как обеспечивающего существенную часть поступлений в консолидированный бюджет РФ, по определению не в состоянии достаточно эффективно исполнять природоохранные функции.
В современных условиях назрела необходимость смены концепции природоохранного дела, которая до сих пор является условно «актуалистской», опирающейся на принцип «решаем проблемы по мере их поступления». В условиях модернизации производительных сил отечественной экономики, при наметившейся перспективе серьезного роста в обрабатывающих отраслях и постоянном росте удельной доли сырьевого сектора, развития энергетики и транспорта необходим переход к «предосторожной» природоохранной концепции, базирующейся на принципе прогнозирования поступления проблем, предварительного поиска путей их решения, реализации мер по их преодолению, способной дать конкретный эффект и дополнительные возможности.
В связи с чем, жители Камчатки предлагают создать самостоятельное природоохранное ведомство в ранге министерства (агентства), обладающее большими возможностями и эффективностью. Для формирования такого ведомства, основанного на новой «предосторожной» природоохранной концепции, нужны новые кадры, способные решать такого рода задачи, и совершенно иное отношение к экологическим проблемам современного мира во власти и в обществе.
В письмах общественность Камчатки обращается к нашему Президенту Владимиру Владимировичу Путину с просьбой откорректировать работу органов Росрыболовства, Министерство природных ресурсов и экологии РФ и Прокуратуры в части недопущения продолжения практики неисполнения (ненадлежащего исполнения) государственных функций должностными лицами СВТУ Росрыболовства, КамчатНИРО, Севвострыбвода, Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю, Прокуратуры Камчатского края, которым долгие годы удается безнаказанно подменять уставную деятельность фактическим исполнением «правозащитных функций» в интересах горнопромышленных предприятий, допускающих многочисленные нарушения Законодательства РФ.
Жители региона просят Президента Владимира Путина взять под личный контроль состояние дел на Камчатке в отношении соблюдения природоохранного законодательства, учитывая следующие конструктивные предложения:
— возобновить в полном объеме государственный мониторинг ВБР и среды их обитания, включая ихтиологические, гидробиологические, эколого-токсикологические и другие гидроэкологические исследования, как важную часть подсистемы единой системы мониторинга окружающей среды во внутренних водных объектах Камчатского края в зонах воздействия горнодобывающей промышленности;
— в целях формирования наиболее полной региональной базы подсистемы мониторинга ВБР и среды их обитания, как части единой федеральной информационной системы сбора, обработки и анализа первичных материалов, а также ведения государственного фонда данных экологического мониторинга, считать проведение Государственного (по Госзаданию) и производственного (по заказу и в сотрудничестве с недропользователями) мониторинга ВБР и среды их обитания как одну из важнейших задач в работе территориальных рыбохозяйственных органов, в том числе, ФГБНУ «КамчатНИРО»;
— пересмотреть политику федерального центра в отношении практики проведения ОВОС, фоновых экологических исследований (ФЭИ) и производственного экологического контроля и мониторинга (ПЭКиМ), конкурсного отбора организаций-исполнителей этой деятельности;
— создать самостоятельное природоохранное ведомство в ранге министерства (агентства), основанного на новой «предосторожной» природоохранной концепции, базирующейся на принципе прогнозирования поступления проблем, предварительного поиска путей их решения, реализации мер по их преодолению, способной дать конкретный эффект и дополнительные возможности;
— разработать Концепцию долговременного устойчивого экологически безущербного социально-экономического развития Камчатского края, включающую экологическое обоснование развития горной промышленности, которую принять после открытого общественного обсуждения;
— инициировать разработку и принятие федерального закона об обязательном формировании страхового залога и ликвидационного фонда предприятиями-недропользователями. Изменить порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием радиоактивных веществ, СДЯВ, буровзрывных работ, отменив ограничения инспекторских проверок и предварительные уведомления.
Жители так же просят Владимира Владимировича Путина поднять вопрос о пересмотре «Стратегии развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае на период до 2025 года» (утв. постановлением правительства Камчатского края от 31.03.2011 № 139-РП) и всей Программы развития Дальнего Востока в сторону увеличения ее экологичности, смены приоритетов с минерально-сырьевой направленности в сторону отраслей, способных обеспечить устойчивое, долговременное, экологически безущербное и социально-направленное развитие региона с сохранением на Камчатке условий естественного воспроизводства 50 % запасов ценнейших видов отечественного лосося.
В заключение, хочется добавить, что только от нас сегодня, от нашей гражданской позиции зависит то, как будут жить наши дети: среди отравленной пустыни или среди богатства и изобилия процветающей дивной природы нашей России.
Текст подготовила Светлана Попова
Комментариев нет
При современном уровне т.н. «технологий» территории лучше консервировать, а не развивать — вплоть до появления экологически безвредных технологий. Не уничтожающих природу «развиваемых» территорий.