Еще в 1855 году русский адмирал и дипломат граф Евфимий Путятин (родом из Петербурга) подписал первый договор о дружбе и торговле с Японией. А 15 декабря 2016 года президент России Путин прибыл в Японию с официальным визитом. В своих оценках «Путин едет к самураям в Японию» (prezidentpress) и «Сколько стоит мирный договор между Россией и Японией» (prezidentpress) прогнозировали возможные сценарии русско-японского мирного сосуществования.
Одной из основных тем переговоров Путина стала подписание нового договора о дружбе и торговле России с Японией. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ делает все, чтобы предстать лучшим другом России на Востоке. Создаются российско-японские рабочие группы, разрабатываются инвестиционные проекты на миллиарды долларов. Все это делается для того, чтобы 15 декабря в ходе визита в Японию Владимир Путин передал Японии четыре острова Курильской гряды.
На фото: Путятин.
Премьер-министр Синдзо Абэ долго добивался этого визита. «Игнорируя базовый принцип дипломатии на высшем уровне, согласно которому лидеры попеременно должны посещать друг друга, Абэ прилетал в Россию уже пять раз», – возмущалась 5 сентября газета Asahi Shimbun.
На встрече с Владимиром Путиным 6 мая в Сочи Синдзо Абэ представил план из восьми пунктов, который был создан на основе анализа посланий российского президента Федеральному собранию. Этот план предполагал строительство японцами в России инфраструктуры, улучшение городской среды, повышение качества медицины и многое другое.
Пока россияне пытались осмыслить амбициозность предложенного, японский премьер 1 сентября назначил своего наиболее доверенного соратника, министра экономики, торговли и промышленности Хиросигэ Сэко, министром по экономическому сотрудничеству с Россией.
Никогда еще в Японии не создавалось поста, в котором присутствовало бы название государства. В ходе своего визита в Москву 3-4 ноября он привез, как пишет японская газета Iomiuri Shimbun, идей на сумму в 1 трлн руб. ($15,9 млрд).
Весь комплекс мер по сотрудничеству с Россией получил в Японии название новой российской политики. Задача японской стороны известна: заключение мирного договора и разрешение «территориального спора», наличие которого официальная Москва последние годы вообще отрицает. И если Владимир Путин еще в мае 2016 года заявил, что «ни о какой продаже островов речи быть не может», то его японский коллега не был столь категоричен и оставил пространство для спекуляций.
Не собирается ли японский премьер удовлетвориться только двумя островами, как предлагает Московская декларация 1956 года? Не планирует ли заключить мирный договор до того, как получит все четыре острова?
А на открытии 192-й сессии парламента Японии Абэ поставил новые российско-японские отношения на второе место после американо-японского альянса и объявил их «осью дипломатии и гарантий безопасности».
О том, что Россия не намерена идти на территориальные уступки Японии, 2 ноября официально подтвердила председатель Совета федерации Валентина Матвиенко во время своего визита в Японию. «Никаких переговоров по передаче двух или всех островов не идет, потому что для этого нет оснований», – сообщила она. Максимум, на который могут рассчитывать японцы, – новые варианты совместного освоения островов, облегчение режима пребывания для японских граждан и прочие полумеры, от которых Япония уже неоднократно отказывалась.
Практически все проекты, предложенные Японией в последние годы, пока остаются на бумаге. Единственное, что реально работает, – японские теплицы компании JGC Evergreen, построенные на территории опережающего развития «Хабаровск» и приступившие к работе в конце 2015 года. Несмотря на то, что этот проект действительно прорывной для российского дальневосточного сельского хозяйства, его доля в экономике региона невелика.
Если вы посмотрите на историю, японцы уже делали такие заходы по возвращении Курильских островов. Один раз – в начале 1990-х годов, с помощью Президента СССИ М. Горбачева и мэра Москвы Ю. Лужкова, другой – в начале 2000-х попытались воспользоваться слабостью нового президента РФ. Каждый раз все кончалось со сменой администрации в Японии или в результате окрика из США.
Помимо изначальной причины (острова – исконная собственность России), имеются две главные долгосрочные геополитические проблемы, которые препятствуют разрешению спора. Во-первых, возможность размещения на Курильских островах американских военных баз в случае их передачи японской стороне. Согласно американо-японскому договору безопасности 1960 года, Вашингтон имеет право размещать военные базы на всей территории Японии.
Во-вторых, японцы так и не смогли доходчиво объяснить россиянам, в чем для России заключается выгода передачи островов. Апеллирование к исторической справедливости и юридической казуистике 1950-х эффекта не дает: народ и власть в России в целом едины в том, что, к тому же, Курилы являются таким же завоеванием Второй мировой, как и Калининград. Между тем – Япония допускает возможность размещения американских баз на двух островах Южных Курил в случае передачи их Токио.
Как пишет 14 декабря газета «Асахи», об этом японская сторона заявила в Москве на переговорах с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым.
В Кремле заявили, что рассчитывают на активизацию экономических контактов с Токио, а тема заключения мирного договора находится лишь «в проработке на экспертном уровне». Основным препятствием для этого остается проблема принадлежности южной части Курил.
Как мы видим геополитические проблемы действующие между Японией и РФ не разрешены, а все остальное – просто японская маска – Хання, которая используется в японском театре но, представляющая собой страшный оскал ревнивой женщины, демона или змеи, при прямом её положении. Однако если маску немного наклонить, то из-за скошенных бровей создаётся видимость безутешно рыдающего лица. И все это состояние можно приписать к Премьеру Японии С. Абэ, после визита Русского президента Путина.
Выбранная Синдзо Абэ стратегия улучшение отношений для получения островов в качестве дружеского жеста доброй воли со стороны России, выглядит единственной разумной, но требует огромной силы воли как японского народа, так и элиты. До конца его правления никакого радикального прорыва на этом направлении не случится. Япония большую часть истории находилась с Москвой в очень натянутых отношениях.
Японцы часто упоминают разрешение территориального спора между Россией и Китаем в 2004 году, как желаемый формат разрешения противоречий по Курилам. Но они забывают, что перед этим отношения между Москвой и Пекином достигли высочайшего уровня, на котором остаются до сих пор.
Хотя, ради справедливости, надо заметить, что после избрания нового президента США Д. Трампа эти отношения могут быть изменены. О чем рассказал на днях в своем интервью президент Академии Геополитики (см. «Дональд Трамп: от Организации Гелена и Гладио до президента США» – prezidentpress и здесь – youtube).
Все эти факторы делают политику Синдзо Абэ в краткосрочной перспективе бессмысленной. Для того чтобы она обрела смысл, японское общество должно на протяжении целого поколения выбирать пророссийски настроенных премьеров, а российская бюрократия – по-человечески вести себя с японскими инвесторами, в настоящий момент жалующимися на незащищенность прав собственности, постоянное изменение правил игры и ужасную инфраструктуру.
Впрочем, главная новость заключается в том, что даже без разрешения территориального спора и заключения мирного договора у России и Японии есть причины для сближения.
Одну из главных ролей играет стремление Японии ослабить российско-китайский «ситуативный альянс». Это стратегия «Киссинджер наоборот», в эпоху холодной войны США нужно было сотрудничать с Китаем, чтобы сдерживать СССР.
Теперь же Японии необходимо сотрудничать с Россией, чтобы сдерживать Китай. Задача Японии на данном этапе — максимально осложнить жизнь Китаю. Токио и Пекин имеют ряд споров, включая территориальный конфликт вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао), пересечение зон воздушной идентификации и проблему несовпадения взглядов на историю Второй мировой войны.
В докладе японского Национального института оборонных исследований (NIDS) «China Security Report 2016» наши коллеги указывают на рост военных расходов КНР за последние десять лет в 3,6 раза, до $140 млрд. А согласно новой китайской военной доктрине, принятой в мае 2015 года, страна перешла от «защиты прибрежных территорий» к «операциям в открытом море».
Китай, как и большинство стран региона, активно наращивает число субмарин, специфического вида вооружения, которое рассматривается как исключительно наступательное.
По данным американского управления военно-морской разведки, численность китайских субмарин на июль 2016 года достигала 75 единиц (что примерно равно числу подлодок у США и вчетверо больше подводного флота Японии). По качеству китайские лодки пока уступают западным, но с середины 2000-х годов на вооружение ВМФ КНР поступают новые субмарины класса «Цзинь» и «Шан», вооруженные ядерными ракетами JL-2 c дальностью атаки до 8 тыс. км.
Именно для обеспечения свободы передвижения субмарин Китай стремится к контролю над Южно-Китайским морем. В настоящий момент Китай ведет работы по строительству военных объектов на рифе Скарборо. Если они будут завершены, то Пекин сможет полностью перекрыть всю акваторию Южно-Китайского моря, так как он уже по факту контролирует территорию Парасельских островов, островов Пратас и Спратли.
Контроль над Южно-Китайским морем необходим Китаю для того, чтобы субмарины могли беспрепятственно выйти с базы Юйлинь на южном побережье острова Хайнань, попасть в открытые воды Тихого океана и нанести оттуда удар по американским базам в Японии, при вероятной войне.
Конечно, при сохранении японо-американского альянса ни о каком реальном балансировании между Токио и Пекином речи для России идти не может. Тем не менее, создание альтернативного источника инвестиций в условиях закрытия западных кредитных линий совершенно точно дало бы Москве пространство для внешнеполитического торга с китайскими партнерами.
Политика Синдзо Абэ временами направлена на укрепление американо-японского альянса. В апреле 2015 года впервые с 1979 года были обновлены Основные положения о взаимодействии войск США и сил самообороны Японии. В марте 2016 года в закон о силах самообороны было внесено изменение, позволяющее Японии поддерживать США в их операциях за рубежом. Эти изменения могут быть трактованы как повышение воинственности Японии.
Напомним, что Российский Тихоокеанский флот состоит из 23 подлодок, 9 больших и 42 малых кораблей, почти все из которых были построены в эпоху СССР. И по масштабам, и по техническому оснащению он серьезно уступает 7-му флоту США (в центре которого стоит авианосец «Рональд Рейган» с 90 летательными аппаратами на борту) и предназначен преимущественно для задач ядерного сдерживания.
Тем не менее, сближение с обладающей правом вето в Совбезе ООН и независимой внешней политикой Москвой способно расширить набор инструментов, имеющихся у страны во внешней политике. Защищать же Япония, похоже, все больше хочет себя сама.
Анализирую итоги визита президента России в Японию, надо еще заметить, что в слоях японского общества преобладают горькое разочарование. Генеральный секретарь правящей Либерально-демократической партии Никаи даже осмелился напрямую покритиковать своего босса – лидера партии премьера С. Абэ.
По словам генсека, тому надо было более упорно добиваться от Путина уступок по Южным Курилам, которых во время визита отмечено не было. «Большая половина нашего народа не удовлетворена случившимся, и мы должны это откровенно понимать», – без обиняков заявил журналистам господин Никаи, нарушив служебную субординацию.
Дело в том, что перед визитом часть японской элиты почему-то была уверена, что визит российского лидера приведет к тому, что перед Токио откроется перспектива получить хотя бы малый кусок Южных Курил.
Обсуждалось только одно – соглашаться или нет, если Путин предложит передать Японии 7 процентов их территории, острова Шикотан и Хабомаи, которые СССР в 1956 году в Совместной декларации о восстановлении отношений после войны согласился подарить Японии после подписания мирного договора. Тогда Япония от этого предложения отказалась, однако сейчас население Японии уже готово не капризничать и удовлетвориться малым.
Если сказать честно и без дипломатического языка: а куда денется Япония? Что у неё впереди? Аварии, землетрясения, перенаселение, и при этом одни амбиции, непокорённого народа. Но пришло время, и нашлись два мудрых человека – Абэ и Путин. Первый сказал, давай подумаем об Курильских островах, Путин ответил: а о чём вы успеете подумать, когда вас накроет большая волна цунами? Абэ предложил: может, начнём с малого. Путин ответил: давно пора, не пропадать же Японии из-за каких-то Курильских островов. Японец намёк понял. За бесплатно переселиться на Курили не получится, но за деньги, вложенные в совместное производство, можно. На том и порешили.
И теперь премьер-министр С. Абэ преподносит, как свой крупный успех, достигнутую с Путиным договоренность начать переговоры о совместной экономической деятельности на Южных Курилах в рамках какой-то новой особой системы. Ее детали официально не раскрываются, однако речь идет о чем-то «беспрецедентном». Совместная экономическая деятельность на Курильских островах будет вестись вне рамок японского или российского законодательства, чтобы не ставить под сомнение позиции двух стран, которые считают свои права на Южные Курилы бесспорными.
Как такая идея будет реализовываться на практике – покажет время, поскольку из окружения президента России уже раздавались слова о том, что любые проекты на островах могут осуществляться только на основе законов РФ. Впрочем, это не мешает премьер-министру Японии С. Абэ намекать сейчас на то, что совместные проекты на Южных Курилах откроют путь к подписанию мирного договора и, в конце концов, – к переходу островов в японские руки. Способствовать этому в Токио намерены посредством развертывания экономического сотрудничества с Россией – выгодного для ее элиты и полезного для широких народных масс, которые пока в основном негативно относятся к расставанию с островами.
Но Федеральная служба безопасности РФ сняла режим пограничной зоны с ряда территорий Сахалинской области, в том числе частично на трех из четырех южнокурильских островов, на которые претендует Япония.
Теперь от пограничного режима освобождены остров Монерон и остров Тюлений, а также участки Южно-Курильского (остров Кунашир), Курильского (остров Итуруп) и Северо-Курильского (остров Парамушир и Шикотан) районов. В Курильском городском округе из этого режима исключен город Курильск, территория аэропорта Итуруп и автомобильная дорога Курильск – аэропорт Итуруп. В Южно-Курильском городском округе исключен поселок городского типа Южно-Курильск, территория аэропорта и автомобильная дорога Южно-Курильск – Головнино.
В Северо-Курильском городском округе исключен город Северо-Курильск и прилегающая к морскому побережью полоса местности шириной два километра на острове Парамушир (от мыса Землепроходец до мыса Рифовый). На острове Шумшу режим снят с участков шириной по 0,4 км от берегов реки Солнечная, озера Битоби и протоки, впадающей в Охотское море. По данным пресс-службы Правительства Сахалинской области, соответствующий приказ Правительства РФ вступил в законную силу 4 декабря 2016 года.
Поэтому 16 декабря весь второй день визита президента Путина в Токио был посвящен делам хозяйственным. Было подписано почти 70 документов о всевозможных проектах на общую сумму 300 млрд иен – 2,54 млрд долларов. Среди них имеются и настоящие, «живые» деньги, однако большая половина этих средств упоминается все же в неких общих меморандумах, не имеющих обязательной силы.
«Пока не просматривается, приведет ли их подписание к реальному экономическому сотрудничеству», – констатирует информационное агентство Киодо. К тому же глава МИД страны Фумио Кисида в день завершения визита особо отметил, что все экономические проекты составлены так, чтобы не нарушать санкции, введенные против России в США и Евросоюзе.
Как мы и предполагали – геополитическая война за Курильские острова между Японией и Россией будет продолжена. В дополнение наших слов – пока Путин находился на дороге в Японию – Япония выделила $1,85 млрд помощи Вооруженным силам Украины (ВСУ). Об этом сообщили в пресс-службе Министерства обороны Украины по итогам встречи главы ведомства Степана Полторака с чрезвычайным и полномочным послом Японии на Украине Сигеки Суми.
Араик Саргсян, академик, Почётный Консул Македонии в Армении, президент Академии Геополитики
Комментариев нет
Выделение $1,85 млрд. ВСУ достаточное основание для аннулирования соглашений???
Хороший вопрос у «Хозяина».
Визит был не нужен, это же
японцы. Вспомните концовку
романа В.Пикуля «Три возраста
Окини-сан». Омерзительно и
грустно.
Putin – Putyatin about the Russian-Japanese peace treaty under the influence of sake. http://rusdozor.ru/2016/12/18/
putin-putyatin-o-russko-yapons
kom-mirnom-dogovore-pod-vozdej
stviem-sake/
Если сказать честно и без дипломатического языка: а куда денется Япония? Что у неё впереди? Аварии, землетрясения, перенаселение, и при этом одни амбиции, непокорённого народа.
Мрази ………..
Если сейчас союзники Ниппона — те, кто бомбил Ниппон ядерным оружием — то я думаю, это и есть единственный способ сделать Ниппон своим союзником. Ведение переговоров — это подход не с той стороны.