Интервью депутата Государственной Думы VII созыва Фатиха Сибагатуллина, опубликованное в номере № 3 (318) газеты «Президент» октябрь 2016 года (prezident-oktyabr.pdf ; «Фатих Сибагатуллин: Объединительная сила государства»), вызвало неподдельный интерес читателей. Особенно тех, кого интересует татарская религия и философия. Сегодня мы продолжаем беседу с учёным и государственным деятелем.
– Самым цивилизованным исламом в мире является традиционный татарский ислам. Основан на тенгрианстве. Традиционный – потому, что включает в себя все традиции татарского народа.
– Каковы главные особенности тенгрианства и традиционного татарского ислама?
– Традиционный татарский ислам включает в себя 10 основных правил тенгрианства. До этого 3,5 тысячи лет тому назад было многобожье – язычество. У тенгрианства была несовершенность, не было посредника между Богом и верующими. Каждый в душе был обязан верить в Небесного Бога и молиться, соблюдать правила самостоятельно. Мужское начало в тенгрианстве – Небесный Бог Тенгре. А женское начало – Умай (Природа, Земля, вода, экология). Великий историк Гумилев в своих трудах писал однозначно о тенгрианстве, о том, что тенгрианство вполне сформированная религия (единобожие).
– Насколько глубоки корни тенгрианства в татарской традиции?
– Мои предки тоже поклонялись Тенгре, говорили не Алла, а Ходай. И сегодня у татар в стихах, песнях, поговорках, фольклоре, пожеланиях в 80 процентах случаев употребляется термин Ходай. Раз мои предки употребляли, молились в него, великий Гумилев подтверждал, к первой религии единобожия должны быть правила, описанные в виде Тора, Библии, Корана. Что можно, а что нельзя. Правила были написаны на рунической письменности. Их ликвидировали верующие в главу пророков вновь созданных религий: Иудаизм, Христианство, Ислам.
– Руническое письмо – это интересно. Есть ли о нём сведения?
– По данным русского историка в Петербурге была очень большая, многоэтажная библиотека на руническом письме о тенгрианстве. Библиотеку сожгли с книгами вместе. Я интересовался тенгрианством с детства, искал правила религии первого единобожья. А нашел у саха (якуты) в 2013 году.
– Какие же правила?
– При тенграизме положено строго соблюдать следующие правила. Первое – человек рождается безгрешным, должен быть свободным. Рабство исключается. В народах, где исповедовали тенгрианство, не было рабовладельческого строя. То есть от Волги до Енисея не было рабства, Тенгре не позволял.
Второе правило – при тенграизме человека бог творит и только бог имеет право забрать душу. Третье – главная обязанность человека рожать, оставлять после себя потомков. Четвёртое – грехи, совершенные человеком, не могут замаливаться другим человеком. Если грешник осознав свою грешность, встав на истинный путь будет молиться всю оставшуюся жизнь, грехи могут уменьшаться. Но не в коем случае не будут списываться полностью. Полностью грехи человека может прощать только всевышний Тенгре.
– Вы сказали, грехи, совершенные человеком, не могут замаливаться другим человеком. Даже священнослужителями?
– Не только попом, муллой, даже папой Римским! Пятое правило – в тенгрианстве накопительство запрещалось, считалось великим грехом. Вот почему не ищут золота чингизидов. Они боялись Тенгре и не накапливали. Соблюдали правило, принцип «Потребляй, сколько хочешь, остальное раздай».
– Вы можете назвать примерный возраст тенгрианства?
– Тенгрианская религия была той изначальной древней религией, которой пользовались все создатели новых мировых религий в последующем старорусское православие, которое 700 лет назад создал Сергий Радонежский. Он 60 процентов правил принял от тенгрианства, в том числе о греховности накопительства. Вот почему все до единого меценаты на Руси были старообрядцами. А среди исповедующих троеперстие нет ни одного мецената.
– Очень интересные правила! И результаты интересные.
– Шестое правило – не нарушать экологию, беречь, гармония с природой. Седьмое – любить Родину, родную землю, быть патриотом. Любить родителей, особенно маму, детей, уважать старших. Восьмое – руководителя избрать самого способного, независимого от происхождения, но обязательно местного.
– Это очень важно, в противном случае варяг выскребет всё имущество Родины и сделает так, что бы и Родины не осталось.
– Девятое правило – особая роль женщины в государстве, обществе. Десятое – самое главное нравственность, толерантность, патриотизм, коллективизм. Духовность – главный показатель человека, а не материальное благо! В тенгрианстве духовная пища всегда была выше пищи телесной. С развитием цивилизации совершенствовался традиционный татарский ислам.
– Что принял татарский ислам от арабов?
– От арабского ислама был принят намаз, очень полезный для здоровья: во-первых, 5 раз в сутки физзарядка, во-вторых, медитация, отдыхает головной мозг во время намаза. А самое интересное, приняли от язычества Шамана (ша – «умный», ман – «мужчина») и назвали муллой (мулла). Муллу обязали обучать детей махаллы дать начальное образование. Учебное заведение назвали Мактаб. В 1917 года самыми образованными были татары. Потом только читать намаз, проповедь в мечети арабского ислама муллы нет. В татарском исламе никах читает мулла. Обязательное условие, чтобы на никахе присутствовали родители, родственники с обеих сторон. А арабский никах может читать любой араб в присутствии жениха и невесты и два свидетеля. Самое главное это МАХР, за сколько покупаешь женщину, жену. Я дважды женат и два раза нам мулла читал никах у меня никто ни копейки, ни рубля МАХР не просил за это, за жену.
– Оплата? Выкуп? Разве, когда берёшь жену, это важно?
– В татарском исламе женитьба святое, поэтому не за деньги, а по любви. При разводе арабский ислам муж говорит три раза талак, талак, талак и тут же женщина оказывается на улице. Ей не положено ни имущество, ни дети. Женщина рожает детей, как объект, только для отца. А в татарском исламе дети являются плодом любви отца и матери. При разводе – предпочтение отдаётся матери. В отношении имущества при разводе татарский ислам отдает предпочтение, одобряет, если мужчина все совместное имущество оставляет жене. А детей независимо ни от кого обязан содержать. Вот почему мужчина араб одевается в белое, а женщина – мать в черное. А у татар наоборот.
– Есть ли различия между арабским и татарским исламом?
– В традиционном татарском исламе есть два правила, присущие только татарам. Первое – Рай для ребенка (сына, дочери) находится под стопой матери. Второе – береги, почитай, уважай живых, не забывай, почитай покойных, ис?нн?рне? кадерен бел, улг?нн?р кабер бел (посещай могилы, читай молитвы – поминать три дня, семь дней, сорок дней и годовщину). На кладбище необходимо возложить живые цветы – к надгробным памятникам на могиле. А у арабов могилы безымянные, зачастую их вообще нет.
– Насчёт алкоголя разные ли позиции?
– Это очень интересное различие: по арабскому исламу пить алкоголь или вино можно, только не опьяней. А по татарскому исламу пить алкоголь запрещено, даже капли брать в рот нельзя! Харам.
– Острый вопрос – богатство…
– В татарском исламе поощряется обогащение только через труд, как при тенграизме. Не жди чудо, как в некоторых религиях, а трудись. В традиционном татарском исламе пропагандируется толерантность, уважение ко всем религиям и конфессиям, а также национальностям. Сегодня цивилизованная часть арабского мусульманского мира, особенно женщины, хотят реформы до уровня традиционного татарского ислама. Женщины хотят снять паранжу, а у татар никогда её не одевали, водить машины, в конце концов, быть родной матерью для своих детей.
– Это очень важные моменты. Они, видимо, не могут быть решены легко?
– Вот поэтому ваххабиты хотят внедрить в Татарстане и в целом в татарском исламе порядки арабского ислама полуторатысячелетней давности. Их задача состоит не в том, чтобы склонить в свою сторону максимум 1,5 – 2 млн. татар – мусульман. Такое положение миллиардному мусульманскому миру капля в море. Самое главное для них сдерживать как можно дольше старые арабские порядки. Вот почему не жалеют ни средств, ни безвинных человеческих жизней.
– Давно идёт такое противостояние?
– В истории ислама была первая попытка внести порядки арабского ислама – в 922 году. Представитель Багдада (центр Халифата) Ибен Фадлан приехал Волжско-Камскую Булгарию по приглашению Булгарского хана Алмуша. До этого в Волжской Булгарии 200 лет мирно существовали три религии: иудаизм, ислам (татарский), православие. Чтобы ислам объявить государственной религией особой необходимости не было. Была необходимость смягчить давление хазарского каганата. Волжская Булгария была в составе Хазарского каганата. Ибен Фадлан пришел и уехал, а традиционный татарский ислам как был, так и остался со своими правилами, никаких подражаний арабскому исламу не было и до сих пор нет.
Традиционный татарский ислам считается по религиозно-правому учению, школе – ханафитский. Это тоже сомнительно. Потому что в Афганистане тоже ханафитский мазхаб. А разница в религии ислама афганцев и татар – небо и земля.
– Каково влияние ваххабитов в Татарстане?
– В Татарстане влияние ваххабитов незначительное, но наблюдается появление бородатых мужчин, в хиджабе девушки, женщины. Это все из-за незнания, безграмотности. Вот почему нужна строящаяся Академия ислама. Мужчины подражают бородатым арабам, которые в 7 – 17 веках бороды носили, потому что не было ножниц и тем более не было лезвий для бритья.
– А зачем женщины носят хиджаб, ведь им бритвы и ножницы не нужны?
– Женщины носят плотно прилегающий платок и сверху хиджаб вот почему. В древности еврейки, выходя замуж, головы брили. Жаркий климат, воды нет или очень мало, волосатый народ, в замужестве, кроме мужа никто бритую голову не видит. А хиджаб вообще мужская одежда, чтобы прятать голову, лицо, шею от пыльной бури в пустыне.
Женщины в традиционном татарском исламе намаз читают, в мечети ходят. Арабским женщинам запрещено ходить в мечеть и на кладбище. Среди ныне знакомых женщины, которые окутаны с ног до головы и читают намаз, правильно поступают, потому что у них очень много грехов. Я их сравниваю со своей, нашими матерями, которые в жару жнали хлеб, держа уразу. Всю жизнь жили только одним мужем, родили пят – шесть детей. Их вырастили, дали образование. Да они тысячу раз безгрешные, святые! По сравнению с этими, окутавшими хиджабами…
СПРАВКА:
- Сибагатуллин Фатих Саубанович – депутат Государственной Думы ФС РФ V – VII созыва, представляет Республику Татарстан, советник президента Республики Абхазия по науке. Родился 1 мая 1950 года, окончил Казанский ветеринарный институт им. Н.Э. Баумана (1973), затем Саратовскую высшую партийную школу (1987) и Казанский государственный финансово-экономический институт (2005). Профессор, доктор ветеринарных наук. Экс-заместитель премьер-министра Татарии – министр сельского хозяйства и продовольствия. В 1966 году начал трудовой путь рабочим в совхозе «Ватан» Арского района. С 1973 по 1976 год – главный ветврач в совхозе «Бишнинский» в колхозе «Чапаев». С 1976 по 1980 год – председатель колхоза «Правда» Балтасинского района. С 1980 по 1983 год – второй секретарь Балтасинского райкома КПСС. С 1983 по 1984 год – председатель Арского райисполкома. С 1984 по 1990 год – первый секретарь Мамадышского райкома КПСС. С 1990 по 1991 год – председатель Мамадышского райсовета. С 1990 по 1995 год – министр сельского хозяйства и продовольствия РТ. С 1995 по 1996 год – заместитель Премьер-министра — министр сельского хозяйства и продовольствия РТ. С 1996 года – глава администрации Нурлатского района и города Нурлат. С 2000 по 2004 год – депутат Государственного Совета РТ второго созыва. С 2006 года – глава муниципального образования «Нурлатский муниципальный район». В декабре 2007 года был избран депутатом Государственной Думы пятого созыва, затем шестого созыва. Заслуженный работник сельского хозяйства РФ. Награждён орденами и медалями, среди которых орден Дружбы народов, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, золотая медаль «За выдающиеся заслуги в агропромышленном комплексе России». Член Союза Писателей России, автор нескольких книг по истории народов и мировых религий. Любит лошадей. Женат. Имеет пятерых детей.
Андрей Тюняев, главный редактор газеты «Президент», twitter, vk
подписывайтесь на мой instagram andreytyunyaev