В конце 2013 года в Екатерининском зале Московского Кремля президент Российской Федерации Владимир Путин вручил награды выдающимся людям современности, оценив их вклад в «развитие страны в самых разных областях». Почётное звание «Заслуженный строитель Российской Федерации» было присвоено Марату Хуснуллину – заместителю действующего мэра Москвы Сергея Собянина.
Комментируя событие, Президент России отметил: «Убеждён, только соединяя традиции и современные подходы, верность своим корням и самые передовые новации, можно добиться успеха, уверенно двигаться вперед. Хороший пример здесь показывают власти столицы».
Под руководством мэра Сергея Собянина Москва развивается стремительно. «И при этом растущее внимание уделяется сохранению исторического, культурного облика города. Во многом это заслуга руководителя строительного комплекса столицы, заместителя мэра Москвы Марата Шакирзяновича Хуснуллина, его коллег, которые успешно решают масштабные задачи развития Москвы», – добавил Президент России.
С тех пор минуло три года – время активного возведения Новой Москвы, ребрендинга Старой Москвы, время создания уюта москвичам и гостям столицы, время яркого служения России. По итогам этого периода в жизни Марата Хуснуллина мы встретились с ним и обсудили сегодняшний день, будни великой Москвы.
– Марат Шакирзянович, тема снижения административных барьеров в строительстве стоит остро. Известно, что снижение административного давления на девелоперов позволяет увеличить приток прямых инвестиций в строительную отрасль и поступления в бюджет.
– Безусловно, такая проблема существует. И при её решении движение должно быть двусторонним. Необходимо снижать барьеры, мешающие бизнесу. Но и грамотно контролировать застройщиков тоже необходимо. Ведь все участники рынка – и власти, и девелоперы – несут ответственность перед конечными покупателями за качество и сроки строительства.
Правила игры на строительном рынке должны быть чёткими и понятными. В этой связи Правительство Москвы обеспечило регламентацию всех процедур в строительстве. Наличие регламента процедуры является основой для её перевода в электронный вид, а регламентированные и переведенные в электронный вид процедуры позволили сделать взаимодействие застройщика и чиновника прозрачным и предсказуемым. Надо сказать, что услуги сетевых компаний по подключению объектов строительства к сетям в этом плане серьезно отстают от того уровня, который обеспечен для услуг, предоставляемых органами власти. Поэтому мы сейчас прикладываем максимум усилий, чтобы регламентировать и упростить процедуры технологического присоединения и в максимальной степени обеспечить их перевод в электронный вид.
– Каковы основные направления уже состоявшихся и предстоящих решений?
– Мы продолжаем работу по исключению излишних согласований при оформлении разрешительной документации на строительство.
Ранее все полномочия по выдаче разрешительной документации были переданы исключительно отраслевым органам власти, исключено взаимодействие с территориальными органами. Отменены все согласования проектной документации, эту задачу выполняет государственная и негосударственная экспертиза проектной документации. Сокращены, в том числе по сравнению со сроками, предусмотренными федеральным законодательством, сроки проведения многих процедур в Москве.
Один из наиболее заметных результатов: после нескольких лет глубокой проработки был принят новый порядок производства земляных работ и, соответственно, отменено Постановление Правительства Москвы № 857 от 7 декабря 2004 г., которое заставляло строительную организацию проходить множество дублирующих друг друга процедур, а по факту, мы знаем, одну и ту же процедуру по многу раз.
– Сегодня многие услуги переводятся в электронный вид. Насколько я знаю, Москва является закономерным лидером в этом направлении?
– Использование информационных технологии в деятельности органов, входящих в Стройкомплекс Москвы, стало одним из главных инструментов модернизации системы государственного управления в строительной сфере и на сегодняшний день мы достигли значительных результатов.
Сегодня в электронном виде предоставляются все основные государственные услуги строительной сферы, начиная от оформления ГПЗУ и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию – 13 государственных услуг. Создан замкнутый контур электронных административных процедур, обеспечивающих строительный процесс от начала до конца.
Важно, что мы не ограничились половинчатыми решениями, когда в электронном виде подается только заявка, а остальное взаимодействие осуществляется, как и прежде, на бумаге и с личным посещением чиновника. В рамках услуг Стройкомплекса Москвы электронный сервис доступен в полном объеме: от подачи заявки и до получения результата – документа, подписанного электронной подписью должностного лица.
При этом благодаря системе межведомственного электронного взаимодействия все документы и информация, которые необходимы для предоставления услуги и имеются у других органов власти, запрашиваются напрямую у таких органов: московских и федеральных. Требовать такие документы от заявителя запрещено. Это существенно экономит застройщикам их время, людские ресурсы, а в результате и бюджет всей стройки.
– Есть ли информация о том, как застройщики относятся к этим нововведениям?
– Электронные услуги в сфере строительства высоко востребованы в среде инвестиционно-строительного сообщества города Москвы. В начале данной работы в 2013 году, когда были переведены в онлайн-формат первые 7 процедур, лишь 12 % заявок было подано в электронном виде. В 2016 году в электронном виде подано уже 84% всех заявок по 12 государственным услугам строительной сферы.
По оценкам независимых экспертов Всемирного банка, если в 2010 году застройщик тратил на административные процедуры около 1,5 лет и 4,2% от стоимости проекта, то в 2016 году средние показатели снизились до 2/3 года и 1,7% от стоимости проекта соответственно. Время прохождения административных процедур в строительной сфере за пять лет сократилось почти в 1,7 раз. Общее количество получаемых застройщиком процедур снизилось с 48 до 19.
– Обычно на такие изменения позитивно реагируют международные рейтинги…
– За пять лет возведены объекты общей площадью более 40 млн кв. м. Это прямой результат уменьшения административных барьеров в столице. Среди 189 стран мира Москва поднялась на 37 позиций – с 156 на 119 место – в ежегодном рейтинге Всемирного банка по направлению «Получение разрешений на строительство». К 2018 году российская столица рассчитывает занять 34 место по этому показателю.
Эксперты Всемирного банка рассмотрели Москву также по направлению «Индекс качества строительного контроля». Они оценивали нормативное регулирование строительства, контроль качества полного цикла строительных работ, механизмы безопасности, нормативы ответственности в юридической и страховой сферах и требования к уровню профессиональной квалификации. Из 15 возможных баллов Москва набрала 14. Для сравнения: у стран Центральной Азии и Европы оценка не превышает 12,1 баллов. У Австрии, Германии, Испании, Италии, Норвегии, США, Японии и других членов Организации экономического сотрудничества и развития – 11,4.
– Последнее время несколько снизился накал интереса СМИ к Новой Москве; иногда создаётся впечатление, что там просто ничего не происходит…
– Таких масштабных проектов, как Новая Москва, не реализовывали в России последние 20 – 30 лет. По оценкам специалистов, к 2035 году население Новой Москвы достигнет 1,5 млн человек. За это время на присоединенных территориях планируется построить около 100 млн кв. метров недвижимости, будет создано более 1 млн рабочих мест, откроются 320 детских садов, около 170 школ, более 100 спортивных объектов и 125 новых поликлиник и больниц. В перспективе до 2035 года будет построено 700 км дорог и 45 км линий метро. В Новую Москву пришло метро, уже открыты две станции – «Румянцево» и «Саларьево». В настоящее время ведутся работы по продлению «красной» ветки до станции «Столбово» – это еще четыре новые станции, которые планируется завершить в 2019 году. Таким образом, Новая Москва будет органично интегрирована в общую ткань мегаполиса.
– Тема метро особенная тема. Какие здесь планы у Правительства Москвы?
– В 2016 году мы открыли для пассажиров пять станций метро, до конца года планируем ввести еще восемь. До конца года будут завершены первый участок Третьего пересадочного контура метро и участок Калининско-Солнцевской ветки от «Делового центра» до «Раменок». Это почти 27 километров линий – своего рода рекорд. Начиная с этого года, планируем сдавать каждый год не менее 20 километров линий метро.
В 2017 году планируем построить еще семь станций на Калининско-Солнцевской линии и три станции на Люблинско-Дмитровской. Также мы рассматриваем возможность запустить в конце следующего года участок Кожуховской линии от станции «Некрасовка» до станции «Косино». Полностью эту ветку планируется ввести в 2018 году. На сегодня уже завершены работы по трем с половиной перегонам, построено порядка 4 километров тоннелей. Длина всей ветки составит 17,2 километров.
– В сентябре открылось Московское центральное кольцо. Москвичи активно пользуются новым видом транспорта…
– Да, 10 сентября на МЦК запустили пассажирское движение и открыли для пассажиров 26 станций, до конца октября планируем открыть оставшиеся пять станций. Запуск движения по МЦК – это только первый этап большой работы, перед нами стоит задача привести в порядок и благоустроить более 30 квадратных километров территорий вокруг. Планируется высадить порядка 3 тысяч деревьев и уложить более 2 млн кв. метров газонов. Вдоль МЦК появятся благоустроенные пешеходные и прогулочные зоны: будет установлено более 300 скамеек и 370 фонарных столбов. В целом, программа строительства транспортно-пересадочных узлов и развития территорий, прилегающих к Московскому центральному кольцу, рассчитана до 2025 года.
– Ещё один знаковый объект Москвы – Зарядье. Москвичи ждут ввода этого комплекса…
– Уже начались работы по сооружению выхода из подземного пешеходного перехода на набережную. Внутри пешеходного перехода, который свяжет причал с парком, в будущем планируется представить археологические находки, найденные на территории Зарядья при строительстве. Работы по устройству котлована под строительство выхода выполнены более чем наполовину. На 70 процентов завершено устройство свайного поля под будущую фундаментную плиту причала. Строители притупили к облицовке гранитом стенки причала.
Активно идут работы по устройству и бетонированию несущих свай «парящего» моста. На площадке работают две установки, которые выполняют бурение на глубину 27 метров, под сваи диаметром 1 – 1,2 метра. На текущий момент 28 из 42 свай уже пробурены и забетонированы.
– Как Москва готовится к Чемпионату мира по футболу 2018 года?
– При реконструкции стадиона «Лужники» было полностью заменено покрытие игрового поля. Сейчас это многоуровневый пирог из инженерных коммуникаций. Под натуральной травой – новейшие системы дренажа, подогрева и полива. Футбольное поле стадиона просеяно, а не уложено рулонами. Трава уже выросла до нужной длины, и недавно её начали прошивать искусственными нитями на глубину 18 сантиметров. Получается своего рода гибрид, в котором трава натуральная, но с синтетическим укреплением. Это стабилизирует грунт и укрепляет корневую систему. Такая технология позволит полю выдерживать большие нагрузки при проведении матчей, ведь требования к качеству футбольного поля ФИФА предъявляет самые высокие. Болельщики тоже получат свои выгоды: после реконструкции количество мест на трибунах стадиона увеличится с 78 до 81 тысяч.
К Чемпионату мира по футболу 2018 года панируется сдать крупнейший в стране спортивный кластер, который построят в Северо-Западном округе, на территории бывшего Тушинского аэродрома. Здесь возведут два физкультурно-оздоровительных центра, комплексы ледовых и водных видов спорта, тенниса, художественной гимнастики, автомобильного спорта, футбольную тренировочную базу, а также гостиницы и апартаменты, которые смогут разместить гостей Мундиаля.
Андрей Тюняев, главный редактор газеты «Президент»