Заявление Путина о согласии реструктурировать долг Украины в $3 млрд удивило многих. Информация об этом появилась в два этапа — сначала министр финансов заявил о согласии реструктуризировать. Интересно было бы увидеть реакцию Запада, Порошенко и Яценюка.
Затем Путин объяснил вторую часть — условия реструктуризации. Россия не просто согласилась, а предложила лучшие условия, чем просил МВФ. С одной стороны, согласие отдаляет опять нас от получения своих кровных, с другой стороны — тут можно проследить тонкую игру в нашу пользу.
Так что же даёт это предложение России, Западу и Украине? Вернёт ли Россия себе деньги, и будет ли дефолт на Украине — об этом в беседе с Накануне.RU рассказал руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. Ниже приводим материал с сайта nakanune.ru полностью.
Вопрос: Владимир Путин предложил реструктуризировать долг Украины в рассрочку с гарантами – для Вас это было ожидаемо?
Михаил Делягин: Я этого не ожидал, для меня это было полной неожиданностью, причём до такой степени, что, когда я узнал половину новости о реструктуризации, я отреагировал крайне негативно потому, что это производило впечатление полной капитуляции и спонсирования нацистского режима. Но в реальности ситуация оказалась чуть более интересной, потому что Путин предложил рассрочку — он предложил рассрочку на лучших условиях, чем те, что предлагали американские и европейские хозяева нацистской хунты. Но он обусловил эту рассрочку финансовой гарантией Запада.
Финансовая гарантия отличается от политической гарантии тем, что от неё крайне сложно отказаться. Если вы дали кому-то политическую гарантию, а потом обманули, как это было с расширением НАТО на восток, как это было в Киеве в феврале прошлого года, то это ничего не значит, потому что вы — политик, вы хозяин своего слова. Захотели — дали, захотели — взяли обратно. Но финансовая гарантия — это надёжность той или иной страны, того или иного института на финансовых рынках. Если вы дали гарантию, а потом её не исполнили, то вы ненадёжный партнёр, ваше слово ничего не значит, и вам просто перестают давать деньги. Поэтому финансовые гарантии, в отличие от политических, исполняются. И Путин поставил Запад в тупик. Вернее, Запад сам себя загнал в ловушку, а Путин эту ловушку просто юридически оформил.
Если сейчас Запад — МВФ или США, с которыми Путин разговаривал сам, или Евросоюз, неважно кто — говорит, мол, отлично, я даю эти гарантии, то есть он гарантирует, что украинцы действительно такие хорошие, какими он их считает. В этом случае Запад принимает на себя ответственность за кровавых клоунов, которых он поставил у власти, и демонстрирует всем, что он действительно за них отвечает. Это наглядная демонстрация того, что Запад отвечает за своих ставленников, и что они действительно его ставленники.
Вопрос: И как будет развиваться ситуация дальше, если так получится?
Михаил Делягин:Получается, Запад за них будет платить, и это создает прецедент — в следующем году он заплатит за них по этому долгу, а дальше ему, может быть, придётся платить и по другим долгам, и, может быть, придётся платить за военные преступления его ставленников, которые они совершат. Неслучайно всплыла тема с убийством более чем 280 женщин под Красноармейском. Это подготовка следующего этапа.
С другой стороны, если Запад отказывается давать гарантии, то он показывает, что он обманщик, потому что западные лидеры постоянно говорили, что у Украины есть какие-то перспективы. Если они отказываются эти перспективы гарантировать – значит, они сознательные лжецы. Более того, это означает банкротство Украины, но банкротство не потому, что Россия такая несговорчивая — в этом случае Украину банкротит не Россия — в этом случае Украину банкротят её собственные хозяева, то есть американцы, МВФ и Европейский союз.
В итоге мы снимаем с себя ответственность и перекладываем эту ответственность на хозяев нацистского режима. И самое главное — американцы в этом случае наглядно и публично банкротят собственных слуг. То есть они обесценивают саму идею обслуживания их интересов, они показывают, что они совершенно спокойно, без тени сомнения и смущения ликвидируют тех, кого они сами же и вели к власти. То есть они совершают акт выдающейся самодискредитации.
Вопрос:А есть ли другие гаранты? Кто-то еще может подписаться?
Михаил Делягин: Я думаю, что нет. Запад будет играть в путаницу: Обама будет говорить — пусть МВФ; МВФ будет говорить — пусть Евросоюз; Евросоюз будет говорит — пусть Обама, и вот они будут показывать друг на друга, «замотают» это дело достаточно сильно, но суть от этого не изменится.
МВФ будет кредитовать Украину, безусловно, просто потому, что нацистов к власти приводили для того, чтобы они убивали русских, а они с этой своей миссией вполне справляются. И более того, немедленно после получения денег от МВФ эти деньги будут направлены на финансирование нового витка бойни на Донбассе, там уже всё к этому подготовлено. И МВФ прекрасно знает, на что пойдут его деньги. Так что это не изменит ситуацию в принципе, и она останется очень тяжёлой, но это некоторая деталь, которая доставляет удовольствие.
Вопрос: В таком случае, реально ли получить этот долг?
Михаил Делягин: В случае, если будут предоставлены западные гарантии, то мы эти деньги получим, мы их получим в течение трёх лет траншами по $1 млрд с процентами на них. Другое дело, что за это время что-то может произойти такое, что финансовые гарантии Запада перестанут работать, но, скорее всего, Третья мировая война всё-таки не начнётся, поэтому гарантии останутся. Если Запад откажется гарантировать, то это будет дефолт — это будет долг, который Украина не будет признавать и не будет платить. И Запад не будет признавать это дефолтом, потому что «кинуть» русских для них — это дело чести, доблести и геройства, а отнюдь не мошенничества.
Вопрос: А вообще, выгоден ли дефолт Украины России, стремится ли Путин к нему?
Михаил Делягин: Дефолта Украины не будет потому, что Украина всё равно будет получать деньги от Запада. Так что Путин не может к этому стремиться, потому что это невозможно. Действительно, коммерческое финансирование не будет осуществляться, оно и так не будет осуществляться, когда у Украины рейтинг «дефолт неизбежен». Путин, наоборот, делает всё, чтобы избежать дефолта Украины, и я не очень понимаю почему, но он вешает украинских нацистов, как кирпич на шею, их хозяевам вот этим предложением.
Вопрос: И чего нам теперь ждать? Есть перспектива у экономики Украины?
Михаил Делягин: В начале этого года по их статистике выходило, что донецкий аэропорт, который к тому времени был размолот в мелкую крошку, «перевозил 30% от предвоенного пассажиропотока». Вот даже по этой статистике, которая вся производит впечатление одной сплошной фальсификации, падение ВВП в 3 квартале составило 7%. Я думаю, что в реальности оно превышает 15%.
То есть экономика Украины сжимается как шагреневая кожа. Это не значит, что они все умрут, они будут жить натуральным хозяйством. Украина возвращается в историческое нормальное для себя состояние дикого поля, потому что Украина вне России – это и есть дикое поле.