По направлению развития существует две теории происхождения человека. Первая – эволюционная: последующая стадия является положительным развитием предыдущей. Вторая – инволюционная: последующая стадия является отрицательным развитием предыдущей.
Эти теории отличаются противоположностью направления вектора развития. При эволюционном подходе полагается, что человек является результатом последовательного усложнения биологической системы: сначала была клетка, потом она превратилась в простейшее существо, затем через смену нескольких фаз стала рыбой, после – обезьяной и в конце – человеком. Таким образом, эволюционный подход ставит человека на вершину системного развития и не предусматривает обратных процессов.
На первый взгляд, в подтверждение эволюционной теории, все живые существа действительно выстраиваются в весьма стройную древовидную систему с последовательным развитием в каждой ветви. А в развитии человеческого зародыша действительно различаются некоторые последовательные стадии развития. Но не наблюдается самого главного – непрерывной последовательности и эволюционной преемственности. Кроме этого, существует давно установленный факт: подавляющее большинство видов находится в неизменном состоянии многие миллионы лет.
При инволюционном подходе человек поставлен в начальную позицию, а все остальные (или некоторые) виды животных позиционируются в качестве стадий или даже целых деградационных линий человека. Сторонники этой теории действительно находят множество подтверждений, что значительное число процессов являются для живого организма деградационными. В частности, занимая определённую экологическую нишу и приспосабливаясь к ней наилучшим образом, все остальные свои функции организм угнетает, утрачивает частично или полностью теряет.
Ситуация складывается так, что предполагается искать истину посередине между этими двумя полюсами. Однако если в случае эволюции начало процесса идёт от нуля, то в случае инволюции начало процесса идёт от «конечной» формы. И в этом случае остаётся не выясненным механизм появления первого звена. Сейчас сторонники инволюционной теории не могут предложить гипотезы земного появления человека.
Таким образом, по существу, спор сводится к тому, какой организм формируется на первом этапе и как происходит это формирование?
Часть I
Организм является одушевлённым видом системы. Изучением систем занимаются системные науки. Организмами занимается Организмика – наука, являющаяся развитием системных наук [Дикусар, Тюняев, 2008]. Она, в рамках Единой теории поля [Тюняев, 2014], позволяет сделать некоторые предположения относительно сформированного выше вопроса. Единая теория поля показывает, каким образом и при каком воздействии из вещества формируется организм и какими свойствами этот организм обладает.
Не вдаваясь в математические тонкости, поясним, как происходит формирование организма. Принцип формирования в некотором смысле аналогичен формированию атома или, например, выпечке хлеба. Некий демиург – природа – берёт некоторое количество электронов и некоторое количество протонов и при воздействии окружающих факторов из этих количеств получаются соответствующие вещества и формы. Точно так же и на кухне: повар берёт 100 граммов муки, 200 граммов воды, щепотку соли, немного дрожжей и замешивает из всего этого тесто. Остатки удаляются, а готовую пышку отправляют в печь и получают хлеб.
Аналогично и с живым организмом. Формирование нового организма начинается с первого (стартового) ингредиента. И в этом отношении проявляется первый алгоритм формирования организма. Он наиболее биологический. Хотя, на сегодняшний момент, когда у человечества сформировалась новая – компьютерная – парадигма, нужно понимать, что любая система, в том числе и человеческий организм, является системой разрозненных фрагментов, объятых и упорядоченных управляющим фактором. В живом мире таким фактором является ДНК и её совокупность генов.
Таким образом, структуру и физический вид организма следует воспринимать, как результат воздействия на химические вещества управляющего алгоритма, генерируемого геномом человека и содержащегося во всех клетках с ДНК. Работа этого алгоритма изучается весьма плодотворно. Уже определены некоторые гены, управляющие теми или иными функциями. На основе этого алгоритма, назовём его ДНК-алгоритм, созданы целые производственные отрасли, спецификой которых является конструирование «нужных» организмов с помощью технических манипуляций с генами в частности и ДНК в целом.
ДНК-алгоритм естественный для природы. Он лежит в основе системы размножения. Кроме этого, ДНК-метод используется природой и для получения новых видов живых существ. Речь идёт о процессе гибридизации, при котором либо сливаются составы хромосом, либо происходит выборочное проявление одного и другого генома при соприкосновении.
Однако этот алгоритм постройки организма не единственный в этом организме. Если геном, как алгоритм, базируется на функциональных особенностях химических элементов – то есть действует так же, как механический копировальный аппарат, – то второй алгоритм того же организма имеет другую функциональную основу.
Часть 2
Если быть максимально точным, то первым ингредиентом, с которого начинается постройка нового организма, является фотон. Он своим энергетическим влиянием запускает процесс формирования организма. Далее, на следующей стадии – на стадии образования вещества, в самом веществе начинает формироваться интеллект. Каждая элементарная частица представляет собой память объёмом 1 бит. Будучи сформированными в вещество, элементарные частицы помимо того, что становятся этим самым веществом, ещё и объединяют свои 1-битные ячейка памяти в одну общую системную память.
В результате получается компьютер, такой же, как, скажем, современный механический компьютер – тоже совокупность ячеек памяти. И он даёт нам чёткое представление о том, как из неживых химических веществ получается организм, не только способный играть с нами в шахматы, но и содержащий внутри свою собственную вселенную, способный осуществлять контакт с другими такими же организмами и вселенными.
Таким образом, можно сформулировать два первых тезиса появления первочеловека, или существа – начальника рода:
- Формирование интеллекта организма начинается и идёт одновременно с развитием физической структуры тела организма.
- Вектор интеллекта может вести не только в сторону увеличения объёма памяти, алгоритма обработки данных, но и в сторону изменения алгоритма, деградации возможностей, а также следовать в иных направления многомерного пространства интеллекта.
Под «интеллектом» понимается способность организма проявлять свои цели [Тюняев, 2004], или, проще, осуществлять управление своей совокупностью органов, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Каждый функционирующий узел организма – орган – имеет своё управление (управляющую матрицу). Управляющая матрица наделяет неживую материю живыми функциями работающего «механизма» [Тюняев, 2005].
Если ДНК-алгоритм является наследственным, или внешним для любого организма, то эта управляющая матрица представляет собой внутренний алгоритм, который формируется автоматически структурой самого организма. В биологическом плане этому соответствует огромная часть рефлексов, а также авторитмов, управляющими работой разных систем и органов организма. Например, автоматической работой сердца, дыхательными движениями и т.д.
Это алгоритм, назовём его ?-управление, одновременно является продуктом структуры органа и его оперативным управлением. Сочетание этих двух сторон алгоритма ?-управления происходит по системе прямой и обратной связи. Так, если органу требуется большие функции или нагрузки, то он увеличивает свою структуру, в приращение которой «зашивает» (записывает) требуемые дополнения параметров. Эти дополнения воспринимаются ?-управлением и учитываются в следующей обновлённой версии алгоритма ?-управления.
Отсюда получаем ещё один тезис:
- Формирование структуры организма вызывает ответное создание алгоритма ?-управления, управляющего работой этой структуры и связанного с ней прямой и обратной связью.
Алгоритм ?-управления хорошо читается при физическом воздействии на тело. Это например, как травмы, которые организм заживляет и восстанавливает поражённую структуру по некоему «стандарту», так и физические упражнения, изменяющие объём и функциональность органов организма. Проявление ?-управления отчётливо видно в состоянии сна, когда активная память (в контексте управления) человека отключена, а организм продолжает функционировать на автоматических режимах.
Часть 3
При реализации ДНК-алгоритма и алгоритма ?-управления, пожалуй, самое главное состоит в том, что на любой своей стадии развития организм уже представляет способный автономно функционировать «аппарат». Этим объясняется то обстоятельство, что в промежутке от ДНК до взрослой особи ни у одного живого существа не бывает неживых стадий. Сердце функционирует по мере своего развития. Мозг – тоже, репродуктивная система – тоже. Слуховой аппарат – тоже и т.д. Если на любой стадии остановить процесс развития организма, то такой «замороженный» организм уже будет находиться в живом состоянии и сможет при соблюдении тех же самых условий продолжать свою жизнедеятельность.
Более того, на каждой стадии формирования организма оба алгоритма – и ДНК-алгоритм, и ?-управление – активно взаимодействуют между собой. Они тоже объяты и прямой, и обратной связями, которые позволяют какому-либо органу или же всему организму вести целенаправленное изменение структуры и управления в отдельно взятом месте или районе организма. Здесь следует пояснить, что, например, за счёт этой связи, назовём её ?-управление, организм, или орган, или клетка, или даже область синтеза ДНК вводит коррективы в процесс копирования ДНК, или в процесс создания новой области структуры, или в процесс уничтожения ошибок и т.д.
Например, если при гомозиготной ДНК в одной полу-спирали обнаруживается повреждённый фрагмент (делеция или любая другая хромосомная перестройка), то за счёт второй, не повреждённой, полуволны такое повреждение нивелируется из синтезируемой ДНК. В результате вновь создаваемые клетки убирают нежелательную наследственность или мутантное повреждение.
Отсюда можно сформировать следующий тезис:
- Автоматическая часть процесса формирования тела организма происходит под действием трёх алгоритмов: ДНК-алгоритм, возводящий в теле организма объекты, требуемые наследственностью; ?-управление, формирующее структуру и функцию конкретных работоспособных органов; ?-управление, выполняющее согласующие функции при взаимно пересекающейся работе двух первых алгоритмов.
Если мысленно, руководствуясь этим принципом, попытаться создать организм, то получится «болванка» человека или животного, которая сможет физически функционировать, но не будет полноценным человеком – в смысле личности. Грубо говоря, это биологическая заготовка организма. Но эта заготовка определяет внешний вид организма, который создан на условиях наследственности и с соблюдение требований среды обитания.
В грубом приближении можно сказать, что такой заготовкой является вновь рождённый организм: ребёнок человека, детёныш животного, малёк рыбы, миновавший стадию икры и т.д. Сюда же можно для сравнения отнести и новый автомобиль, только что сошедший с конвейера, но не получивший пока своего владельца.
Часть 4
На работе трёх выявленных алгоритмов можно понять существо стадий развития зародыша, которые биологи для разных видов живых существ сопоставляют между собой и делают на этой основе выводы эволюционного характера. Кажущееся и существующее сходство можно пояснить на следующем примере. Из одного и другого наборов протона и электрона эти три алгоритма сделают два идентичных атома водорода. И это произойдёт не потому, что второй атом принадлежит к тому же виду, что и первый, а потому, что механизм формирования атомов водорода универсален. И он применён тремя алгоритмами именно в своей универсальной форме.
Так и в эмбриональные стадии – происходит создание аналогичных, в общем-то, органов, связанных в аналогичные системы, из одних и тех же химических веществ. Естественно, что алгоритмы получаются и используются аналогичные, а вслед за ними и организмы сходных стадий получаются сходными. Это точно так же работает, как, например, и Луна, и Земля, и Марс в результате работы одних и тех же физических полей сформировали сходные структуры. Но их сходство не устанавливает наследственного родства – мол, Луна произошли от Марса.
Или другой пример: при опускании температуры ниже нуля градусов Цельсия вода замерзает в любой части Вселенной. Но факт такого одинакового замерзания не говорит о родстве воды одной части Вселенной от воды другой части Вселенной. Это факт говорит лишь о том, что физические законы, управляющие замерзанием воды, работают во всех частях Вселенной одинаково. А эти физические законы и есть выявленные нами для живых организмов три алгоритма: ДНК-алгоритм, ?-управление, ?-управление.
Отсюда понятно, что
- Сходные стадии в развитии живых эмбрионов не говорят о генетическом или эволюционном родстве; они свидетельствуют о совпадении организмических алгоритмов, которыми сформированы организмы эмбрионов сравниваемых стадий.
Часть 5
После прохождения предыдущих стадий своего формирования получается организм – структурная заготовка, функционирующая в автоматическом режиме, построенная с учётом наличия исходных материалов и требований окружающей среды и приспособленная к существованию в условиях этой окружающей среды.
Здесь можно привести такой пример. Некий электрический прибор, имеющий свой внутренний небольшой аккумулятор (на всякий случай), питается от линии электрического тока. Это автоматический режим, в который его включил некий демиург. Но, если случилась непредвиденная ситуация, и провод в розетке отошёл, то питание прибора прекращается, а в месте с этим прекращается и работа прибора. Пассивность в этом случае вызовет «смерть» прибора. Но, если за счёт внутреннего аккумулятора в место разрыва подать небольшой ток, то провода в месте разрыва могут притянуться за счёт электромагнитных сил, и контакт восстановится. А вместе с ним продолжит функционировать прибор.
Это пример не «высосан» из пальца, на самом деле, такая ситуация встречается весьма часто. Каждый слышал треск в розетках, из-за которого происходило мигание лампочки, а потом всё-таки устанавливался режим стабильной работы этой самой лампы. Это так называемый дребезг контактов, который существует при любом электрическом подключении и устраняется свойствами электромагнитного поля.
Для живых организмов такой «дребезг контактов» заключается в изменении свойств окружающей среды: стало теплее, холоднее, темнее, светлее и т.д. Организм должен приспособиться к изменению либо погибнуть. И этот процесс формируется четвёртым алгоритмом – ?-управление. Или проще – обучением. Обучение идёт на базе мозга, сформированного темя первыми алгоритмами. В таком мозге учтены наследственные особенности, а также учтены обстоятельства наличия химических веществ (при питании матери), размеры и т.д.
- Контакт организма с окружающей средой приводит к формированию четвёртого алгоритма – ?-управления, или обучения.
Обучение, или ?-управление ложится поверх трёх предыдущих алгоритмов и большого значения в биологическом плане организму не несёт. Точнее, ?-управление не может кардинально изменить структуру уже сформированного организма. Но ?-управление создаёт связь с окружающей средой и позволяет организму определённым образом интегрироваться в неё или исторгнуться из неё.
В общем, любой организм формируется точно так же, как мы лепим снежок. У него не бывает стадии «горошина», стадии «орех», стадии «грецкий орех». Весь процесс лепки – это единый процесс, бесстадийный. Берётся объём снега, прикладывается физическое усилие, надавливанием управляет обратная связь и интеллект того, кто лепит, учитывается температура. И в результате получается один готовый снежок. Который, несмотря на то, что, как две капли воды, похож на такой же снежок, вылепленный в Туманности Андромеда, никакого эволюционного соотношения к нему не имеет.
Заключение
Из сделанных рассуждений можно перейти к выводам относительно того, каким образом появляется живой организм, и является ли это процесс только действием эволюции или инволюции.
Формирование организма является многомерным процессом. Главными измерениями являются формированием структуры организма и его интеллекта. При этом формирование интеллекта организма начинается и идёт одновременно с развитием физической структуры тела организма. Интеллект и структура объяты прямой и обратной связями (ОС? и ОС?), в результате чего возникают вектор интеллекта и вектор развития структуры. На каждом этапе развития они могут иметь как эволюционное, так и инволюционное решение. Формирование структуры организма, происходящее в результате работы таких связей и векторов, вызывает ответное создание алгоритма ?-управления.
Автоматическая часть процесса формирования тела организма происходит под действием трёх алгоритмов: ДНК-алгоритм, возводящий в теле организма объекты, требуемые наследственностью; ?-управление, формирующее структуру и функцию конкретных работоспособных органов; ?-управление, выполняющее согласующие функции при взаимно пересекающейся работе двух первых алгоритмов. Этим заканчивается формирование организма до процесса его рождения. После чего начинается контакт с окружающей средой, который приводит к формированию четвёртого алгоритма – ?-управления, или обучения.
Таким образом, каждый организм формируется за счёт четырёх взаимосвязанных алгоритмов, которые изначально сформированы так, что могут работать независимо друг от друга, но в случае наличия других алгоритмов учитывать их «запросы». При этом главным алгоритмом является ?-управление, которое выстраивает систему организма в зависимости только от входящих параметров окружающего мира. То есть формирование конкретного организма может обойтись без наследственной стадии.
Отсюда видно, что сходные структуры организмов не говорят на все 100 процентов о каком-либо генетическом или эволюционном родстве. Сходные структуры свидетельствуют об использовании одинаковых алгоритмов, схожесть которых в большей степени может быть вызвана условиями окружающей среды. Это делает ненужным тезис о категорической форме постановки вопроса об эволюции.
Вопрос инволюции затрагивает все четыре алгоритма построения человека и представляется как вполне реальное течение действительности, вызванное приспособительными действиями ?-управления, или обучения. С точки зрения возможностей данной конкретной структуры организма и его наследственности, все организмы – дети – рождаются идеальными по отношению ко всем последующим стадиям организма. После работы ?-управления организм меняется, и это изменение всегда носит инволюционный характер – потому что в итоге организм погибает.
В этом контексте важно, с какой стадии взрослого организма идёт считывание для формирования наследственности: чем ближе к моменту рождения родителя от него произойдёт ребёнок, тем меньше унаследует он негативных изменений, накапливающихся в процессе жизни. Однако ранние роды не дают возможности выявить интеллектуальных способностей наследственности. По этой причине в прежние времена браки устраивались родителями, которые с высоты своего жизненного опыта понимали о женихе или невесте всё – и структурное, и интеллектуальное. В результате молодые люди выходили за партнёра с хорошей наследственностью и рано рожали немутировавших детей.
И последнее, в контексте возникновения жизни вообще с учётом больших категорий времени, пространства и количества попыток, следует сделать вывод: любой организм может образоваться «с нуля», то есть, не имея предков, только лишь на основе работы алгоритма ?-управления, в основе которого лежат физические принципы взаимодействия физических полей. Иными словами, любое существо, в том числе и человек, мог и может появиться не эволюционным способом, а уникальным.
Литература:
- Дикусар В.В., Тюняев А.А., Системный анализ и Организмика: от частного к общему. «Динамика неоднородных систем» / Под ред. чл.-корр. РАН Ю.С. Попкова // Труды Института системного анализа РАН. 2008. № 32 (3). С. 317 – 331.
- Тюняев А.А., Интеллект. «Organizmica», № 6 (18), июнь 2004.
- Тюняев А.А., Понятие «управляющая матрица». «Organizmica», № 5 (29), май 2005.
- Тюняев А.А., Единая теория поля. «Organizmica», 2014.
А.А. Тюняев, twitter, академик РАЕН