Многие технические решения сначала возникают в голове автора-фантаста. Он как бы заглядывает в будущее… Вот пример такого устройства. Предлагаем вашему вниманию поразмыслить над философией временной бомбы, устройства, описанного в эпохальном романе Андрея Тюняева «Кувырок Луны».
* * *
Где-то за неделю до этого, 12 августа, Антон встретился с советским высоким начальством. На открытый контакт пришлось пойти из-за того, что в этом времени, то есть в 1955 году, концентрация «лунатиков» на Земле достигла очень высоких значений. Оттесняемые патрулями «Мира» в глубь времён, «лунатики» скапливались в одном определённом времени, и выявлять их становилось всё труднее.
Кроме этого, опасное заигрывание американцев с серыми («лунатиками») инопланетянами ставило под удар всю цивилизацию Земли.
Поэтому Антон решил передать советскому руководству несколько временных зарядов, которыми можно было бы уничтожить небольшие силы серых, не очень рискованно для всей планеты.
– А как они работают? – с недоверием произнёс генерал, держа в руках серебристый предмет и разглядывая его. – Нужно провести инструктаж личного состава и для понимания сути работы боеприпаса провести пробный подрыв.
– Хорошо, – согласился Антон. – Мы поможем вам провести пробный взрыв.
– В чём особенность это оружия?
– Оно срабатывает в нужном месте и в нужное время, – ответил Антон. – Приведу пример. Если вы устанавливаете мину с расчётом, что через два часа по этому месту пройдёт неприятель и наступит на неё, то таким образом вы применяете мину в нужное вам время. Но это – в будущем.
– А как сделать, чтобы в прошлом?
– Наши учёные разработали такие заряды, которые могут срабатывать в прошлом, – ответил Антон. – Как это делается – я вам не скажу. И не из-за тайны. А потому, что вы не сможете понять этих принципов. Они будут открыты только в 2016 году.
– В будущем…, – очень недоверчиво протянул военный.
– Да. В будущем. Естественно. И напоминаю, мы – из будущего. Вашего будущего, – привёл военного в чувство Антон.
– А как пользоваться вашим оружием?
– Очень просто. Сначала вы засекаете «лунатиков» и фиксируете их координаты в пространстве расстояний и момент прохождения зафиксированной точки пространства. Затем через некоторое время устанавливаете временную мину в той точке пространства, через которую они прошли. А затем устанавливаете таймер срабатывания на то время, когда цель будет в зоне поражения. И нажимаете кнопку «Выстрел». Мина подорвётся в прошлом и поразит цель.
– Ничего не понятно. Но, в общем-то, всё понятно, – ответил озадаченный генерал. – Давайте попробуем.
Генерал отдал приказ, чтобы оповестили все службы о проведении планового взрыва.
– Так, если сейчас 11:10, то на всю установку и возвращение назад нам потребуется минут сорок. Пусть десять минут будет ещё в запасе. Итого получается – в 12:00 будет проведён взрыв устройства. Всем – готовность.
После этого они сели в «Газик» и поехали в степь искать место для такого удивительного взрыва. Минут через двадцать пять место было найдено. Инопланетный заряд установили по всем нормам безопасности, действующим на полигоне.
– На который час устанавливать таймер? – спросил генерал.
– Если сейчас 11:35, то устанавливайте таймер, допустим на 10:00. Вам хватит этого временного разрыва для того, чтобы убедиться в боеспособности оружия и понять его военное предназначение?
– Вполне! И так, ставим таймер на 10:00 и нажимаем кнопку «выстрел», – генерал очень боялся, это было видно по его трясущимся рукам, но кнопку всё-таки нажал.
Ничего особенного не изменилось, лишь погода резко ухудшилась. Над полигоном появились какие-то подозрительно знакомые тучи. Отстрелявшись, испытатели поехали в штаб.
* * *
За два с половиной часа до этого события развивались так. 12 августа 1955 года выдался обычным рабочим днём. Семипалатинский полигон отдыхал и готовился к новым рабочим ситуациям. На 12:00 командование запланировало взрыв изделия малой мощности.
Группа инженеров выехала на место в 9:30.
– 9:50. Прибыли на точку, – сообщил по рации в штаб командир группы. – Находимся за несколько километров от эпицентра будущего взрыва. До взрыва осталось два часа десять минут, рассчитываем управиться за полчаса, чтобы всё проверить и иметь запас времени, если вдруг обнаружится какое-либо повреждение.
– Аппаратура имеет странные повреждения, – рассматривал небольшие отверстия Сергей Алексеев.
Военный строитель, он видел такое впервые.
– Смотри внимательней, – ответил командир группы. – Если можно отремонтировать сейчас – начинай. Если нет, то фиксируем всё и уезжаем.
Вдруг невдалеке рванул атомный заряд малой мощности. Испуга не было – все уже привыкли к такому. Но старший группы ошалело посмотрел на часы.
– Десять ноль-ноль! Чёрт бы вас побрал! Всё спешите! – чертыхнулся командир. – С ума там все посходили! Взорвали заряд на два часа раньше! Зная, что в эпицентре находятся люди!
– Что-то я не помню такого, чтобы взрыв произошёл на два часа раньше запланированного срока, – удивлено произнёс Алексеев, когда они гнали в штаб. – Всегда в график еле укладывались – всё проверяли до последнего. А тут – раньше!
* * *
– На два часа раньше! – Никита Сергеевич светился от счастья. – Это очень замечательно! Вы понимаете, что это значит? Это значит, что можно гарантированно уничтожить любого агрессора, если он нападёт на СССР! Это значит, что появляется реальная возможность возврата ситуации – вражеская сторона просто уничтожается ещё до начала своего наступления!
Ситуация оказалась очень интересной и странной одновременно. Поскольку временное оружие досталось в уже готовом виде, то его секретность соблюсти очень просто – потому что нет ни разработчиков, ни испытателей, ни других случайных и не случайных свидетелей. Поскольку нет и производства этого оружия, то нет и производственного источника информации о нём.
Поэтому достаточно замаскировать несколько подаренных зарядов под какое-либо секретное оружие и спокойно иметь его в своём распоряжении.
– В любой ситуации мы способны нанести первый удар по напавшему противнику! – всё ещё радовался Хрущёв.
Потом, во времена Карибского кризиса, Никита Сергеевич весьма опасно поиграл с США и резко «сходил» на обострение ситуации с ними.
– Никита Сергеевич! – произнёс Антон. – Ещё буквально несколько слов о чудо-оружии. Лично для вас.
– Я вас слушаю.
– Поскольку боеприпас работает со временем, нужно уяснить систему работы причинно-следственной связи, которая возникает при его применении, – стал объяснять Антон. – Такой вид вооружения принципиально не применим к тем организмам, которые живут и находятся в своём «родном» времени. Именно по этой причине никто на полигоне не пострадал от проведённого взрыва.
– Что вы этим хотите сказать?
– Давайте вместе с вами проследим причины и следствия. Допустим, противник совершил нападение. Допустим, мы наносим упреждающий удар. Всего на несколько часов раньше – но этого ведь хватит? – стал разъяснять Антон, а Хрущёв в это время довольно кивнул. – Получается, что мы наносим удар в то время, когда нападение ещё не совершено. Получается, что мы выступаем агрессорами – ведь с точки зрения той стороны, их сторона ничего не предпринимала, а мы напали первыми и уничтожили их.
– И что вы этим хотите сказать? – напрягся Хрущёв.
– Смотрим дальше. В результате нашего упреждающего удара противник уничтожен. Но он так и не напал на нас. И собираться нападать стало уже некому. То есть никакого удара по нашим позициям и не будет. Получается, что и необходимости в упреждающем ударе нет. И тогда возникает вопрос: кто и когда принял первоначальное решение о нанесении «ответного» упреждающего удара?
– То есть оружие бесполезно? – опечалился Хрущёв. – Но мы же видели взрыв!
– Если бы, допустим, об этом оружии американцы знали бы, и вы, и они располагали бы такими возможностями, то война очень быстро бы превратилась в гонку «Кто раньше», и она была бы направлена на взаимное уничтожение, – объяснил Антон. – Поэтому оружие действует по принципу обратной связи. Оно уничтожает только те объекты, которые во времени перемещаются, движутся, путешествуют. А вы и американцы – вы живёте в своей реальности. То есть, с точки зрения пространства времени, вы объекты статичные.
Антон заметил, как Хрущёв сник.
– Никита Сергеевич, вы азартный человек? – неожиданно произнёс он.
– Допустим, – ответил Хрущёв.
– Американцы не знают о тех особенностях оружия, на которые указал я, поэтому вы можете очень хорошо блефовать! – закончил Антон.
– Точно! Я им покажу Кузькину мать!