Существует проблема – в интерпретации второго начала термодинамики. Кто заканчивал технический вуз, тот знает, что второе начало термодинамики говорит: энтропия изолированной системы не может уменьшаться. Это так называемый закон неубывания энтропии.
И большинство учёных из этого закона почему-то делают неправильный вывод: согласно второму началу термодинамики, Вселенная, якобы, обречена. Вот какие объяснения преобладают.
В соответствии с этим законом энтропия (а это, якобы, мера неупорядоченности) приводит к тому, что любая вещь, существующая сама по себе, деградирует, разлагается и приходит в хаос. На этом фоне, читают такие учёные, лишь в определённых условиях существует порядок, а в крупных масштабах миром правит энтропия, и мир просто обречён дегенерировать и перейти в хаос.
Но есть учёные, которые ко второму закону термодинамики относятся трезво. Например, Джордж Ланд из Университета Миннесоты и Бэт С. Джерман убеждены, что Вселенная способна двигаться к упорядоченности, и в своей книге «Скрытая сила природы: объединение духовности и науки» они объясняют: «Вселенную представляют как огромную машину, которая работает по инерции и изнашивается. Этот закон породил мрачное представление о мире, которое, начиная с XIX века, пронизало насквозь науку, философию и даже отчасти литературу».
Другие учёные полагают, что высшая упорядочивающая сила может быть связана с сознанием. Хотя сознание – это «сущность», которая до конца не понята учёными.
Доктор Роберт Ян, почётный декан школы инженерии и прикладных наук Принстонского университета, в своей книге «Границы реальности» пишет: «Существуют попытки представить сознание как способность, которая уменьшает энтропию. Оно влияет на произвольные физические процессы, предотвращая их естественную термодинамическую тенденцию к минимуму информации и максимуму хаоса».
В 90-е годы в Принстонской лаборатории по исследованию инженерных аномалий (PEAR) проводились интересные опыты. Они показали, что человеческий разум способен влиять на генератор случайных чисел. Машина произвольно выдавала нули или единицы. Оператор мысленно пытался повлиять на её «выбор», и машина «слушалась»! Показатель был выше, чем в случае простого совпадения.
В итоге интеллектуальная борьба учёных со вторым началом термодинамики привела к патовой ситуации. С одной стороны, физики считают, что в целом во Вселенной энтропия возрастает. Эта точка зрения широко принята в научном сообществе. И она ведёт Вселенную в хаос. С другой стороны, появилась обратная гипотеза, согласно которой ясное сознание подавляет энтропию, то есть ведёт Вселенную ко вселенскому порядку.
Ошибка суждений состоит в том, что мало кто понимает, что такое энтропия. Большинство учёных занимается только тем, что формируют мнение большинства отсылками к «авторитетам», а эти, в свою очередь, в своём «авторитетном» мнении ссылаются на позицию большинства. Вот так мир и запутывается: эффект стада…
На самом деле энтропия – это вовсе не «мера неупорядоченности». Причём, существует несколько видов энтропии. Термодинамическая энтропия – это изменение количества теплоты, происходящее по мере изменения температуры. И в этом контексте энтропия характеризует меру потери тепла. И всё! Такая концепция энтропии не влечёт за собой обязательного превращения Вселенной в хаос.
Есть другая энтропия – информационная. Это величина, которая характеризует сообщения, исходящие от источника. И она не ведёт Вселенную к хаосу.
Но самое интересное, что в прежние годы физики всерьёз путались с интерпретацией этой физической величины, а сегодня ситуация проясняется. Энтропия постепенно начинает восприниматься как мера порядка.
Мне пришлось серьёзно заниматься концепцией энтропии, когда я работал над монографией «Вакуум: концепция, строение, свойства», выпущенной в 2013 году под редакцией члена-корреспондента РАН Ю.А. Флёрова Вычислительным центром им. А.А. Дородницына (можно купить).
По современным представлениям, вакуум – вовсе не пустота. Вакуум – это материальная структура, которая имеет свою конфигурацию. Структура вакуума напоминает кольчугу, в которой соседние кольца скреплены ещё одним кольцом. Только вакуумная «кольчуга» трёхмерная.
Каждая ячейка вакуума состоит из куперовской (связанной) пары электрона и позитрона. Ячейки пронизывают друг друга без трения – поскольку вакуум находится при нуле градусов Кельвина, то есть в состоянии сверхтекучести и сверхпроводимости.
Так вот, этот вакуум является тем самым предельным случаем, о котором говорит второе начало термодинамики – повторюсь, температура вакуума равна нулю Кельвинов. Вакуум достиг предела состояния материи, но он вовсе не превратился в хаос, а наоборот.
Вакуум – предельно упорядоченная структура. Каждая ячейка вакуума, несмотря на абсолютный холод, продолжает своё внутреннее движение и им производит только одну информацию. Таким образом, каждая ячейка вакуума является «битом», в котором существует только одно состояние (не 0 и 1, а только состояние «а»), и это состояние заполнено.
Ошибка в понимании энтропии заключалась в том, что нагретое тело обладает множеством (по количеству молекул) степеней свободы. Каждая степень свободы порождает свой отдельный «бит». Охлаждение воспринималось, как стирание информации из этого бита (но забывалось, что по мере охлаждения уничтожаются и степени свободы), и, как результат, складывалась картина всеобщего хаоса.
Но на самом деле, по мере охлаждения, разрушаются степени свободы, и вся система приходит всего к одной степени свободы, соответствующей состоянию ячейки вакуума.
В итоге получается, что вакуум – это предельная степень организации материи, а мы, люди, животные, птицы, планеты и т.д., являемся всего лишь нарушениями этой структуры. То есть являемся элементами хаоса. Флуктуациями беспорядка. Как, например, звук от струны, наложенный на радиочастоту. Или буквы, наложенные на лист бумаги. Или файл, записанный в память компьютера.
Вселенная вообще сегодня может восприниматься как жёсткий диск огромного вакуумного компьютера. Его принцип работы и возможности я описал в своём документально—фантастическом романе «Кувырок Луны». В пространстве Вселенной, как в огромном компьютере, мы располагаемся в виде файлов.
Каждый из нас – это некоторая коллекция (совокупность) информации. Точно так же, как для нас мыслительный процесс формируется нашими собственными нейронами, для Вселенной – такого, ноосферного Бога – процесс её мышления формируется нами: людьми, животными, планетами, галактиками…
Мы – всего лишь мысли в разуме Вселенной. Мы – порождение её интеллекта.
Перевод кванта вакуума из состояния полного порядка в состояние беспорядка порождает нейтрон и, затем, протон. То есть вещество и время – это запись информации в ячейки вакуума.
Если воспринимать Вселенную как существо более высокого порядка и уровня сознания, то мы являемся всего лишь его мыслями. И Вселенная может нами думать точно так же, как мы думаем своими собственными мыслями.
Из таких вселенских соображений формируется наша жизнь и жизнь все материи. И этой жизнью Вселенная может управлять так, как ей заблагорассудится. Вариант такого сценария я рассмотрел в своём научно-фантастическом романе «Организмика. Трансформация».
Насчёт наших стремлений изменить своей волей окружающий мир… Надо дерзать: стучитесь, и достучитесь.
Андрей Тюняев, президент Академии фундаментальных наук