«Чудом» ушедший от наказания за общероссийский дефолт Сергей Кириенко так и не смог утонуть. Он, подобно известному предмету, всплыл столь высоко, что на те высоты без специального костюма и не подобраться.
Нам не подобраться. Правоохранительным органам не подобраться. А членам семь господина Кириенко – подобраться.
Антон Вержбицкий на страницах издания www.forbes.ru показывает, как ловко взбираются по высотам бизнес- и политических рейтингов родственники известного «Сюрприза».
Бывшие партнеры, друзья и сын гендиректора «Росатома» проявляли предпринимательскую активность в городах и отраслях, с которыми была связана карьера влиятельного госменеджера.
Бизнес друзей и экс-партнеров бывшего премьер-министра и представителя президента в Приволжском федеральном округе, а ныне руководителя «Росатома» Сергея Кириенко зачастую был связан с городами и отраслями, где он занимал высокие должности. Сам Кириенко и его сын Владимир категорически отказались рассказывать Forbes что-либо на тему семейного бизнеса. Проведя десятки интервью, Forbes проследил, как трансформировались деловые интересы семьи.
Новый город
В ночь на 30 сентября 2002 года избирательные комиссии Нижнего Новгорода только начали считать голоса во втором туре выборов мэра, а в участки уже неслись десятки автомобилей с сотрудниками правоохранительных органов и судебными приставами. Они торопились исполнить решение, вынесенное накануне вечером Нижегородским районным судом, — арестовать и вывезти все бюллетени с трехсот участков. Приставы сгребли бюллетени в мешки и куда-то увезли, но через пару дней арест сняли, и подсчет голосов завершился. С отрывом в полпроцента неожиданно победил экс-депутат Госдумы Вадим Булавинов, который в первом туре проиграл действующему мэру Юрию Лебедеву более 10%. Решение суда было для России беспрецедентным. Возглавлявший предвыборный штаб Лебедева вице-мэр Сергей Воронов вспоминает, как полпред президента в Приволжском ФО Сергей Кириенко после скандала объяснял по телевидению, что это была грамотная работа правоохранительных органов. По мнению Воронова, новый мэр стал гораздо лояльнее по отношению к Кириенко, чем его предшественник.
После выборов пошел в гору бизнес людей из команды Кириенко, например его приятеля по комсомолу (в конце 1980-х Кириенко был первым секретарем Горьковского обкома ВЛКСМ), основателя Саровбизнесбанка Владимира Травина. Он и Саровбизнесбанк стали контролировать компанию «Центр-СБК», через которую проходили платежи за жилищно-коммунальные услуги во всей Нижегородской области. Более 1 млн лицевых счетов обеспечивали миллиардные денежные потоки. По словам бывшего губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева, этот вопрос тогда курировал министр ЖКХ Валерий Лимаренко, член нынешней команды Кириенко.
Пока коммунальные деньги прокручивались через структуры Саровбизнесбанка, активность Травина распространилась на энергетику.
Травин и его партнер Денис Соловьев в 2004 году получили долю в «Волго-Вятской компании» (ВВК), контролировавшей 65% услуг по распределению и передаче электроэнергии в Нижегородской области. У ВВК был полный контроль и значительные пакеты в местных энергетических компаниях — «Волго-электросети», «Нижегородопоре», «Волжской электрической компании», «Специнвестпроекте» с совокупной выручкой более 1 млрд рублей. С энергетическим бизнесом связана и «Приволжская лизинговая компания», получившая в 2012 году заказ нижегородского «Теплоэнерго» на лизинг счетчиков на 1 млрд рублей. Лизинговым бизнесом Травин владел совместно с бывшим председателем правления банка «Гарантия» Виктором Китаевым.
Этот банк возглавлял и Сергей Кириенко. Сам Китаев реализовал себя не в финансовом, а в девелоперском бизнесе. Его компания «Новый город» строила жилую и коммерческую недвижимость в Нижнем Новгороде. В проектах «Нового города» участвовала компания «Капитал» сына Сергея Кириенко Владимира, а также сводная сестра Кириенко-старшего Анна Котельникова и нынешний член совета директоров Саровбизнесбанка Виктор Аистов (девичья фамилия жены Сергея Кириенко Аистова).
«Новый город» реализовывал совместные проекты с компанией «Синема Парк» и московским девелопером «Квартстрой», заметным игроком на рынке недвижимости. «Квартстрой» построил около 500 000 кв. м бизнес-центров и жилой недвижимости, большей частью в Нижнем Новгороде, хотя есть проекты и в Москве, Волгограде, Алма-Ате. Конечные бенефициары «Квартстроя» не раскрываются, в самой компании отказались комментировать участие в ее бизнесе семьи и партнеров Кириенко. Отказался от комментариев и руководитель нижегородского подразделения компании «Квартстрой НН» Сергей Жмаев.
Розовый Lexus
В 2002 году Владимир Кириенко был студентом нижегородского кампуса Высшей школы экономики, а его задекларированный доход уже тогда составлял более $5 млн в год. После учебы он стал председателем совета директоров Саровбизнесбанка, владельцем медиахолдинга «Волга» и других активов. Сын главы «Росатома» рассекал по городу на розовом внедорожнике Lexus с модными номерами.
Как это удалось молодому человеку? Как объясняет знакомый Сергея Кириенко, отец всегда хотел, чтобы сына считали успешным бизнесменом: «Когда ему стукнуло 20 лет, на него начали перевешивать активы». Доля в бизнесе холдинга НМЖК, владеющего масложировыми комбинатами и сельскохозяйственными активами в Нижнем Новгороде, Самаре, Оренбурге и других городах, появилась у сына Кириенко спустя несколько лет после того, как предприятие в 2002 году столкнулось с попыткой недружественного поглощения компанией «Ринако». Совладелец НМЖК Николай Нестеров обратился за помощью к Сергею Кириенко. Он написал письма в правоохранительные органы и премьер-министру Михаилу Касьянову. «Ринако» отступила. К 2007 году владельцем 25% НМЖК была компания «Капитал» Владимира Кириенко. На запрос Forbes в НМЖК ответили, что сына Сергея Кириенко среди владельцев компании больше нет.
Сейчас Владимиру 32 года, именно он отвечает за бизнес семьи.
Правда, после скандала с размещением средств компаний «Росатома» в Саровбизнесбанке значительная часть активов Кириенко-младшего перешла к его сокурснику по Высшей школе экономики Роберту Гндоляну. Контрольный пакет Саровбизнесбанка также пришлось раздробить: теперь банком владеют Травин, Гндолян, около 20% получила предправления Ирина Алушкина. Среди клиентов банка по-прежнему остается много компаний атомной энергетики. С момента назначения Сергея Кириенко в «Росатом» активы нижегородского банка выросли с 6 до 34 млрд рублей.
Премудрый налим
Кириенко-младший ушел в тень, но несколько управляющих фондами рассказали Forbes, что вели с ним переговоры о проектах private equity. Кириенко и Гндолян работают вместе и ходят вместе на презентации, оба в 2014 году получали Executive MBA в Сколково. В бизнес-школе Владимир взял дополнительный курс по private equity, который преподавал специально приглашенный Юн Квек Пин, директор китайской управляющей компании Inventis Investment (под управлением около $6 млрд). Партнер Владимира Кириенко говорит, что у сына главы «Росатома» есть инвестиции private equity — доли в заводах и предприятиях, которые он оценивает более чем в $50 млн. Соинвестор Владимира Кириенко в венчурный фонд Titanium Investments (объем около $50 млн) Александр Айвазов продал ему долю (15%) электростанции во Владимирской области, целиком она обошлась Кириенко в $6–7 млн.
Два источника на рынке недвижимости утверждают, что Владимир Кириенко вдобавок владеет проектами в Москве и Подмосковье (с долями от 5% до 20%). Сейчас Кириенко-младшего, по словам его знакомого, все больше интересует коммерческая недвижимость в Швейцарии и Франции.
Но связан ли бизнес Владимира Кириенко с «Росатомом»? Офис его компании «Капитал» находится на Большой Ордынке, 67, раньше в этом помещении располагалась «дочка» «Атомэнергомаша» компания «Налим», здесь же, всего в 500 м стоит и презентабельный офис «Росатома». Владельцем 11% и гендиректором «Налима» в 2007 году был брат Роберта Гндоляна Арастакес, а 90% владела кипрская Gaterow. Эта фирма была совладельцем предприятий, связанных с «Росатомом», например, ей принадлежало 20% «Петрозаводскмаша». Директор Института энергетической политики Владимир Милов вспоминает, что Сергей Кириенко хотел наладить на «Петрозаводскмаше» производство корпусов для ядерных реакторов, выбрав предприятие как альтернативу «Ижорским заводам» Юрия Ковальчука 132, но попытка была безуспешной. Сейчас «Петрозаводскмаш» принадлежит «Атомэнергомашу» (группа «Росатома»).
По одному адресу с «Капиталом» находится масса нижегородских активов, сменивших прописку на Москву. Значительную их часть контролирует Роберт Гндолян: торговый центр «Лобачевский plaza» (около 30 000 кв. м), бизнес-центр «Конгресс», торговый центр «Новая эра», кинотеатр «Романов Синема», энергетические компании.
Еще Гндолян владеет микрофинансовой организацией «Живые деньги» (около 50 офисов), участвует в проектах с сетью торговых центров для детей «Винни», ресторанами Gaucho и Bocconcino.
На друга Кириенко зарегистрированы и гламурные активы — недвижимость в испанской Жироне и 24-метровая яхта «Титан» во Флориде.
Гндолян отказался что-либо комментировать и попросил ему больше не звонить.
Вместительный пиджак
Осенью 1998-го фотосессия топ-менеджеров «Транснефти» для годового отчета затягивалась. Вице-президент по корпоративным вопросам Сергей Воронов вспоминает, что фотограф долго подбирал ракурс для вице-президента по экономике и финансам Владимира Травина, того самого комсомольского друга Сергея Кириенко, тогда уже бывшего премьера. «На нем был старомодный пиджак с большими карманами, которые выпирали. Фотограф морщился, но никак не мог расправить его костюм, — рассказывает Воронов. — Я подхожу к нему, а Травин достает из одного кармана толстую пачку долларов, а потом такую же из другого». По его оценке, пиджак Травина мог вместить до $100 000.
В конце 2005 года Травин стал советником, а потом заместителем Кириенко в «Росатоме», входил в советы директоров многих компаний группы. В 2007 году он вошел в совет директоров компании «Атомредметзолото» (АРМЗ), через год она приобрела Лукояновское месторождение редких металлов в селе Итманово Нижегородской области. К тому времени это месторождение уже около 15 лет принадлежало людям из команды Кириенко, говорит гендиректор компании «Парма» из Нижнего Новгорода Андрей Климентьев.
«Хунвейбины» (так в Нижнем называли Кириенко с партнерами) взяли месторождение за копейки, думаю, за $1000, и долгое время безуспешно пытались его продать», — вспоминает Климентьев.
По словам источника в «Росатоме», АРМЗ заплатила за Итманово около $40 млн. По данным СПАРК, перед продажей владельцем месторождения был Сергей Демьянов, давний деловой партнер Травина по Саровбизнесбанку, «Транснефти» и «Центре СБК». Травин отказался от комментариев. По словам его знакомого, он живет в Лондоне и не общается с прессой.
Что стало с месторождением? За семь лет его так и не начали разрабатывать. Как объясняет источник в «Росатоме», в 2007-м покупка была обусловлена тем, что в 2005 году Виктор Ющенко стал президентом Украины, а из этой страны на атомные предприятия России завозится 17% циркония, и тогда возникли опасения о срыве поставок, но обошлось, а потом к власти пришел Виктор Янукович. Сейчас на Украине еще более недружественный по отношению к России режим, но разрабатывать месторождение, похоже, никто не собирается. Климентьев считает, что это вообще невозможно, так как рядом находится жилой массив.
Полный комплект
В 2012 году скандалом завершился конкурс Нижегородской инжиниринговой компании «Атомэнергопроект» (НИАЭП, входит в «Росатом»), которую возглавлял давний знакомый Кириенко-старшего Валерий Лимаренко. В тендере победила фирма Владимира Дробинина «Промэнергокомплект», и ее конкурент «Волжский дизель им. Маминых» обратился с письмом к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину и главе «Росатома» Сергею Кириенко. В письме «Волжского дизеля» сказано, что победителем тендера на поставку дизельных генераторов Ростовской АЭС стала карманная компания Лимаренко со штатом 12 человек, условия выбора победителя были созданы искусственно, а разница от завышенных цен присваивается руководителем НИАЭП. «По Калининской АЭС присвоено 945 млн рублей, по Ростовской АЭС-3 присвоено 945 млн рублей, а по Ростовской АЭС-4 будет присвоено столько же. Все фигуранты грабежа находятся в московском офисе Лимаренко В. И.», — говорилось в письме. Жалобы на «Промэнергокомплект» писали и другие компании. «Росатом» провел проверку и нарушений не выявил.
Владелец «АМТ груп» («Промэнергокомплект» одна из его компаний) Владимир Дробинин не чужой для команды Кириенко человек. Он был директором нефтяной компании «Норси-ННК» (в середине 1990-х ею управляла команда Сергей Кириенко). Нижегородский бизнесмен Андрей Климентьев говорит, что в «Норси» на руководящих должностях работали «хунвейбины» и чужаков в компанию не брали. По словам представителя «Промэнергокомплекта», Дробинин живет за рубежом. Он не стал отвечать на вопросы Forbes.
По данным СПАРК, офис «АМТ груп», куда входит «Промэнергокомплект», был расположен в Нижнем Новгороде по адресу Алексеевская, 10/16, в бизнес-центре «Лобачевский plaza», где зарегистрированы фирмы Роберта Гндоляна, однокурсника Владимира Кириенко.
Источник в «Росатоме», знакомый Сергея Кириенко и партнер Владимира Кириенко утверждают, что именно сын главы «Росатома» — владелец здания.
Есть ли еще секреты у «АМТ груп»? На YouTube размещен ролик с одной из международных выставок, где топ-менеджер компании Алексей Саенко объясняет, как удается побеждать в тендерах, — он объехал с руководством НИАЭП Францию, Китай и Корею, занимался разработкой концепции строительства Ростовской АЭС, адаптацией техусловий для иностранных компаний. В рекламном каталоге «Промэнергокомплект» среди своих проектов указывает Калининскую, Ростовскую, Белорусскую, Смоленскую, Балаковскую атомные станции, а также индийский проект Куданкулам. Саенко сказал Forbes, что с Лимаренко не знаком, а на другие вопросы отвечать не стал.
Карьера Лимаренко, бывшего министра ЖКХ Нижегородской области, стремительно пошла в гору. Десятого октября 2014 года на совещании у Кириенко он был назначен главой объединенной компании НИАЭП, московского «Атомэнергопроекта» и «Атомстройэкспорта». Эта компания по объему портфеля заказов (более $50 млрд) вошла в десятку крупнейших инфраструктурных компаний мира. «Я не уверен, что компания таких масштабов полезна для отрасли», — считает бывший замминистра атомной промышленности и депутат Госдумы Евгений Федоров. Перед созданием гиганта за кресло его руководителя развернулась настоящая борьба, в мае 2012 года прошли масштабные обыски в питерском «Атомэнергопроекте» (АЭП). Руководитель московского «Атомэнергопроекта» Марат Мустафин в 2013 году ушел в отставку. Лимаренко остался без конкурентов.
Комментариев нет
ок