Древний праздник Масленица – это День весеннего равноденствия. В 2015 году он приходится на 21 марта 1ч. 45м. по Москве или 20 марта 22ч.45м. по Гринвичу. Это – астрономическое начало весны.
Это один из древнейших русских астрономических праздников. И вовсе не религиозный. Просто русские люди всегда придавали астрономическим праздникам сказочные формы – чтобы было интереснее, чтобы было театральней…
В этот день сказочного почитания Медвежьего бога: принесение подарков великому Медовому зверю.
Двадцать третьего сухыя, когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега, Славяне отмечают Комоедицы.
Утром спешат на капище
Утром люди торопятся на капище, на высокое место, где подсохла земля.
Возле капища и на перекрёстках дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи, принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику.
На столы, покрытые скатертью, ставят горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, пятую часть помещают на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:
«Честные наши родители!
Вот для вашей души блинок».
Везут чучело Марены
Торжественно везут к капищу на шесте соломенное чучело Марены.
Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают Марену Свароговну:
«Приезжай ты к нам
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Масленица — красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».
Угощенье блинами
Начинают угощать друг друга блинами.
Первый блин комам *,
[!!!] ( * Ком – медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика, снобориха)
его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса.
После проводят зачин.
Возжигают Огонь.
Славят богов и предков, весь Славянский род.
Посолонь закручивают хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывают представление, им помогают колоброды:
«Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины,
Вы блиночки мои…»
Прыгают через костёр, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту.
Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.
Чаша сурьи
Всем наливают сурью.
Первую чашу сурьи жрица Марены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:
«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»
Сжигают Марену
Затем торжественно сжигают на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:
«Марена загорела,
Всему миру надоела!»
Опять прыгают через костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега.
Катаю горящие колеса
Затем прославляют Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:
«С горы катись,
С весной воротись!»
Пробуди Медведя
После этого, вооружившись горящими головнями, идут «будить медведя» (пробуди).
В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья.
«Медведь» не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинает пробуждаться.
Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу.
Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль:
«Скрипи нога,
Скрипи липовая!
И вода-то спит,
И земля-то спит.
И по сёлам спят,
По деревням спят.
Одна баба не спит,
На моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт,
Моё мясо варит.
Мою кожу сушит».
Поймав свою обидчицу, «медведь» пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой.
Игрища
После пробудей начинаются игрища.
Первая игра — городок.
Девушки становятся на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивают нападение парней, колотя их нещадно.
Парни «на коняшках» пытаются ворваться в городок, взять его приступом.
Тот, кто первый прорывается в городок, получает право перецеловать всех девушек-защитниц.
После взятия городка начинается пир горой, а затем остальные масленичные забавы:
кулачки,
коняшки,
качели,
лазание на столб за подарком,
ручеёк…
Гаснет огонь…
Духи великих предков, незримо присутствуя на празднике, радуются вместе с нами. Не угас ещё род Славянский, как и тысячи лет назад приходят Славяне на праздник, чтобы соблюсти Обычай.
Что есть праздник? Память человека о себе через богов и о богах через себя, очищение души от суетных забот и пустой памяти. Под взорами Неба завершается праздник, стихают песни, гаснет Огонь. Звучат слова Велесовой Книги, будя в душах память предков:
«И Сварог Небесный промолвит:
«Ты ступай-ка, сын мой,
До красы той вечной!
Там увидишь ты деда и бабу.
О! Как будет им радостно,
Весело вдруг увидеть тебя!
До сего дня лили слезы они,
А теперь они могут возрадоваться
О твоей вечной жизни
До конца веков!»»
При прощании одаривают друг друга пряниками и говорят:
«Прости меня, пожалуй,
Буде в чём виноват перед тобой».
Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.
Сказки
Астрономические сюжеты глубоко проникли в жизнь древних русичей. Наиболее важные из них запоминались по сказкам. Сказка «Снегурочка, как раз относится к календарным сказкам. Представляем вашему вниманию эту сказку в переложении писателя Андрея Тюняева…
* * *
Как дочь царицы Лада – Марена – в годы свои зрелые вошла, так и к старости стала готовиться. Детишки её по землям Русским разъехались – свои роды заложили.
Вот и Мороз, сынок Велеса могучего, срубил себе избу знатную посреди леса дремучего. Снегом пушистым обнёс её со всех сторон. Да и остался в избушке бобылём жить-поживать.
Летом Мороз в избе отсиживался. А на зиму в хоромы Кощеевы, к матери Марене, наезжал. Она жатву свою усопшими собирала, а Мороз помогал ей: воды морозил, да реки сковывал, хвори всякие прогонял, да ёлочки в лесу за колючки пощипывал.
И так из века в век повторялось.
И всё бы хорошо было. Только детишек у Мороза не было. А хотелось Морозушке веточку от себя отпустить.
Вот как-то раз по первому снежку наведался Мороз к Марене в терем столичный. С дороги ветчины мороженой отведал, да холодцом закусил.
Сидят они у окошка, на улицу поглядывают.
А там детишки тешатся да первому морозцу радуются. А морозец ещё слабенький – снег холодным удержать не может. Вот детишки и катают комы снежные, лепят из них баб да снеговиков – себе на потеху, а Марене да Морозу к разуменью.
Смекнула Марена, да и говорит сынку своему бездетному:
– Давай-ка, Морозко, на улицу выйдем, да снежных комков накатаем. И слепим себе дитя снежное. Я уж супружника своего, Кощеюшку, уговорю времечка для неё отпустить. Я и сестрицу свою, Живу, упрошу – пусть в снеговичка чуток тепла человеческого вдохнёт.
Вышли Мороз с Мареной на улицу. Принялись лепить из снегу. Скатали тулово. Ручки и ножки приделали. Сверху головку приладили. Носик пуговкой вылепили. Глаза из двух бусинок сделали.
Смотрят на своё творенье – любуются. Живу поджидают – зайти обещала.
Вот пришла Жива. Губами своими алыми снеговичка коснулась. Сказала: «Вот вам Снегурочка». И ушла восвояси.
А девочка снеговая тут же ожила. Глазками своими синими хлопает, да на Мороза с Мореной посматривает. Ать, и уже пошла потихоньку. К родителям своим нерожавшим потопала.
Взяли Мороз с Мареной дитятко, да в терем деточку унесли. А там со Снегурочки весь снег отвалился, как скорлупа с яичка. И на руках у Маренушки уже и в самом деле живая девочка оказалась.
– Ах, ты, моя Снегурушка дорогая! – проговаривает Марена, дитя желанное и нежданное обнимает.
Растёт Снегурочка не по дням – по часам: и что день, то всё краше становится. Марена и Мороз не нарадуются на неё. И весело пошло у них в дому. Девицы с села гостюют безвыходно. Словно куколку, забавляют и убирают бабушкину внучку, Морозову дочку. Разговаривают с нею. Песни поют русские. Играют со Снегурочкой во всякие игры.
Вот так и научили всему, как что у них ведётся. А Снегурочка такая смыслёная: всё примечает и вмиг перенимает.
И стала она за зиму точно девочка лет тринадцати: всё разумеет, обо всём говорит. И таким сладким голосом, что заслушаешься. И такая она добрая, послушная и ко всем приветливая.
А собою она – беленькая, как снег. Глазки что незабудочки. Коса светло-русая до самого пояса. Одного румянцу нет вовсе, словно живой кровинки нету в теле…
Да и без того она такая пригожая и хорошая, что загляденье!
Все не могут налюбоваться Снегурочкой. А Марена и Мороз души в ней не чают.
– Вот, Мороз! – говорит Марена сыну своему холодному. – Какая мне внучка, а тебе дочурка получилась!
Тем временем воробьи чирикать начали, да синички капель передразнивать принялись. Поняла Марена, что зима отступает. Да, и Морозко стал назад в свою избушку летнюю собираться: погостил – хватит. Своих дел, поди, накопилось.
Пока собирался, солнце в небе по-весеннему яриться стало. Землю прогревает – проснуться призывает. Тут на прогалинах мурава зазеленела. Жаворонок в небе пением своим захвалился.
И вот уже красные девицы собрались в хоровод под селом. Водят его и поют:
– Весна-красна! На чём пришла, на чём приехала?..
– На сошечке, на бороночке!
Поют девицы – веселятся. Скорое время свадеб поджидают, да на суженных своих гадают.
Только Снегурочка что-то заскучала. На яркое солнце выходить не спешит. Так в тенёчке и держится.
– Здорова ли ты, Снегурушка? – говорит ей Мороз. – Не больна ли ты, милая? Почему ж ты не весела? Почему совсем с личика спала?
– Не печалься, батюшка, здоровая я, – отвечает Снегурочка.
Мороз тут Марену в ответные гости позвал, а сам засобирался. Да, к середине весны уехал. Обещал к осени вернуться. А Снегурочка осталась с бабушкой Мареной.
Вот и последний снег согнала весна своими красными днями. Зацвели сады и луга, запел соловей и всякая другая птица. Стало кругом живо и весело.
А Снегурочка, сердечная, ещё пуще скучать стала. Дичится подружек. Прячется от солнышка в тень, словно ландыш под деревцем. У ключа студёного под зеленой ивушкой присела, да на водицу проточную любуется.
Всё бы Снегурочке тень да холодок. А то и частый дождичек – тогда она и веселей становится.
А однажды надвинулась туча чёрная да посыпала землю градом частым. Снегурочка ему так обрадовалась, как иная жемчугу перекатному радуется.
Но солнышко опять выглянуло, град припекло, он и взялся водою. Снегурочка поплакалась по нём так сильно, как будто сама хотела разлиться слезами.
Так и весне конец пришёл.
Приспел праздник знатный – Купало. Солнышко на самую крышунебесную забираться стало. От этого дни растянулись длинной в сутки, а ночи – короткими, с шажок воробьиный, сделались.
Девицы с села собрались на гулянье в рощу. Зашли за Снегурочкой и пристали к ней – с собой зовут.
– Пойдём, Снегурушка, в рощицу. Пойдём, милая, хороводы водить. Пойдём женихов выбирать.
Снегурочка долго отнекивалась. Да уговорили её девицы – пошла с ними.
И чуть повеселела она на празднике. Хороводы водила. Танцы танцевала. Играми забавлялась. Да женишка стала себе присматривать.
А когда солнышко закатилось, девицы костёр наложили. Зажгли его и все в венкахгадательных через него прыгать принялись.
Встали в ряд одна за другою, и – через костёр. А Снегурочку позади всех поставили.
– Смотри же, – говорят. – Как мы побежим, и ты также беги следом за нами. Не отставай!
И вот они песенку затянули, да и принялись скакать через огонь. Прыгают – веселятся.
И Снегурочка вслед за ними прыгнула.
Только коснулась она пламени – так в пар и превратилась.
Оглянулись девицы, а её уже и след простыл.
– Верно, спряталась от нас! – догадалась одна девица.
Встали они и разбежались по рощице – Снегурочку искать. Кликали, аукали – она не отзывается.
– Видно, домой убежала! – догадалась другая девица.
Побежали домой – а и там Снегурочки нет.
Искали её на другой день. Искали на третий. Исходили всю рощу – кустик за кустик, дерево за дерево. Снегурочки нет нигде, да и след её пропал.
Пришла осень. Листья с деревьев сниматься начали. Как только день с ночью сравнялись, так под утро и Мороз прибыл. Смотрит, а Снегурочки в тереме нет.
Пошёл в село и о ней стал расспрашивать.
Рассказали ему девицы, что пропала она в рощице – совсем безызвестно.
А Мороз пошёл доченьку разыскивать. Пришёл в рощу. Кличет, зовёт, словно кукушка горемычная:
– Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка!..
А она не откликается.
Только вдруг снежок пошёл. А из каждой снежинки родной душой повеяло.
* По русской народной сказке «Снегурочка». Сравните также со сказкой Г.Х. Андерсена «Снеговик».
Комментариев нет
Thanks for conngibutitr. It\’s helped me understand the issues.