Современное Правительство РФ страдает гламурным бездельем. От побрякушек типа «айфон» они оторваться не могут – точно так же, как не могут сформировать работающую экономику. Однако аппетит у Правительства и у всех остальных чиновников постоянно растёт. На фоне того, что государство фактически стоит на границе небытия чиновники решили повысить себе зарплаты – за то, что ничего не делают, а только катают и откатывают.
На удвоение зарплат чиновников потратят 500 млрд рублей
462 млрд руб. планируется потратить на мотивацию федеральных госслужащих и поэтапное увеличение вознаграждения высших чиновников в ближайшие три года, следует из проекта Основных направлений бюджетной политики и разъяснений Минфина для РБК. Эти средства позволят доплачивать каждому госслужащему по 58 тыс. руб. ежемесячно и удвоить их среднюю зарплату к 2018 году. К тому же сроку денег, предусмотренных для высших должностных лиц, хватит на доплату каждому до 152 000 руб. ежемесячно. Сейчас они, по расчетам РБК, получают от 132 тыс. до 715 тыс. руб., не считая квартальных премий.
Более 380 млрд руб. предусмотрено на дополнительное материальное стимулирование госслужащих в 2015-17 годах, следует из ответа Минфина на запрос РБК. В 2015 году на это предложено потратить 77 млрд руб., в 2016 — больше 110 млрд руб., в 2017 — больше 193 млрд. руб. Это средства, предусмотренные сверх фонда оплаты труда госслужащих, пояснил представитель министерства. В этом году фонд оплаты труда госслужащих превысил 272 млрд руб, к 2017 году он должен быть сокращен до 268 млрд руб, но до сих пор планы по его сокращению осуществить не удавалось.
Увеличение фонда стимулирующих выплат (выплат сверх базового оклада), в частности, должно привести к резкому росту зарплат чиновников: к 2018 году планируется не менее чем двухкратное увеличение, сообщил Минфин РБК. К этому времени доля стимулирующих выплат в зарплатах чиновников должна достигнуть 40%, сказано в проекте Основных направлений бюджетной политики.
По данным Росстата, в конце марта 2014 года в центральных аппаратах ведомств насчитывалось 39 200 федеральных госслужащих, их средняя зарплата немногим превышала 75 тыс. руб. Но эта статистика учитывала не только госслужащих, но и лиц, замещающих государственные должности, чьи зарплаты в разы выше, чем у рядовых чиновников. Еще 505 200 госслужащих в то же время числились в региональных подразделениях федеральных ведомств. Их средняя зарплата превышала 26 тыс. руб., констатировал Росстат.
С учетом общего числа госслужащих 380 млрд руб., которые пойдут в фонд материального стимулирования, позволяют ежемесячно доплачивать каждому чиновнику более чем по 58 тыс. руб. в течение трех лет. Но информация о распределении этого фонда — ограниченного доступа, сообщили РБК в пресс-службе Минфина. Именно из этих средств руководство ведомств сможет премировать сотрудников, говорит эксперт по госслужбе Павел Кудюкин.
Планы увеличения зарплат госслужащим основаны на положениях одного из «майских» указов (2012 год) президента Владимира Путина — о совершенствовании системы госуправления. Документ предполагает и повышение зарплат, «учитывая состояние рынка труда», и предписывает поставить оплату работы чиновников в зависимость от «достижения показателей результативности».
Выше чиновник — больше надбавка
Вознаграждения высших российских служащих — лиц, замещающих государственные должности (министров, депутатов, сенаторов, судей, генпрокурора, аудиторов Счетной палаты и др.) — тоже будут поэтапно увеличиваться, сказано в ответе Минфина на запрос РБК. На совершенствование зарплат высших чиновников в 2015-17 годах министерство предусмотрело 81,5 млрд руб.: 12,7 млрд в 2015 году, 21,3 млрд. — в 2016 и 47,5 млрд. — в 2017.
Почти 26 000 российских чиновников имеют статус лиц, замещающих государственные должности, подсчитало РБК. 25 015 из них — федеральные судьи. Зарплаты высших российских чиновников (за исключением федеральных судей) были резко увеличены в 2012-14 годах. Сейчас, по подсчетам РБК, они зарабатывают от 132 тыс. руб. (средняя зарплата федерального судьи) до 715 тыс. руб. (президент).
С 1 сентября лидерами по величине зарплат станут федеральные министры-силовики (министры обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, руководители ФСБ, СВР, ФСО, ФСКН, ФМС), чьи зарплаты будут повышены до 786 000 руб. согласно прошлогоднему указу Путина.
Предусмотренные Минфином средства позволяют ежемесячно доплачивать каждому высшему чиновнику (за исключением губернаторов — они не получают зарплаты из федерального бюджета) по 40 700 руб. в 2015 году, 68 300 руб. в 2016 и 152 300 руб. — в 2017. На вопрос о планируемом уровне повышения зарплат высших чиновников министерство не ответило.
Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова отрицает существование таких планов. «Решений о дополнительном повышении зарплат высших должностных лиц в правительстве не принималось, — говорит Тимакова. — Более того, с учетом уже состоявшегося повышения в аппарате и администрации президента, зарплаты чиновников в прошлом году не индексировались, и в этом не будут».
Пресс-служба Минфина также сообщила, вопреки официальному ответу финансового ведомства, что роста зарплат высших должностных лиц в 2015 году и последующих годах не планируется. На уточняющий вопрос о предназначении дополнительных 81,5 млрд руб. в пресс-службе не ответили, уточнив лишь, что средства могут направляться не только на оплату труда высших чиновников, но и на обеспечение госгарантий — в частности, на выплату пенсий бывшим высшим чиновникам, чье количество ежегодно увеличивается.
В последние годы зарплаты российских бюрократов и так прилично росли, в результате разница между зарплатами высших чиновников и среднероссийской достигла восьми раз, напоминает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. На западе в четыре-пять раз больше рядовых граждан зарабатывают министры, а в России — сотрудники администрации президента, указывает эксперт. При этом должной эффективности чиновники не демонстрируют: еще до всяких санкций экономика России оказалась на грани стагнации, в то время как экономики других стран восстанавливались, сетует Николаев. По его убеждению, повышение зарплат должно быть увязано с эффективностью работы.
В качестве антикоррупционной меры повышение зарплат чиновникам тоже не работает — уровень коррупции после повышений зарплат только возрос, говорит эксперт, ссылаясь на свидетельства самих чиновников. Бороться с коррупцией надо не на словах, а на деле, считает Николаев, сообщает издание news46.webnode.ru.
Катастрофа для малого бизнеса
На этом фоне противоположный полюс экономики страны – малый бизнес – выглядит очень разбитым. Недавно стало известно о планах депутатов Госдумы внести поправки в Налоговый кодекс и обложить предпринимателей дополнительным региональным сбором. Ежеквартальный налог на использование движимого и недвижимого имущества планируется перенаправить муниципалитетам. Размер сборов варьируется от 6 до 600 тыс. рублей и может быть повышен в зависимости от вида услуг – в документе их перечислено 22.
Проект поправок в Налоговый кодекс, внесенный накануне на рассмотрение Госдумы главой бюджетного комитета Андреем Макаровым, предстанет перед парламентариями в качестве изменений к прошедшей стадию первого чтения законодательной инициативе о «налоговом маневре» в нефтяной отрасли. Документ призван пополнить муниципальные бюджеты, и является своеобразным воплощением предложения премьер-министра Дмитрия Медведева подержать местные власти. Летом в правительстве намеревались ввести для этих целей налог с продаж, но, ощутив нарастающий протест бизнеса, решили изменить подход. Тогда премьер предложил ввести фиксированные сборы для предпринимателей в таких секторах, как общественное питание, туризм, транспорт и розничная торговля.
В итоге парламентарии разработали законопроект, согласно которому муниципальный налоговый сбор следует взимать каждый квартал, а его размер зависит в том числе от рода предпринимательской деятельности и занимаемой бизнесом площади. Так, как следует из доступной в СМИ информации, если помещение предприятия торговли или общепита меньше 50 кв. метров или его нет вовсе, выложить владельцу бизнеса придется 600 тыс. руб. в квартал, для остальных за этот же промежуток времени налог за каждый квадратный метр кафе или торгового зала составит 6 тысяч рублей. Кроме того, документ наделяет местные власти правом изменить налоговую ставку: либо уменьшить или убрать вовсе, либо увеличить вплоть до 10-кратного размера. Получается, что муниципальный сбор для малого бизнеса может достигать 6 млн рублей.
Для такси, грузоперевозок и услуг, связанных с техобслуживанием, починкой и мойкой автомобилей, базовый налоговый ценз колеблется от 60 до 300 тысяч рублей — в зависимости от грузоподъемности машины. Для фотоателье, химчисток, ремонта и пошива одежды, а также платных туалетов базовая ставка — от 300 тысяч.
Реакция бизнес-сообщества на готовящиеся изменения не заставила себя долго ждать. Предложенные поправки в Налоговый кодекс, по его мнению, попросту создадут благоприятные условия для коррупции и разрушат малый бизнес, который, учитывая санкционную войну, экономические трудности и сложную геополитическую обстановку, и без того переживает далеко не лучшие времена.
Глава комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты РФ Дмитрий Сазонов сообщил «Росбалту» о намерении в скором времени провести специальное заседание, дабы вместе с авторами инициативы и предпринимателями обсудить документ и прийти к единому решению по налоговому вопросу. Сложившаяся ситуация, с его точки зрения, требует тщательнейшего анализа. «В каких-то субъектах это вполне возможно. Если они (муниципалитеты, — «Росбалт») будут взвешенно подходить к ставкам, то вполне смогут иметь положительный эффект. Здесь важна четкая экспертная, математическая оценка относительно бюджетов каждого региона», — заключает он.
По мнению директора Института стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, несмотря на возмущение бизнеса, вероятность принятия поправок в Налоговый кодекс чрезвычайно велика. «Ситуация такая, что муниципалитетам деваться некуда, им надо находить какие-то источники дохода. У них ведь требование: соответствующая зарплата бюджетникам, а это «майские указы» президента, за это сильно спрашивают с региональных и местных властей», — поясняет специалист.
Первоначально, — продолжает он, — налог «подсобрать» возможно, однако затем, ввиду очевидного повышения нагрузки, малый бизнес либо уйдет в тень, либо будет уничтожен. Поэтому муниципалитеты вновь останутся ни с чем. «Можно ожидать, что малого бизнеса станет еще меньше, хотя его и так немного. Хотели больше получить налогов, а в результате получат меньше, поэтому это, безусловно, угнетение предпринимательской деятельности и удар по малому бизнесу. Когда экономика идет вниз — новые налоги только к негативному результату могут привести», — резюмирует эксперт.
Мнение о том, что малый бизнес, если и способен выдерживать столь значительное налоговое бремя, то весьма недолго, разделяет и член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Он указывает на понятное происхождение сумм в 6, 600, и 300 тысяч рублей и сетует на то, что никаких объяснений от Минфина до сих пор не последовало. В «Опоре России» ждали подобный законопроект и предупреждали депутатов о необходимости его детального обсуждения с бизнес-сообществом, — уверяет Небольсин.
Теперь же, по его словам, если поправки будут приняты, все кафе эконом-класса неизбежно закроются. Он приводит данные, согласно которым, средняя площадь столичных ресторанов и кафе — от 80 до 400 кв. м. Следовательно, по приблизительным расчетам, каждое заведение должно будет помимо всех своих расходов отдавать по 500 тысяч рублей в месяц в качестве налога. «Для большинства ресторанов это означает закрытие», — констатирует он. По словам Алексея Небольсина, законопроект открывает большое «поле для коррупционной деятельности», так как налог носит «заявительный» характер: «Сами предприниматели в заявительной форме на основании закона рассчитывают величину сбора, оплачивают его, прикладывают документы, подтверждающие расчет, а потом специально созданные муниципальные органы будут проверять. Представляете, какое поле для коррупционной деятельности?».
Председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Дмитрий Кравченко уверен: налоговые отчисления в муниципалитеты уместны, поскольку развивают взаимодействие между бизнесом и местными властями, но никак не могут быть реализованы в предложенной форме и в сложившейся экономической ситуации. Он называет законопроект «совсем неразумным» и приводит в пример Бельгию образца 2008 года, советуя российскому правительству этим опытом воспользоваться: «Когда там было бизнесу тяжело, местные власти оказывали поддержку предпринимателям. Сейчас или после Нового года российскому правительству стоило бы задуматься о том же. Не думать о том, какими бы налогами предпринимателей нагрузить, а о том, как все-таки его в это сложное время поддержать. Все усилия чиновников направить на это».
Известно, что в нижней палате Парламента определенной позиции по поправкам нет. Так, на заседании Общественной палаты РФ в четверг, зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов обмолвился, что инициатива может «выйти боком» для малого бизнеса.
«Я не видел текста поправок, мы их увидим только на последнем обсуждении в комитете. Но если эта инициатива в том виде, как ее описывают СМИ, ко второму чтению будет введена, мы получим очень негативный момент», — приводит слова депутата издание rosbalt.ru.
Невозможно создать здоровое государство, если его Правительство состоит из чьих-то родственников или протеже. Невозможно прожить там, где идиотизм поселился в головах большинства управленческих особей. Очевидно, российская «элита» ведёт Россию к выполнению плана безумной Маргарет Тэтчер: в России останется 15 миллионов человек – для обслуживания нефтяной трубы.
По материалам СМИ Иван Орлов