Россия – уникальная страна. Самое уникальное – это интеллект русского народа, который смог единственным на Земле действительно покорить космос. Даже сегодняшняя политическая ситуация, когда США захотели было применить санкции против России, одна наша угроза, направленная на то, что американцы на орбиту будут пешком ходить, сразу же сбавила враждебный накал в риторике янки. Ведь не секрет, американцы так и не смогли сами освоить производство космической техники.
Вторая уникальность России состоит в прямо противоположном: Россия – единственная страна, у которой, якобы, не существует своей древней истории. Даже у туземцев Австралии история насчитывает 50 – 50 тысяч лет. А русскому народу всевозможные «историки», ведущие в своих кабинетах подрывную работу против нашего государства, смогли оставить только 10 веков. Это уже само по себе преступление. Ведь народ, не имеющий своих корней, становится субстратом для произрастания другого народа.
Легенда об основании города Орёл
Орловская городская легенда повествует. Орёл спал в гнезде. Ветер осени раздевал дубраву, но многие из деревьев всё ещё держали одежду на своих крепких плечах. Гонимые стужей, потянулись в тёплые края разные птицы. А их царь, сильный и смелый властелин неба с мощными крыльями и острым клювом, оставался в родном гнезде на вершине богатырского дуба. Дуб стоял в низине, у слияния двух рек, но был так высок, что с его вершины можно было хорошо рассмотреть и гору за рекой Орёл, куда уходило солнце, и широкую Оку, её пологий болотистый берег, уставленный деревьями, над которыми занималась заря. Свежий утренний ветер будил орла, и он, оставив гнездо, плавно парил над лесным междуречьем, высматривая добычу.
Утром 28 октября 1566 года его разбудили голоса. Орёл привстал над гнездом и увидел людей. У одних за поясом сверкали топоры, у других были в руках пилы, третьи держали пищали, у четвёртых, сидевших на конях, поблескивали сабли на боку. Все выжидательно поглядывали на гору. И вот прибыл воевода, развернул длинный свиток и стал читать громко:
– По велению государя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца…
Закончив чтение, воевода перекрестился, надел шапку и показал на дуб-великан:
– Рубить!
Первый удар поднял орла в небо.
– Вот и сам хозяин! – сказали люди, провожая глазами улетающую птицу.
Орёл улетел, а имя своё оставил городу, рожденному для защиты Москвы от набегов крымских татар.
Так об основании города рассказывает орловская легенда. А мы в ней находим множественные символы, посланные к нам из старины, чтобы рассказать нам правду. В легенде говорится про огромный дуб – это символ Мирового дерева, поэтому он стоит в низине, где обитает Велес, а макушка его упирается в небеса. Там обитает птица Перуна – орёл. Рассказ о дровосеках и о том, что они стали рубить этот дуб, символизирует смену мировоззрения – с календарного русского на религиозное семитское. Поэтому дровосеки крестились, демонстрируя свою христианскую принадлежность.
Орёл в этой легенде олицетворяет «старого» царя, который обитал в данной местности так давно, что уже и своё гнездо основал. Гнездо – это символ исконного рода, в данном случае упоминание гнезда говорит о том, что орловская земля была исконно заселена, и только пришедшее христианское мировоззрение насадило в ней чужеродную религию. Не зря пришельцы назвали орла «хозяином». Упоминание имени царя Ивана Васильевича, прозванного Грозным, прозрачно намекает на персону Громовержца, спрятанную в образе мифологического русского царя.
Общий пласт легенд об орле
Для того чтобы стало понятней, что орёл – это астрономическое созвездие, воплощённое в мифологическом изложении, представим небольшой обзор. «ОРЁЛ или орлица – символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распространённых обожествляемых животных – символов богов и их посланец в мифологиях различных народов мира»[1]. В. В. Иванов и В. Н. Топоров пишут, что свидетельства обожествления орла в качестве особого предмета культа (Nasr, «Орёл-бог») известны в древней центральной и северной Аравии. Но угаритском и древнемесопотамском мифе орлу-богу отламывают крылья.
В Древней Месопотамии орёл был символом божества войны шумерской Нинурты (Нингирсу), в Древней Греции – Зевса (есть изображение Зевса в виде орла на Крите), в Риме – Юпитера. У финнов, самодийских народностей, якутов, тунгусо-маньчжурских народов и других народов Сибири культ орла был связан с представлением его в виде помощника или олицетворения шамана и культурного героя. Одним из главных подвигов орла как культурного героя в мифологиях Евразии (особенно Сибири) и Северной Америки является похищение им света или помощь, оказанная им людям в добывании огня. В мифе индейцев йокутов и моно орёл помогает койоту высоко поднять украденное тем солнце и повесить его на востоке. У якутов орёл связан с легендой о принесении им огня[2].
Как видим, миф об орле имеет общепланетное хождение. В северной зоне планеты орёл исключительно положительный персонаж, к южной, семитской, зоне его представлением меняется на противоположное. Например, орёл, клюющий печень Прометея, подарившего огонь людям.
В цитируемой статье В. В. Иванов и В. Н. Топоров приводят также индейский миф, который удивительным образом переплетается с легендой об основании города Орёл. Авторы пишут, что К. Леви-Строс в исследованиях по мифологиям индейцев Северной и Южной Америки называет основным миф о разорителе гнезда орла. Согласно этому мифу, герой – молодой человек поднимается на дерево, чтобы разрушить гнездо орла (в южноамериканских мифах орла заменяет попугай ара или другая дневная хищная птица). Мотив разорения гнезда орла у индецев полностью аналогичен мотиву разорения гнезда орла, жившего на орловском дубе.
Развитие событий в индейском мифе имеет варианты. В одном – когда герой потревожил птенцов, орёл вступил в переговоры с героем и предлагает ему средство для добывания огня. В других вариантах того же мифа герой с самого начала выступает защитником детей орла.
О чём говорит герб Орла
На рис. 1 представлена символика орла. На мексиканском гербе 19-го века (1) изображён орёл, сидящий на кактусе. Кактус растёт на утесе, поднимающемся из морских волн. Орел держит в клюве извивающуюся змею. Тот же самый герб, только в исполнении попугая ары, использовали ацтеки. На ацтекской картине 16-го века показан карта звёздного неба, на которой орёл находится в Центре Мира, исполненного двумя пересекающимися осями. На гербе Орловской губернии (4) 19-го века и на гербе города Орёл та же птица и та же троичная система: кактус с тремя отростками равен трём башням.
Рис. 1. 1 – Герб Мексики; 2 – Герб Мексики конца XIX в Герб г Мехико (1523) и Ацтекская картина XVI в; 3 – попугай ара странны ацтеков на кактусе; 4 – герб Орловской губернии (утвержден 5 июля 1878 г.); 5 – герб Орла.
Вспомним орловскую легенду: «Дуб стоял в низине, у слияния двух рек, но был так высок, что с его вершины можно было хорошо рассмотреть и гору за рекой Орёл». В ней та же самая картин: три реки вместо трёх башень, гора вместо утёса и всё тот же орёл.
Точно такой же миф известен в древней Америке. Так, ацтекская легенда об основании Теночтитлана так напрямую и говорит об орле, сидящем на кактусе, который рос над камнем. Именно эта легенда изображена на гербе Мексики. Аналогичные мифы известны у народов Западной и Южной Сибири – кетов (енисейских остяков), васюганских хантов, тофов (тофаларов). Они тоже повествуют о разорителе гнезда орла или попугая (у индейцев), обитающего со своими детьми на вершине Мирового дерева – того самого дуба, который срубили при основании города Орёл.
В шумере тоже известна эта же легенда. Согласно шумерскому мифу о Лугальбанде, правителе Урука, орёл Анзуд в благодарность за помощь его птенцам передал Лугальбанде такие свои качества, как быстрота передвижения, способность достичь любого места. Это наиболее ранний миф о разорителе (защитнике) гнезда орла. В мифе о Гильгамеше также описано дерево, в ветвях которого орлё Анзуд в гнезде поселил своего птенца. После того как Гильгамеш срубил дерево, орёл переселился в горы. При этом следует напомнить, что Гильгамеш – это поздний аналог Перуна Громовержца, то есть Ивана Грозного.
Теперь поясним насчёт змеи. На астрономической карте змея – это созвездие Дракона. На географической карте ему соответствует Московский регион. Орлу – Орловский регион. На ацтексмом гербе орёл пожирает змею. На орловском гербе такой акт не запечатлён. Зато в аккадском мифе о царе Этане есть рассказ об этом. Некогда змея (Велес) и орёл (Перун) дружили, но затем стали врагами после того, как орёл, боясь, что ему и его детям не хватит еды, пожирает змеёнышей. Это представление древнейшего астрального мифа о вражде Перуна и Велеса, где Велес крадёт коров или жён, а Перун их возвращает.
Наконец, наиболее важная часть семантики Орла. В. В. Иванов и В. Н. Топоров пишут, что «в эпосе Гильгамеша, как и в типологически с ним сходных описаниях в мифах многих других народов, орёл связывается с вершиной древа мирового (ср. орёл на вершине кактуса в ацтекском мифе), а змея связывается с его корнями»[3]. То есть исследователи подтверждают нашу версию, которую мы озвучили выше. Они же обобщают эту легенду ещё шире: «Сходное представление реконструируется для общеиндоевропейского на основании сопоставления древне-исландской традиции с древнеиндийской (ведийской)». Даже при всей нелюбви указанных авторов к русской мифологии, которую они в свою энциклопедию так и не пустили, всё равно в отношении символа орла видно его общемировое единство, которое не могло обойти стороной и русский народ.
Ещё о символике орла
Далее, в символе орла есть ещё одна задача, которую необходимо разрешить. На небе присутствует два орла: один – созвездие Орла, которое удалено от Центра Мира, а другой орёл не изображён, но он является ипостасью князя Резаня (царя Кефея). На гербе города Орёл изображён второй орёл, то есть тот, который является ипостасью Резаня, который стоит своими ногами на драконе Велесе. Велес, в свою очередь, охраняет – стережёт священный источник, которым является Центр Мира.
У тлинкитов сам орёл предстаёт хозяином колодца с пресной водой. В хаттских и древнехеттских мифах (в т. ч. в мифе о Телепинусе), в ритуалах очищения царской четы и строительном обряде орла, как посланца богов, посылают к морю. Возвратившись, орёл сообщает, что он видел прежних богов, низверженных в преисподнюю – мифологическое описание перемещения созвездий за горизонт видимости в результате прецессионального движения. В ведийском гимне орёл приносит священный напиток сому с неба для бога Индры (РВ IV 27, I).
Из этого видно, что орёл является связью между разными поколениями богов. Собственно, это и отражено в астрономической карте неба: в начальные времена богом был Сварог (Геркулес), потом после прецессионального поворота Оси Мира его смени Перун (Волопас), потом пришла очередь Резаня (Кефея), а для южных стран – Персея. Орёл в таком ритме представляет бога Перуна, но уже повёрнутого относительно Оси Мира до положения Рязаня (Кефея). Поэтому изображение Орла и пришлось на области созвездия Кефея, а на Земле – на Орловскую область.
Вслед за нами В. В. Иванов и В. Н. Топоров тоже соотносят орла с соответствующей топонимикой. Так, представления об Орёл-реке отражены в древнехеттском названии реки в Малой Азии HaraS-hapas (буквально «Орёл-поток»). Это название имеет соответствия в древне-европейской гидронимике – кельто-иллирийск. Arlape, Eriaf. Поэтому оно возводится к общеиндоевролейским названиям рек. А также это название запечатлено в архаическом славянском названии реки Орёл.
Заключение
Образ орла связан с космогоническими представлениями. И в них – с мифом о культурном герое. Этот миф чрезвычайно распространён в символике первобытнообщинного и родоплеменного общества, а также древнего мира. В Древней Греции орёл изображался с Перуном (здесь – молнией) в когтях. Геральдическое значение орла характерно для Шумера, Древнего Рима, Византии, Польши, Германии, естественно, России, а также и других стран.
Авраамическая религия также заимствовала символику орла. Орнаментально стилизованные орлы – типичная деталь убранства средневековых храмов, особенно романских (для которых характерны «орлиные капители» и «орлиные кафедры»), а также литургических одеяний и предметов (в т. ч. православных). Переходящая ещё из древнего мира традиция совмещения в единой композиции полярно противоположных символов – орла и змея – в средние века обретает значение борьбы Христа с сатаной.
В Древнейшей Руси ОРЕЛ – это птица Перуна. Громовержец может превращаться в Орла, может летать на Орле, посылать его выполнять различные поручения. Поэтому неудивительно, что именно орёл попал на герб города Орёл, заменяя собой Перуна-Резаня. Общая древность легенд об орле говорит о том, что город Орёл мог унаследовать этот символ в очень древние времена. Привязка в образу Ивана Грозного ещё более связывает символику города Орёл с образом громовержца Перуна, который в орловско-тульских краях представлен Резанем, то есть созвездием Кефея.
[1] В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Орёл // Мифы народов мира.
[2] В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Орёл // Мифы народов мира.
[3] В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Орёл // Мифы народов мира.
Андрей Тюняев,
президент Академии фундаментальных наук