Вопросы существования религии в Древней Руси, а также вопросы существования государства в Древней Руси интересуют всех. Показано, что религии не существовало, а государство, напротив, уже было и было оно сильным. Об этом говорят археологические данные, которых к настоящему времени накопилось много. В докладе также рассмотрен феномен «язычества» и «религии» и показана их астрономическая сущность. На этой основе рассмотрены вопросы церковно-государственного синтеза и сделаны выводы.
Современные религии преподносились и преподносятся, как функции человеческого общества, корнями уходящие в «язычество», но по духу противостоящие ему. Император Константин своим эдиктом пытался связать эти два противостоящие полюса. В настоящем докладе мы постараемся показать возможность такой связи и её структуру.
Вопросы существования религии в Древней Руси
Прежние исторические данные предполагали, что религия является развитием древних народных верований. В качестве таковых различные исследователи называли веру в духов, призраков, а потом и в многочисленных «языческих» богов. Эти представления о происхождении религии сформировались в 17 веке и не основывались на глубоком анализе исторических данных. Поэтому и не имели никакой связи с действительностью.
В 20-м веке особую широту исследований приобрела археология. Подверглись масштабному изучению множество земель большей части мира. По обнаруженным находкам стало возможно судить не только о формировании того или иного народа, но и о зарождении и формировании религии.
Из анализа археологических данных выяснилось, что для стран Востока религия была определяющей парадигмой уже во 2-м – 1-м тыс. до н.э. Однако для северных стран и, особенно, для территорий России такой определяющей роли религии не обнаружено. Напротив, на территории Руси не найдено ни одного доказательства, явно свидетельствующего о существовании религии, хотя бы в форме «язычества». И это притом, что и в неолите, и в бронзе и в железном веке плотность населения на Руси была такой же, как и в средние века.
Не обнаружено на Руси также никаких религиозных мест: ни древних храмов, ни других специальных строений, ни мест жертвоприношения, ни мест поклонения тому или иному «богу». Свидетельства о «богах», якобы, имевшихся на Руси, исходят из христианских источников, поэтому они не могут быть приняты как неопровержимые беспристрастные доказательства. Кроме того, даже христианские свидетельства касаются периода крещения и только.
Академик РАН Б.А. Рыбаков в своих исследованиях часто обращался к персонажам по имени Мокошь, Сварог, Перун, Додола, Ящер и т.п. Изображения этих персонажей находят по всей Руси с самых древних времён. Так, скульптурные изображения Мокоши известны с 40-го тыс. до н.э. Древнейшие из них обнаружены при раскопках в селе Костёнки, Воронежской области. Найдены фигурки этой «богини» и 30-го, и 20-го тыс. до н.э. В частности, в Зарайске, под Москвой.
В Центральной России обнаружены также фигурки двуликого «Януса» (6 тыс. до н.э.) и Перуна (3 – 2 тыс. до н.э.). Все эти изображения сохраняются и по сей день. Образ Ящера, по исследованиям Б.А. Рыбакова, сформировался в мезолите (ок. 10 тыс. до н.э.) и, по данным этнографов, сохранился в циклах древнерусских песен. В песнях же сохранились представления о Перуне, Ладе, Леле и др. древнерусских персонажах. Однако ни статуэтки, ни песенные образы не несут никакой религиозной наполненности. И не несли в прошлом.
Всё это давно привело исследователей к выводу, что на Руси никакой религии не было (до прихода христианства).
Вопросы существования государства в Древней Руси
Без учёта археологических данных сформировалась концепция, которая предустанавливала: на Руси в дохристианский период никакого государства не существовало. Однако новые данные, в основном археологические, а также анализ прежних нумизматических данных свидетельствует о том, что в дохристианской Руси существовало сильное государство.
Какими фактами это устанавливается? Можно назвать два наиболее мощных пласта доказательств. Первый – существование трансконтинентальных торговых путей. Второй – существование развитой астрономии.
Всё больше археологических, антропологических, генетических и иных данных говорят в пользу существования Северного торгового пути. К таким выводам по мере своих исследований приходили академик Е.Н. Черных (металл), М. Гимбутас (янтарь), С.А. Комиссаров (нефрит), Е.И. Лубо-Лесниченко (шёлк), А.С. Скрипкин (шёлк), Т.Н. Глушкова (шёлк) и многие другие. Теме Северного торгового пути мы посвятили более двадцати печатных работ и одну монографию.
В частности, время бронзы для Древнейшей Руси отмечено «янтарным», «нефритовым» и «лазуритовым» торговыми путями, которые связали Русь с Афганистаном, Средней Азией, Скандинавией, Грецией, Европой и Ближним Востоком. В железном веке (включая античность) эти торговые пути действовали с удвоенной силой. По ним стали перемещаться китайские зеркала и шёлк.
Несмотря на то, что такая торговля покрывала всю Евразию и даже выходила за пределы континента, никаких свидетельств существования религии не обнаружено. То есть никакого «язычества» (в качестве религии) на Руси не существовало.
Зато сам факт долговременного функционирования столь обширной сети торговых путей поставил вопрос о существовании древнего русского государства. Факт которого подтверждают и некоторые летописи. В ранний период (2 – 5 вв.) «Импорт на Русь состоял из таких товаров и предметов роскоши, как вино, бронзовая, серебряная, краснолаковая и стеклянная посуда, бронзовые светильники и канделябры, глиняные светильники, фибулы, дорогие украшения из золота и серебра, бусы, подвески, резные камни, дорогие ткани, предметы культового назначения и др. Вино в 1 в. до н. э. – 2 в. н. э. привозили в амфорах – светлоглиняных с двуствольными ручками, больших красноглиняных и светлоглиняных узкогорлых ранних типов».
Многочисленные обнаруженные клады на территории Древней Руси относятся к дохристианским временам. Уже в новую эру Русь торговала с Византией, откуда и пришла религия.
О феноменах «язычество» и «религия»
Слово «религия» в переводе с латинского означает «восстановление связи». Естественным кажется вопрос: о какой связи идёт речь? И как эта связь соотносится с «язычеством»?
Исследование Северного торгового пути в совокупности с мифологией участвующих в этой торговле народов, а также новые археологические открытия обсерваторий бронзового века (например, под Рязанью) позволили выявить концепцию «язычества» и концепцию религии.
То, что сегодня называется «язычеством», в древние времена являлось астрономическим знанием, помогавшим в навигации при движении по Северному торговому пути. Слово «язычество» происходит от древнеиндоевропейского «Яз», то есть «уж» (змей). Это был символ, обозначающий Ось Мира. В древние времена она проходила по Пулковскому меридиану. Эта Ось соответствовала созвездию Волопаса и проходила через его копьё. Образ Оси Мира запечатлён в иудаизме в качестве «Вавилонской башни», а в христианстве – в качестве Христа, распятого на кресте. Копьё Волопаса совмещено с образом римского война, добившего Христа.
Народы, расселённые вокруг Оси Мира, назывались язычниками. Они знали Ось Мира как мифологический, или сказочный образ Змея. Каждый народ Евразии соотносил себя с чётко определённым созвездием, отсчёт которых начинался от Оси Мира. В Библии это отражено в эпизоде разрушения Вавилонской башни и смешении языков. При осуществлении торговых операций жители той или иной страны в доказательство своего происхождения предъявляли печати – фрагменты карты своей территории.
Таким образом, каждый народ был связан со своим созвездием, то есть имел с ним ЛИГУ.
Со 2-го тыс. до н.э. в результате метисации с туземными народами стали образовываться семиты. В Библии это отражено во фрагменте, повествующем о сошествии сынов божьих и взятии ими в жёны дочерей человеческих. По мере увеличения численности семиты становились участниками торговли. Однако в силу того, что они занимали обширные территории – от Китая до Испании, – для них не было соответствующего созвездия. То есть не было ЛИГИ – связи с небом.
Как выход из сложившейся ситуации, было создано собственное учение, целью которого являлось обретение собственной связи с небом. В качестве исходного был взят образ Оси Мира, который в иудаизме трансформировался в образ Медного змея, а потом и в Ягве. А в христианстве – в образ Исуса, изображавшегося змеем. Через этих персонажей была восстановлена связь с небом, то есть произведена РЕ-ЛИГИЯ.
Вопросы церковно-государственного синтеза
Термин «государство» происходит от эпитета уже упомянутого змея. На Руси существует два древних праздника – господарики (весной и осенью). Эти праздники так и называются «змеиный день». Они посвящены «змею», то есть оси вращения Земли – от весеннего равноденствия до осеннего равноденствия.
Древние «религиозные» знания не существовали. Но существовали древние государственные знания, базировавшиеся на астрономии. Астрономические календари изображены во многих синагогах и «римских» храмах рубежа новой эры, а также во многих ранних христианских храмах. Служители храмов и синагог выполняли функции по контролю времени и проводили вычисления географического характера.
Но со временем служители церкви и синагоги захотели подчинить себе государственную власть. Для этого церковь и синагога отреклись от своей астрономической основы и, более того, приступили к её гонению. Так сформировался враг церкви в лице выдуманного ею же «язычества».
По мере того, как значительная часть астрономических знаний религиозными деятелями была утеряна, церковь и синагога стали формировать свою, линию верований – параллельных знаниям. А знаниями занялась наука. Собственно, это и стало камнем преткновения между религией им наукой. В итоге в семитических странах победила религия, а в северных странах победила наука.
В наши дни мы наблюдаем экспансию юга в северную цивилизацию. Главным орудием такой экспансии является религия. Заявления церкви о её цели носят декларативный характер и оторваны от истоков веры.
Однако если эти истоки осознать, то становится очевидным, что церковь просто хочет вернуть себе утраченное в пользу науки влияние на государство. Император Константин решил проблему в пользу слияния, в результате Рима больше нет. Рисковать оставшейся на Земле цивилизацией, подвергая Россию операции слияния религии с государством, по меньшей мере, безрассудно.
Выводы
Из сказанного выше следует, что создание церковно-государственного синтеза на Руси невозможно. И причиной этой невозможности является позиция церкви, в своё время отошедшей от исполнения государственных функций. Это прекрасно понимает патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который в сентябре 2012 года в преддверие своего визита в Японию в интервью японским СМИ в Москве сказал: «Когда говорят о том, что Церковь в России очень тесно соединена с государством, то говорят неправду. Этого не существует».
Патриарх разъяснил, что церковь не ставит своей целью влиять на политику государственных деятелей, «но мы обращаемся к народу, в том числе и к властям, с нашей проповедью. Мы несем определенные ценности нашему народу, в первую очередь нравственные ценности. И мы настаиваем на том, что в основе всякой политики должно быть нравственное начало. Политика без нравственного начала не приносит пользы тем, кто эту политику осуществляет, и тем, по отношению к которым эта политика осуществляется».
Таким образом, в контексте названия конференции, патриарх Кирилл чётко обозначил позиции церкви: «Это нравственное влияние, но это не политическое влияние».
Андрей Александрович Тюняев, действительный член Императорского православного палестинского общества, академик РАЕН, , twitter, vk