В течение последних 5 лет на «Рудгормаше» сама собой сложилась традиция в начале июня поздравлять президента компании Анатолия Чекменева с годовщиной вступления в должность руководителя. Видимо, возникновение подобной традиции связано с тем, что заводчане хотят лишний раз подчеркнуть исключительно позитивное отношение к своему капитану и тому курсу, которым он ведет могучий флагман отечественного машиностроения «Рудгормаш» уже более полутора десятков лет. В то же время с учетом сложившейся ситуации вокруг завода (о рейдерской атаке на предприятие газета «Президент» писала в № 38 от 01.12.11 г.) поздравление – это еще одна возможность оказать дополнительную поддержку своему руководителю.
От ученика до руководителя
Нет ничего удивительного в таком теплом отношении рудгормашевцев к Чекменеву. Он настоящий лидер, пользующийся безоговорочной поддержкой и доверием заводчан. Этому в первую очередь способствуют личные качества Анатолия Николаевича: порядочность и отзывчивость, а также высокопрофессиональное отношение ко всему, что он делает.
Трудовая биография Анатолия Чекменева началась в 1976 году. Пришел он на завод учеником токаря, затем работал наладчиком станков, был начальником отдела, старшим инженером и заместителем директора по экономическим вопросам. Как было принято говорить прежде, «без отрыва от производства» Анатолий Николаевич окончил Всесоюзный финансово-экономический институт и защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Работая на разных производственных участках, Чекменев не только хорошо изучил особенности производства техники для карьеров и забоев, но и не понаслышке познакомился с личными проблемами заводчан. Такой весомый багаж знаний, помноженный на опыт, помогает ему подходить к решению вопросов по управлению предприятием с максимальной ответственностью.
Директорствовать Чекменев начал в 1996 году по решению общего собрания завода, в не самое легкое и для страны, и для предприятия время, когда заводчане искали заказы и с трудом восстанавливали старые партнерские связи с традиционными потребителями горнорудного оборудования. Показательно, что даже в такой ситуации Анатолий Николаевич не только заботился о развитии производства, но и внимательно относился к проблемам и заботам сослуживцев. В том, что завод ухитрился не простаивать и ценой неимоверных усилий сохранить рабочий костяк, огромная заслуга прежде всего самого Чекменева.
Сегодня Анатолий Николаевич не только президент компании «Рудгормаш», но и действительный член Академии горных наук, заместитель председателя Высшего Горного совета России (возглавляет секцию по горному машиностроению). За 16 лет его личные успехи и успехи «Рудгормаша» уже воспринимаются как одно целое, да и сам он без завода своей жизни не мыслит.
Новая продукция и перспективные договоры, модернизация производства и расширение рынков сбыта, работа с молодежью и поддержка пенсионеров и ветеранов – во всем этом личная заслуга Чекменева и созданной им команды единомышленников. «Рудгормаш» – одно из немногих предприятий Воронежа, которое до сегодняшнего дня держит на своем балансе социальную инфраструктуру. Поликлиника, столовая, детский футбольный клуб, заводские спортивные секции, совет ветеранов – какие любимые, но давно исчезнувшие из нашего обихода слова. На «Рудгормаше» все это есть до сих пор. Более того, предприятие активно участвует в развитии инфраструктуры города, оказывает поддержку общественным объединениям.
Колокола звонят во имя человека
За успехи в управлении крупнейшим в своей отрасли промышленным предприятием Чекменева неоднократно награждали высокими знаками отличия и званиями. К примеру, он удостоен платиновой медали и Международного диплома «Бизнес-лидер-2000». За создание новых технологий отмечен знаком «Шахтерская слава» III степени. За общественную деятельность награжден орденом Ярослава Мудрого I степени. Кроме этого, Анатолий Чекменев удостоен звания «Промышленник года» и дважды – звания «Лучший менеджер России». Богатый опыт и высокий профессионализм Анатолия Николаевича, его забота о благосостоянии предприятия по достоинству оценены и на областном уровне – в 2000 году он стал лауреатом «Золотого Фонда» Воронежской области, а по опросу областной газеты «Молодой коммунар» трижды признавался Человеком года. Вместе с тем Анатолий Чекменев был депутатом Воронежской областной думы третьего и четвертого созывов (курировал комитет по промышленности) и председателем Совета промышленников Воронежской области с 1997 по 2009 год. Впрочем, всех его регалий и не перечислить, да и не в них дело.
Именно при Анатолии Николаевиче сложилось так, что завод стал последней надеждой для жителей окраин. Когда засыпает снегом дороги и нет связи с городом, завод спешит на помощь. Когда у маленькой школы заканчивается уголь и нечем отапливать классы, когда в детском саду начинает течь крыша или семья лишается единственного кормильца – люди идут к Анатолию Николаевичу просить о помощи, и всегда находят поддержку. Возможно поэтому, в небольшой церквушке маленького поселка Масловка, на которой и сегодня звонят колокола, отлитые на заводе, прихожане ежедневно молятся о здоровье Чекменева. Молитвы эти более чем уместны, так как некоторое время назад Анатолий Николаевич перенес тяжелейшую операцию на сердце, а ныне продолжает бороться за свой завод.
Ничего личного, только бизнес
Выпуск горно-обогатительного и бурового оборудования – это не выпуск товаров народного потребления. В этой отрасли рынок завоевывается годами. Нелишне будет повторить, что именно благодаря Анатолию Чекменеву и тому, что он сумел собрать коллектив единомышленников, завод занял достойное место на мировом рынке.
Судите сами, уже в 1997-м, через год после избрания Чекменева генеральным директором, на «Рудгормаше» начинают заниматься разработкой новой техники. Первый успех целенаправленной работы под личным руководством Чекменева по созданию конкурентоспособной продукции пришел в 1998 году. «Рудгормаш» выиграл тендер на крупный заказ, объявленный Международным Банком среди ведущих машиностроительных фирм мира, на поставку оборудования в Индию. Подобный факт говорит сам за себя, но все же стоит сделать здесь еще одно уточнение: главными конкурентами воронежцев на выполнение этого заказа были американцы.
Следующий успех компании под руководством Чекменева – разработка и производство импортозамещающей техники. Так, отечественные вагоны для горных выработок вообще не выпускались, поэтому горняки и шахтеры работали с импортной (в основном американской) техникой, закупленной около тридцати лет назад. На «Рудгормаше» разработали самоходные 30-тонные вагоны, не только не уступающие по техническим параметрам зарубежным аналогам, но и во многом их превосходящие.
Сегодня расширение номенклатуры выпускаемой продукции и совершенствование уже существующей стало постоянной практикой предприятия. Например, современный станок самого распространенного класса СБШ-250 существенно отличается от своего аналога даже десятилетней давности. К тому же в советское время выпускалось всего три-четыре модификации СБШ, а сегодня на «Рудгормаше» техническое задание согласовывается буквально на каждый станок, под нужды конкретного потребителя. И если раньше разработкой новой техники занимались отраслевые НИИ, то сегодня рудгормашевцы обходятся своими силами.
Успехи воронежских машиностроителей не остались незамеченными даже конкурентами. Так, шведская компания «Атлас Копко» – главный конкурент «Рудгормаша» в производстве буровых станков – готова развернуть на территории воронежского завода совместное производство. Предварительная договоренность об этом была достигнута в ноябре прошлого года, когда шведская делегация посетила «Рудгормаш».
О роли личности в бизнесе
Национальной особенностью российского бизнеса является то, что многие проекты осуществляются на основе личных контактов, и договоры подписываются с теми партнерами, к которым есть личное доверие. Анатолию Николаевичу – доверяют.
Еще более красноречивым подтверждением роли личности в современном бизнесе является такой факт: в декабре 2009 года Анатолий Николаевич оказался в СИЗО (заслуги уважаемого человека с безуп-речной репутацией оказались в тот момент не в счет!). Многие партнеры, которые доверяли лично ему, приостановили реализацию намеченных контрактов, более того, ряд действующих соглашений были поставлены под угрозу невыполнения. Если бы усилия коллектива предприятия по вызволению Чекменева из специфического «санатория» были чуть менее настойчивы (заводчане выходили на митинги, писали письма президенту и губернатору, обращались в СМИ) и его продержали бы там чуть дольше, о дальнейшей судьбе предприятия было бы даже страшно подумать. Ведь уникальный российский завод мог исчезнуть еще тогда, в 2010-м. При этом его потребители были бы вынуждены покупать отнюдь недешевые импортные аналоги рудгормашевской техники. То есть мало того, что Россия могла лишиться своего единственного экспортера подобной техники, наши добывающие отрасли были бы вынуждены покупать втридорога продукцию импортного производства, которая была бы заведомо хуже приспособлена к нашим условиям.
Обо всем этом не стоило бы упоминать здесь столь подробно, если бы не угроза повторения данной ситуации. Вот-вот «рудгормашевское дело» окажется в суде и заводчанам останется только уповать на его объективность. Хотя маловероятно, что у судей будет физическая возможность подробно изучить более 70 томов данного дела (к слову, основная часть материалов дела – это техническая документация, не имеющая прямого отношения к нему). Более того, ни для кого не секрет, что органы государственной власти все еще часто становятся послушным инструментом в руках рейдеров, что понятие «телефонное право» по степени живучести может конкурировать с мифическим Кощеем Бессмертным, и что уровень коррумпированности региональных чиновников и правоохранителей в ряде случаев просто зашкаливает. Поэтому мрачная перспектива «быть заживо погребенным» вновь нависает над флагманом отечественного машиностроения.
Подтверждают эти опасения и слова самого Анатолия Николаевича, сказанные им в одном из интервью: «Если бы мне сейчас сказали, что расследование и судебный процесс будут идти в рамках закона, я бы песни запел на радостях. Но я на своей шкуре уже убедился, что закон у нас мало что значит, когда меня в декабре 2009-го в одних трусах из реанимации выставляли на улицу, когда «скорая» отказывалась меня забирать, потому что были на то соответствующие указания… Поэтому об объективности пока говорить не приходится…»
Р.S.
Спустя почти три года после вступления в должность губернатора Алексей Гордеев побывал на «Рудгормаше» и удостоил наконец машиностроителей публичной оценки: «Рудгормаш» – крупное предприятие с традиционно крепким, сложившимся коллективом. И конечно, нам важно, чтобы оно благополучно работало при любых сменах собственников… Мы всё будем делать для этого».
Думается, воронежцы едва ли разделяют оптимизм губернатора в этом вопросе, ведь они уже неоднократно имели возможность убедиться в том, что крупные региональные предприятия уходят к новым собственникам с весьма печальными последствиями для производств.
Что же касается коллектива Рудгормаша, то он свой выбор сделал: многие заводчане просто не отделяют свою личную жизнь от судьбы предприятия и его нынешнего руководителя Анатолия Николаевича Чекменева.
Это только в математике от перестановки слагаемых сумма не меняется. Жизнь не точная наука. Жизнь, по замыслу Создателя, – наука гуманная. И расхожая ныне фраза, впервые произнесенная «отцом народов», о том, что «незаменимых у нас нет», родилась не в лучшие для нашей страны времена. В те времена, когда человеческая жизнь, не то что свобода, не слишком дорого стоила. А какие у нас теперь времена? Очень хочется верить, что другие… Думается, что в XXI веке каждая человеческая жизнь и судьба значат много больше, чем 70–80 лет назад. И житейский опыт любого здравомыслящего человека уже на третьем десятке его жизни убедительно доказывает, что незаменимые у нас все-таки есть. По большому счету, каждый человек в какой-то степени незаменим. Кто-то только для своих родных-близких, а кто-то еще и для огромного коллектива людей, с которыми он делает большое общее дело. Ну а в данном случае, если учесть, какой это коллектив и какое это общее дело, то и для страны в целом.
Виктор Сергеев