Последнее и четвёртое по счёту послание президента Дмитрия Медведева к Федеральному собранию оказалось самым запоминающимся. Глава государства был лаконичен: всего в 63 минуты против 100 минут в прошлом году. Зато, как отмечают наблюдатели, выступил по существу.
Президент отреагировал на Болотную площадь и, по сути, разъяснил оппозиции, что ей не стоит обольщаться возможностью революции снизу. Взамен на общероссийский мир выступающий предложил карманную «революцию» сверху.
С одной стороны, сказал президент, «право людей выражать свое мнение всеми законными способами гарантированно», с другой – «попытки манипулировать гражданами России, вводить их в заблуждение, разжигать в обществе социальную рознь неприемлемы». «Мы не дадим провокаторам и авантюристам втянуть общество в свои авантюры, не допустим и вмешательства извне в наши внутренние дела», – ясно выразился глава государства.
Дальше президент Медведев провозгласил реформу политической системы России. Пообещал перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов (по схеме, предложенной в ходе «прямой линии» Владимиром Путиным). В партийном строительстве – ввести упрощенный порядок регистрации политических партий: по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны. В выборной системе – отменить сбор подписей для участия в выборах в Госдуму и в региональные законодательные собрания, а также сократить количество подписей, необходимых для участия в выборах президента России, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий – до 100 тысяч.
В избирательной системе – изменить порядок формирования центральной и региональных избирательных комиссий: представительство политических партий в избиркомах будет расширен, партии получат право отзывать своих представителей в комиссиях досрочно в случае необходимости.
И, пожалуй, единственный пункт, предложенный президентом, вызывает споры – это предложение поэтапного, в течение нескольких лет следующего политического цикла, проведения децентрализации власти. Причём это будет сопровождаться передачей публичных полномочий с федерального на региональный уровень. В результате децентрализации регионы России получат до 1 трлн рублей дополнительных доходов.
В качестве политического десерта президент выдал два положения. Первое – обещал создать объективное «Общественное телевидение» на одном из федеральных каналов. Второе – обещал строго следить за расходами чиновников. Но, правда, лишь в том случае, если они существенно превышают доходы. Этому – борьбе с коррупцией – посвящён отдельный блок предложений Медведева.
И здесь им, действительно, выдвинуты настоящие инициативы. По сути, президент, призвал к тому, что Россия должна жить по нормам Конвенции ООН «Против коррупции», принятой еще в 2003 году. Отказ нашей страны присоединиться к 20-й статье этого документа («незаконное обогащение») был поводом для обидных упреков в адрес власти – это давало реальные основания говорить, что она лишь заявляет о борьбе с мздоимством, а на деле занимается профанацией этого процесса.
Конечно, чиновники быстро научатся «обходить» необходимость декларировать крупные расходы точно так же, как это сейчас происходит с декларациями о доходах. Однако остальные инициативы: фактическая отмена 94-ФЗ (закона, по которому сейчас проводятся гостендеры) и замена его на закон о федеральной контрактной системе вкупе с наказаниями за заключение чиновниками сделок в пользу близких родственников, — могут оказаться эффективными.
Дмитрий Медведев, читая свою речь, постарался сделать так, чтобы его перестали воспринимать как единоросса. Выборы прошли, и он снова президент всех россиян, а не лидер списка какой-то партии. О ведущей роли «Единой России» в жизни страны Медведевым не было сказано ровным счетом ничего. Хотя именно эта партия, которая выгрызла себе большинство в Госдуме, должна будет принимать массу законов, чтобы реализовать озвученные Медведевым идеи.