В уральском поселке Сагра уже шестой день идёт война. С русской стороны – 9 местных мужиков и бабы с вилами. Со стороны кавказцев – около сотни азербайджанцев, цыгане и, самое главное и оно же самое противное, – на стороне кавказцев воюет полиция.
Может, кто-то начнёт сомневаться в такой приписке полицейских, но, заметим, именно полицейские сообщили жителям Сагры, что погибший в перестрелке был, якобы, криминальным авторитетом Зауром, и что жители теперь за это ответят. Отметим в теле погибшего нашли четыре пули, а нарезное оружие калибра 5,45 было только у азербайджанцев.
Кроме того, по подчинённости и по требованию закона при таком отношении к службе в полиции и при таком управлении областью на стороне банды азербайджанцев выступают также начальник ГУ МВД РФ по Свердловской области Михаил Бородин и губернатор Свердловской области Александр Сергеевич Мишарин. Ниже мы дадим выдержки из стенограммы соответствующего заседания.
«Война с азербайджанской бандой на Урале продолжается»
Под таким заголовком вышел вчера материал на ресурсе «newsru.com». Приводим его с некоторыми сокращениями.
На этот раз они приедут уже не ради того, чтобы устроить «акцию устрашения» по заказу прогнанного жителями наркоторговца-цыгана. Они будут мстить за гибель в перестрелке одного из своих – 28-летнего племянника вора в законе.
«Мы боимся того времени, когда накал конфликта спадет. Наступит холодное время года, дачники и студенты уедут, и «каратели» вернутся – они пообещали это старикам. Практически каждый день они курсируют по поселку на машинах», – рассказали женщины агентству URA.Ru.
Жители устраивают сходы, решая, как быть дальше, как защищаться впредь. Друг другу и журналистам рассказывают, будто родная сестра цыгана, напустившего на Сагру вооруженных до зубов азербайджанцев из Екатеринбурга, в ярости грозила, что в ближайшие дни в поселок опять приедут, «вырежут и спалят всю деревню», пишет «Комсомольская правда».
Предложения вариантов самообороны на случай нового налета звучат самые разные – от создания народного ополчения, до вывода людей на улицы. При этом люди настроены решительно, говорят обо всем совершенно искренне, и абсолютное большинство мужчин, выдвигающих такие идеи – «люди разумные и конструктивные», сообщает в своем блоге Евгений Ройзман, глава екатеринбургского фонда «Город без наркотиков», куда сагринцы обратились за помощью.
Это, кстати, показательный факт – что жители поселка стали просить защиты не у правоохранительных органов, а у сторонней организации. По их словам, когда конфликт только назревал, они звонили в районную полицию в Верхнюю Пышму (город-спутник Екатеринбурга, к которому относится Сагра), но там сказали, что участковый в отъезде. В итоге мужчинам пришлось обороняться самим.
Правоохранителей винят в бездействии и откровенной лжи
На правоохранителей теперь горой сыплются обвинения в бездействии. Несмотря на то, что вся деревня трезвонила о нападении и стрельбе – налетчиков даже на обратном пути никто не остановил. Времени для перехвата у полицейских было предостаточно: по неровной дороге от поселка до Екатеринбурга ехать никак не меньше часа, отмечает КП.
Жители жалуются, что и теперь, уже после всего случившегося, в органах не принимают их письменные заявления, хотя свидетели буквально идут толпой. Участкового непосредственно в поселке нет, от Верхней Пышмы ему добираться больше 20 километров. «Остается одно – взять вилы, вооружиться и отстаивать поселок», – говорят местные.
Ни одного полицейского нет в Сагре в эти дни, когда в самом разгаре расследование резонансных событий. Журналисты сообщают, что на месте находятся только криминалисты из Следственного комитета. К тому же после побоища уже прошло пять дней, но в доме цыгана, который, по словам сагринцев, напустил на поселок кавказцев, до сих пор не было никаких обысков.
Жители негодуют в связи с тем, что по итогам случившегося задержали только местных мужчин, кавказцев никто даже не разыскивает. Особое неприятие вызывает отказ следователей от версии «межнационального конфликта». Приоритетной следствие считает бытовую версию.
Старший помощник руководителя следственного управления СК РФ по Свердловской области Александр Шульга сказал «Коммерсанту», что версия о межнациональном конфликте не подтверждается. «Возможно, это была бытовая ссора и личная неприязнь», – считают в ведомстве.
Однако Анастасия Удеревская, представляющая интересы жителей Сагры заявляет: «Нельзя допустить, чтобы за данный конфликт отвечали только местные жители. Они просто обороняли свой дом и семьи. А списывать все на бытовую версию просто смешно, ведь азербайджанцы ехали специально в эту деревню».
«Кроме того, нападавшие по дороге избили попавшегося им мальчишку-мотоциклиста и выстрелили в машину дачников. Это бытовой конфликт?» – недоумевает она.
Уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова, впрочем, считает, что произошел не «чисто межэтнический конфликт, а некий акт устрашения», направленный на защиту интересов тех, кто имеет отношение к наркобизнесу.
В свою очередь, председатель свердловской общественной организации «Азербайджан» Нияз Гадым-оглы Валиев заявил: «Преступность не имеет национальности». Он пообещал со своей стороны разобраться в этой ситуации.
Эмоционально высказался по поводу происходящего Евгений Ройзман. «Есть ощущение, что руководство Пышминской милиции пыталось ситуацию пригасить, – пишет он в своем ЖЖ. – В частности, запускали откровенную ложь и докладывали ее руководству, как то – бытовуха!, …по-пьянке! …всего три машины с нападавшими!… криминальные разборки!…все затеял местный криминальный авторитет!»
«Идиоты. Какой там авторитет, там в Сагре ни одного сидевшего нет. Сейчас у них наготове еще две версии: все из-за баб! И – пилораму делили. Уже начали запускать через агентов влияния. Объясняю умникам в погонах и тем, которые при власти – хрен здесь у вас пролезет!», – продолжает наркоборец.
Он поясняет: «Произошло следующее: в мирную деревню ехали каратели. Местные жители встретили их на окраине, в деревню не пустили и обратили в бегство. Это медицинский факт и хрен ты его истолкуешь как-то иначе. Ситуацию можно вырулить только одним способом – справедливо и беспристрастно провести расследование, и сурово наказать виновных». (Цитаты приведены без редактирования).
Пятый день войны
А вот что пишет Евгений Ройзман в своём журнале roizman.livejournal.com 06.07.2011 г. Непосредственно с места боевых действий.
Приехал Сергей Зубарев, которого вчера вечером отпустили. Ему предъявили обвинение в хулиганстве. Спокойный, непьющий парень, держит шиномонтажку, работает сам. Он рассказал нам, как все произошло. Парень он совершенно бесхитростный. И от рассказа его – мурашки по коже.
Когда позвонили из садов и сказали, что к ним едет колонна из 15 машин и Газель, он был в бане. Прибежала жена, испуганная, вся в слезах и передала ему трубку. Он выслушал, моментально оделся и побежал к дороге. Бежал изо всей силы, чтобы встретить, как можно дальше от дома, потому, что дома остались жена и двое маленьких детей. А те, которые ехали, знали его адрес. И прибежал он первый. И было у него всего 4 патрона… Пока бежал, успел позвонить в милицию.
И когда подъехала колонна, он оказался впереди всех. А мужиков, кроме него – было трое, и вот на них на всех на четверых было 3 ствола… А всего их было 9 человек – четверо взрослых мужиков, остальные молодые – с вилами и топором.
Я спросил, почему стрельба долго была. Оказывается, нападавшие при первых выстрелах отступили, бросив две машины, а потом сгруппировались и стали обходить по лесу. Стволов у нападавших было до хрена. А спасло мужиков только то, что банда поверить не могла, что перед ними всего несколько человек.
Сергей с большим уважением отзывается о тех, кто был там.
А потом, услышав выстрелы, набежали бабы и излупили, как собаку, водителя Газели! Есть женщины…
А когда все закончилось, позвонили ему из милиции, через день. Он приехал, его закрыли. Допрашивали восемь человек. Требовали признать все. Не давали пить, не водили в туалет, запугивали, угрожали. Рассказывали, что они убили племянника вора в законе Заура, что его семье отомстят и всех вырежут. Что если он не сознается, у него сейчас найдут наркотики. И их не интересовало ничего по делу, кроме признания Сергеем своей вины!
Он был очень удивлен, когда его отпустили!
Анастасия Удеревская договорилась с деревенскими, что по 10 человек с каждой стороны дороги пройдут по несколько километров и посмотрят по обочинам и кустам – когда азербайджанцы сваливали, скорее всего, поскидывали оружие.
Продолжает поступать информация. Систематизируем. Вы не поверите, до сих пор не допросили многочисленных свидетелей. Но мало того – не допросили непосредственных участников обороны, которые знают ситуацию детально! Правильно, их показания в концепцию не укладываются.
Информации море. Основное – дело забирает областной Следственный комитет, будет заниматься группа следователей по особо важным делам. Губернатор Свердловской области собрал СМИ, делает какое-то заявление. Целый день идут люди, предлагают помощь. Тысячи людей готовы выйти на митинг. Думаю, пока рано.
Азербайджанцев устанавливают. Занимается Следственный комитет и милиция. Если они не сумеют установить нападавших, то это сделаем мы. Но боюсь, что будет уже поздно.
Как пример: животные, которые изнасиловали несовершеннолетнюю девчонку в Махнево, до сих пор не найдены. По действиям местной милиции жители считают, что азербайджанцам просто дали убежать.
Новые подробности ночного боя на Урале
Игорь Кожевин из vesti.ru сообщает некоторые подробности.
Въезд в свердловский поселок Сагра и сейчас напоминает о трагических событиях четырехдневной давности: стреляные гильзы, отбитая кора деревьев и примятая трава. К этому моменту не нуждаются в проверке только три факта: всё случилось в ночь на первое июля, участники конфликта с обеих сторон были вооружены, смертельное ранение получил двадцативосьмилетний приезжий из Екатеринбурга. По рассказам жителей Сагры, он был среди тех, кто в ту ночь появился в их поселке с оружием.
«Из «ГАЗели» выбежали лица нерусской национальности, у него обрез или что-то там было, и пакет на нём надетый. И он что-то крикнул, и сразу стрельба началась», – рассказывает очевидец происшествия Сергей Городилов.
Неясно также и то, почему на защиту Сергея так быстро организовались приезжие вооруженные люди на не то пятнадцати, не то шестнадцати машинах. До Сагры – по очень плохим дорогам – добрались быстро. Полиция предотвратить конфликт не успела. Почему, тоже выясняет прокуратура.
«Люди говорят, что звон»или в милицию и дозванивались, но никто не выехал – милиция появилась только спустя два часа. Сейчас введено круглосуточное дежурство милиции: по два патрульных будут работать», – рассказывает уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова.
Но судя по рассказам очевидцев, обстановка была такой, что последствия могли быть еще страшнее. На помощь мужчинам вышли женщины.
«Женщины вышли с топорами, вилами, ломами, чтобы они к нам не прорвались», – вспоминает девушка-очевидец.
В итоге, в побоище участвовали около сорока человек. Но, по словам местных, задержан только один человек – житель поселка Сергей Зубарев. «Я защищал мать, детей, внуков, – говорит Виктор Городилов. – Они, как сказали, азербайджанцы, они ехали мирно с нами поговорить, выяснить какие-то отношения там, может быть. И мы, деревенские, расстреляли их мирное поползновение. Вот и всё, как бы».
Биты, арматура и оружие к мирному разговору не располагали. Возможно, расчет был на то, что всё произошедшее в поселке из ста домов, к которому ведет тупиковая дорога, может остаться незамеченным. Расчет был напрасным. Теперь надо понять, чей он был.
Заседание у губернатора Мишарина: ТЮЗ разыграл постановку «События в Сагре»
Как сообщает 07.07.2011 года официальный сайт Губернатора Свердловской области (http://amisharin.ru/press/2125/), по указанным военным действиям губернатор Свердловской области Александр Мишарин снизошёл провести заседание только 7 июля. Причём, как отмечается на его официальном сайте, он «провел совещание, участники которого обсудили ход расследования массовой драки в поселке Сагра». Обсудили? Вместо того, чтобы решительными мерами пресечь деятельность боевиков, Мишарин обсуждает ход расследования. Он уже решил, что события закончились.
Вообще, первая же реплика господина Мишарина заставляет усомниться в том, что он соответствует занимаемому креслу губернатора и отдаёт себе отчёт в масштабности и социальных последствиях «массовой драки», уже неделю идущей у него в области. Судите сами, вместо того, чтобы поймать банду и применить в неё меры, предусмотренные законом, Мишарин в первой же своей реплике на этом совещании требует от правоохранителей – «пресечение попыток разжигания межнациональной розни, соблюдение прав человека являются важнейшими задачами».
На что руководитель Следственного управления СК России по Свердловской области Валерий Задорин с подчёркнутым подобострастием ответил: «Никоим образом сегодня у следствия нет оснований полагать, что данный конфликт связан с какими-то межнациональными отношениями», хотя «в результате которого погиб некий гражданин Мусаев». Задорин также напомнил Мишарину, что продолжающаяся 7 июля «драка» началась «1 июля около 22.30». Кроме этого Задорин признался, что вооружённую банду из 60-ти человек никто не ищет и с ней никто не борется. Невозможно считать борьбой с бандой уголовное дело, возбужденное СК РФ по статье «хулиганство» (ст. 213 УК РФ). А в отношении местного жителя Следственный комитет возбудил сразу два уголовных дела (ст. 213, ч. 2 и ст. 105 «убийство»).
И вновь реплика губернатора выглядит, по меньшей мере, странной: «Последствия для всех тоже должны быть совершенно одинаковые». О каких таких совершенно одинаковых последствиях ведёт речь губернатор? Или ему не ведомо, что есть понятия «преступник» и «пострадавший», и закон предусматривает наказание только для одного из них – для пострадавшего?
Начальник ГУ МВД по Свердловской области Михаил Бородин вместо доклада по существу правонарушения также поспешил заверить губернатора: «Заверяю вас и присутствующих в том, что здесь близко нет никакой межнациональной розни». И после этого принялся доказывать, что среди нападавших были «славяне». А потом Бородин вообще понёс несусветную чушь, назвав недельное вооружённое противостояние «чисто криминальной разборкой». А потом полицейский окончательно, скажем так, запутался.
Если это была криминальная разборка, как он только что заявил, то в ней должны участвовать две криминальные группировки. Между тем, в своём следующем же предложении Бородин говорит, что «информации у нас о том, что именно цыган занимался распространением наркотиков, не было». Тогда в чём основа криминальных разборок? Поняв, что запутался, на предложение Мишарина «Надо перепроверить еще раз» Бородин развернулся на 180 градусов и бойко отрапортовал: «Уверяю вас, что завтра к утру наверняка у нас уже будет совершенно другая информация».
Подтвердил отсутствие криминальной составляющей в этих «разборках» и глава свердловского управления ФСКН Сергей Гапонов: «Я бы хотел еще раз подчеркнуть, что информация о том, что первопричиной данного конфликта были наркотики, на сегодняшний день не находит своего подтверждения».
Эффектную отвратительную по всей своей сути «точку» в этой встрече поставила Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова: «Меня обеспокоило и здесь мы должны с вами посмотреть, потому что слишком много вчера защитников оказалось у жителей».
Итак, заметим, никого из губернаторского силового окружения и самого губернатора Мирарина не интересует вооружённая банда в их области. Правоохранители без зазрения совести называют недельное противостояние хулиганством. И также бессовестно врут, что основы этого хулиганства, якобы криминальные, и тут же сами раскрывают свою ложь, говоря, что никого, причастного к криминалитету, они не обнаружили.
Подводя итог обзору, следует особо заострить внимание на фигуре министра Нургалиева. Вряд ли до сих пор ещё кто-то не понял его личную роль в эскалации межэтнических и криминальных столкновений на территории России…
Татьяна Волкова