23 и 24 июня в Латвии отметили древнерусский праздник Купало. Здесь он называется Янов день – то ли в угоду христианской традиции (Иоан), то ли в угоду ещё более древнерусской, когда Ян и Яна буквально означали близнецов жаних и жана. Ещё этот праздник имеет местное название – Лиго.
В Латвии древнерусский праздник летнего солнцестояния имеет государственный статус – два официальных выходных. Это один из самых любимых праздников латышей, который по популярности соперничает с Новым годом. Лигование – так называют исполнение традиций Янова дня, – предполагает пение песен, питье пива, прыжки через костер, купание в реке.
В этом году Рижская дума по случаю Лиго организовала праздничные мероприятия на набережной Даугавы. В празднике приняли участие более 45 музыкантов, актеров, диджеев, фольклорных сообществ и популярных групп. Участники праздника смогли попробовать лакомства со всех краев Латвии и различные сорта пива. На мероприятии работали три сцены – Вечерний двор, Ночной двор и Утренний двор, возле которых в самую короткую ночь года была возможность насладиться музыкой на любой вкус.
В программу мероприятия включены концерт и пять театрализованных постановок, которые ознакомят посетителей мероприятия – рижан и гостей столицы – с традициями Лиго и Яновой ночи. Территория набережной от Каменного моста до Вантового моста была превращена в настоящее место «лигования» с длинными столами и большими кострами. Одновременно сидеть у столов смогут почти 2000 посетителей.
Праздник Лиго имеет древние русские корни. Янов день связан с астрономией и календарём. В земледельческом календаре праздник солнцестояния знаменовал окончание весенних работ и начало летней страды, он служил магической подготовкой к уборке урожая. В древности летом на Купалу, или на Янов день люди женились, поэтому и изображение Купалы, перешедшее в Рим под названием бога Януса, имело два лица – это жаних и жана.
День перед Яновым праздником был посвящен сбору лекарственных трав и назывался Травяным днем. В этот день из трав, полевых цветов и листьев дуба вили венки, которые служили не столько головными уборами, сколько оберегами для комнат в доме и хозяйственных служб: венками украшали ульи, коровники, клети и амбары, привязывали их на шею коровам. Венки являлись символом урожая, плодородия, плодоношения, и именно в этом качестве их носили незамужние девушки, готовившие себя к роли матери и хозяйки дома.
Наступление сумерек знаменовало начало Яновой ночи, когда запевались песни, посвященные Янису – Яновы песни. В них славословили бога Яниса, воспевали усердный труд и высмеивали лентяев и тунеядцев. В песнях рефреном повторялось восклицание «Лиго! Лиго!», поэтому исполнение Яновых песен называлось «лигованием», а певцы – «лиготаями» (древнее русское слово, в котором использован тот же суффикс, что и в русском слове оратай – пахарь).
В это время в каждом доме проводился обряд чествования «Яновой матушки» и «Янова батюшки», или хозяйки и хозяина дома: на голову хозяина возлагали венок из дубовых листьев, а хозяйку увенчивали цветочным венком. После этого с песнями обходили угодья: поля, пасеки, пастбища, сады и огороды, и везде ставили пышные ветви в честь Яниса, призывая процветание и благодать. Между тем лиготаи с песнями обходили деревню дом за домом, и везде им предлагали традиционное угощение – пиво и сыр. Затем жители деревни собирались на холме, разводили большой костер, пели и танцевали, прыгали через огонь.
Традиции многотысячелетней истории Руси живы и плотно вплелись в традиции других народов, воспринявших их, как свои.
Татьяна Волкова