Британская газета «The Financial Times» опубликовала интервью президента России Дмитрия Медведева. Глава государства считает, что «трудно себе представить» одновременное участие в выборах нынешних президента и премьера РФ. Но при этом действующий президент РФ сообщил, что пойдёт на второй срок.
После такого заявления всё встало на свои места. Если кто-то ещё сомневался в истинном назначении некоторых шагов Дмитрия Медведева, то теперь их цель стала предельно ясна. Например, формирование «личного», президентского карательного подразделения – Следственного комитета – явилось необходимой мерой в ряду мер, направленных на формирование у президента РФ возможности силового воздействия на ситуацию. Следующий шаг из этого же пула – переименование милиции в полицию. На самом деле переименование не являлось первоцелью. Главная цель – просеивание руководящих кадров милиции-полиции через сито личной преданности президенту. А не премьеру, как было ранее.
Ответом на такие меры Путин запустил проект под названием «Народный фронт», объявив тем самым гражданскую войну российскому чиновничеству от лица российского народа. Возможно, именно это он хотел воплотить. Но получилось, что с чиновниками стали «воевать» чиновники. Причём те же, из тех же министерств и ведомств. Естественно, такая фронтовая операция не принесла никакого результата.
Партия этих же чиновников – «Единая Россия» – оказалась буквально разодранной в противостоянии двух друзей. Именно на эту партию как-то ненавязчиво оказались слиты все невзгоды, захлестнувшие Россию в последние годы. А Медведев и Путин наперегонки стараются откреститься от окончательно замаранной политической силы.
В такой рубке уже в апреле сего года и Медведев, и Путин, и партия «Единая Россия» растеряли доверие избирателей, оставшись лишь с 11% и 12% возможных избирателей, соответственно. Неизвестно, какими методами каждый из них собирается решать проблему собственного рейтинга. А вот рейтинги других возможных участников президентской гонки теперь выпятились и стали действительно значимыми. А для коммунистов их рейтинг даже стал серьёзной проблемой.
Лидер коммунистов Геннадий Зюганов, получая авансы в размере 50 – 70 процентов голосов, сначала даже стал активно выступать в СМИ, находясь явно в эйфории от почти достигнутого. Но вот это самое словечко «почти» никак не находит себе обеспечения в виде какой-нибудь силовой структуры, достаточно сильной, чтобы тягаться на выборах с президентскими и премьерскими государственными органами правопорядка.
В этой связи коммунисты могут оказаться, а, скорее всего, уже оказались в качестве заложника своего рейтинга: отказаться от него они не могут – народ не поймёт, но не могут они и овладеть своим высоким рейтингом – не поймёт нынешняя власть. Что опаснее – потерять доверие народа и власти – в каждом конкретном случае каждый решает сам. И, очевидно, для партии коммунистов в целом это решение может явиться отказом от борьбы. Ибо противоположный путь может оказаться в политическом смысле слишком кровавым.
Неизвестно, как себя в этой ситуации поведёт Владимир Путин, но на отказ от борьбы ему будет крайне сложно решиться. Тем более что Медведев – его ставленник, обещавший вовремя уйти, если Путину потребуется вновь пройтись той же тропкой к той же власти. Интересно в связи с этим обещанием и его «исполнением» обратиться к астрологам. Я понимаю возможный скепсис читателей, но здесь именно та ситуация, в которой можно хотя бы учесть данные астрологии.
Они заключаются в том, что Дмитрий Медведев по знаку Зодиака «Дева». Известно, что представители этого знака никогда не отдают власть, любым способом попавшую к ним в руки. Это мы видели и на примере Юрия Лужкова. Это мы наблюдаем и на примере президента Белоруссии Лукашенко. Не знаю, кто по этой части консультировал Владимира Путина, но ожидать от Дмитрия Медведева того, чтобы он сам отказался от поста президента РФ, на мой взгляд, крайне опрометчиво. Если же смотреть дальше и думать, какими методами теперь Владимир Путин может побудить действующего президента отказаться от претензий на президентское кресло, то, кроме силового варианта, как нам думается, сегодня другого варианта нет. Скорее всего, именно поэтому оба друга обзавелись собственными силовыми ведомствами.
У Путина, конечно, есть преимущество: он привык и умеет побеждать. Но у Медведева сейчас все рычаги. Образно говоря и переводя пример в область спорта: у Медведева сейчас и борцовский ковёр, и судьи, и тренеры, и все награды, и даже ключи от Дворца спорта, в котором Путин собрался в очередной раз стать чемпионом. Так что, гораздо больше та вероятность, что Путин не станет оформляться в открытую оппозицию, а тихо уйдёт на покой каким-нибудь генсеком ООН.
С другой стороны, у Медведева такой низкий рейтинг – сейчас, по некоторым данным, не выше 3 – 5 процентов, – что с ним идти на выборы – это политическое самоубийство. Если не обеспечить «правильный» подсчёт голосов, то в итоге можно оказаться наедине с неприятным сюрпризом. А этим сюрпризом в такой странной президентской гонке может оказаться самая отсталая кобыла, которая просто спокойно дошла до финала.
Глеб Вещаев, заместитель генерального директора
Информационно-аналитического центра новый технологий «КРАСС»