Закон «О полиции» принят. Но вопросы остаются. Поэтому есть смысл узнать мнение депутата Государственной Думы РФ от фракции «Справедливая Россия», генерал-майора МВД, заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Татьяны Москальковой.
Вопросы, безусловно, остаются. В чем отличие милиции от полиции? Что кардинально меняет закон? И так далее.
Но я хочу начать с главного. Закон о полиции принят и уже действует! Поэтому сегодня должен обсуждаться не этот закон, а следующий. О социальной защите и социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел.
Более того: реформа МВД, начало которой положено двумя указами президента включает в себя комплекс законопроектов. Первый – базовый, который определяет функции, права и обязанности, принят и начал работать, но он не даст эффекта пока не будет принято как минимум еще два закона. Это законы о денежном содержании и социальном статусе полицейского. Если социальный статус останется прежним, низкая заработная плата, командировочные 100 рублей в сутки, как сейчас, низкий соцпакет, отсутствие права на социальное жилье, отсутствие возможности взять кредит для приобретения жилья, то коррупционная составляющая и возможность перерождения в «Евсюковых» неизбежна. Поэтому мы сможем дать оценку реформе после того, как будет принят полностью пакет законодательных актов
Спрашивают: сколько будет получать полицейский? Президент уже обозначил определенные рамки. Лейтенант – 33 000. В Рязани он назвал до сорока тысяч рублей вместе с надбавками.
Что этот закон даёт обществу и не является ли изменение названия «ребрендингом»? Начну с названия. Название не самое главное для полиции и развернувшиеся в прессе дискуссии по поводу того, что это название влечет огромные затраты, это миф. Потому что ни на одном здании, где расположена милиция, вы не увидите название «милиция/полиция». УВД по городу Одинцово, УВД по городу Москве. То же самое на бланках управления внутренних дел. Название милиции на бланках, зданиях и вывесках существует только в 2000 сельских отделов. И это не требует больших сумм на форму, на нашивки МВД, УВД, ОМОН. Огромные суммы денег повлечет изменение статуса полицейского, это да.
Полиция – милиция в России уже существует. Полиция — это полиция по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Была полиция налоговая, что не вызывало в обществе никакого отторжения и не ассоциировалось с «полицаями» и с другими аббревиатурами. Название людей, которые занимаются борьбой с преступностью и охраной общественного порядка «полиция», сегодня принято почти во всем мире. Осталось три государства, которые называли свои отряды милицией – это Белоруссия, Украина и Россия. Поэтому я не считаю, что главным звеном является изменение самого названия. В реформе, что дает закон «О полиции», первое – это изменение системы финансирования и уход от двойного подчинения. По старым законам было два источника финансирования. То есть ППС ГИБДД, участковые и ряд других служб финансировались из средств бюджета субъектов федерации. Криминальная милиция, уголовный розыск УБЭП финансировались из средств федерального бюджета. В зависимости от положения в области получалось, что люди сидели в одном кабинете выполняли похожие функции, но получали разную заработную плату, что не позволяло удержать кадровое звено в одном состоянии. Где больше, туда и стараются перейти.
Поэтому нужно было отстроить политическую вертикаль, сохранить единый подход в денежном обеспечении. И морально-нравственный климат. С пониманием того, что все выполняют единую федеральную функцию по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Закон изменил функциональную составляющую. Многие функции, которые не присущи органам внутренних дел были упразднены, включая выдворение иностранцев, медицинские – вытрезвитель, и, порядка еще десятка функций, которые уже сейчас должны выполнять другие сформировавшиеся органы ФМС, ФСКН, служба судебных приставов по доставлению обвиняемых из СИЗО в суды, что раньше милиция делала.
Но я повторяю снова и снова. Качественно правоохранительную систему может изменить полностью только весь комплекс законодательных актов, обеспеченных соответствующей финансовой и материальной поддержкой. Таким образом, закон «О полиции» – это первое звено в этом пакете, которое позволяет сделать вывод, что мы движемся к позитивному результату.
Теперь о том, как победить коррупцию. Я бы назвала три составляющие.
Это изменение статуса органа внутренних дел и в целом должностного лица госорганов. Должен быть очень высокий социальный статус, обеспеченный высокой заработной платой и высоким социальным пакетом.
Это жесткая повышенная ответственность, в том числе уголовная, за правонарушения коррупционного характера. Одно без другого не работает, если установить очень высокую ответственность, но платить маленькую заработную плату, всё равно будут брать, потому что есть власть, есть доступ к решению вопросов, и нет социальной справедливости по обеспечению. Поэтому человек морально считает себя вправе совершать это преступление.
Это морально-нравственный момент, наше отношение к коррупции. Здесь всё складывается из понятия равенства и неприкосновенности. Сегодня нет равенства между субъектами ни в ответственности, ни в правах, то есть отсутствие равенства перед законом и судом, которое загоняет людей в коррупционное русло. Например, недавно было произведено повышение налогов на средний и малый бизнес. Вместо 24%, 36% страховых взносов должен уплачивать малый и средний бизнес. Большинство предприятий, я уверена, вынуждены будут уйти вновь в серые и черные схемы для того, чтобы выжить. Тут либо банкротство, либо они должны показывать часть заработной платы, с которой будут уплачиваться страховые взносы. Они становятся коррупционно уязвимы, поскольку преступают закон, укрывают доходы от налогов. Естественно, этим будут пользоваться правоохранительные органы. Сам закон породил коррупционность и таких законов можно назвать много. Вот ещё пример. Сегодня по постановлению Правительства командировочные для сотрудника органов внутренних дел оплачиваются 100 рублей суточные и 500 рублей за проживание в гостинице. Что это сотруднику органов внутренних дел, выезжающему в опасную командировку? Осуществляющий расследование преступлений или осуществляющий проверку и будучи необеспеченным материально, он уже коррупционно уязвим!
Поэтому понимая, что эти законы несправедливые, одни люди переступают их, а другие, понимая, что они несправедливы, либо закрывают на это глаза, хотя они должны выполнять функции контроля, либо вступают в коррупционные отношения. Ну и третьи, конечно, наказывают, но наказывают несправедливо, потому что сам закон несправедливый.
А вообще для России эта проблема более острая, чем для других государств, и пропасть между богатыми и бедными становится всё глубже и шире. Причин много. Социальное неравенство, заложенное сегодняшним законодательством, будет углублять эту проблему.
Сергей Миронов