В Дании премьер РФ сделал ряд громких заявлений. Владимир Путин имеет возможность говорить то, что думает. Поэтому вот уже второе его выступление по ливийской проблематике становится настоящим «хитом» и расходится на цитаты. Первый раз, напомним, глава российского правительства заявил о том, что действия западной коалиции напоминают ему «крестовый поход». На эту реплику последовала немедленная отповедь со стороны Дмитрия Медведева (который по Конституции вроде как определяет внешнюю политику страны).
«Мы, – подчеркнул в своем вступительном слове Владимир Путин, – занимались в основном торгово-экономическими связями, и я должен отметить, что мы удовлетворены тем, как они развиваются.… Преодолевая последствия глобального кризиса, мы активно восстанавливаем экономику, и в 2010 году товарооборот вырос более чем на 4%, а за первые два месяца этого года скакнул даже на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».
Представитель датского ТВ задал российскому премьеру вопрос следующего содержания: «Я читал статью в британской газете Financial Times, где говорилось, что Вас призывали к тому, чтобы Вы не выдвигали свою кандидатуру на президентских выборах, чтобы Вы вместо этого поддерживали того, кто пришел вместо Вас, чтобы он продолжил свой процесс реформирования российского общества. Какие у Вас взгляды на эту тему?». Ответ российского премьера, пользуясь терминологией его преемника на посту президента, вполне можно «отлить в граните». «Будущие кандидаты в президенты Российской Федерации не нуждаются в поддержке из-за рубежа. Будущим кандидатам в президенты России нужна поддержка российского народа», – заявил Путин.
Надо сказать, что у Дании весьма сложные отношения с Путиным. В 2002 году он отказался лететь в Копенгаген, санкционировавший проведение Мирового чеченского конгресса под лозунгами отделения республики от России. После того как датское королевство отказалось выдать Москве чеченского эмиссара Ахмета Закаева, отношения с Копенгагеном были фактически заморожены. Добавило холода по отношению к Дании и то, что на автомобилях посольства этой страны в Москве террористы приехали сами и доставили взрывчатку в аэропорт Домодедово (см. «Посол Дании: террористы посольских автомобилей не крали»).
О «крестовом походе» в Ливии премьер Путины выразился так: «Если вас интересует мое отношение к событиям в Ливии, могу сказать: посмотрите на карту этого региона мира. Там кругом – монархии. Там что, демократии, что ли, кругом по датскому образцу? Нет. Кругом – монархические государства. Это в целом отвечает менталитету населения и практике, которая там сложилась».
По словам российского премьера, Каддафи, в полном соответствии со спецификой региона, «изобрел новую монархию, так же, как когда-то Наполеон – после того как пришел на волне революции к власти и объявил себя императором». «Ну да, это – монархия по сути своей. Кривая, косая, какая угодно, ненормальная, но такая», – заявил он.
Далее Путин обрушился на западные страны: «Там возникли внутренние противоречия, которые перешли в вооруженный конфликт. Почему нужно со стороны вмешиваться в этот вооруженный конфликт? Разве мало у нас всяких «кривых» режимов в мире? Мы что, везде будем вмешиваться во внутренние конфликты?». Чуть позже он сам себе и ответил на этот вопрос, отметив, что Ливия занимает в Африке первое место по запасам нефти и четвертое место – по запасам газа. «Сразу же, конечно, напрашивается вопрос: не это ли является основным предметом интереса тех, кто там сегодня орудует?».
Владимир Путин также подверг резкой критике действия коалиции, расходящиеся с теми красивыми словами, которые так любят произносить западные лидеры: «Говорили о закрытии неба… Ну хорошо. Но где же закрытие неба, если каждую ночь бьют по дворцам, где проживает Каддафи? Говорят: «Нет, мы не хотим его уничтожать». А зачем по дворцам бить? Там что, мышей таким образом выводят, что ли?.. Наверняка при этих ударах гибнут люди… Каддафи нет, он уже давно смылся и сидит где-то в убежище, а мирные граждане гибнут».
Глава правительства РФ также подчеркнул, что западные страны не имеют никакого права уничтожать ливийского лидера: «Говорили: «Не хотим убить Каддафи», теперь некоторые официальные лица уже говорят: «Да, стремимся уничтожить Каддафи». А кто позволил это сделать? Что, разве был суд? Кто взял на себя это право – казнить человека, какой бы он ни был?! И все молчат. А в резолюции чего написано? Почитайте. Там призыв ко всем идти и предпринимать в отношении Ливии все, что захотят».
«Мне кажется, – заявил Путин в завершение своего эмоционального спича, – что мы должны действовать в рамках международного права с осознанием своей ответственности, заботой о мирных гражданах. А когда все т. н. цивилизованное сообщество всей своей мощью наваливается на небольшую страну, уничтожает инфраструктуру, создаваемую поколениями… Ну, не знаю, хорошо это или нет. Мне это не нравится».
Евдокия Кункина