17 апреля главе Лотошинского муниципального района Анатолию Анатольевичу Лютенко исполняется пятьдесят. Газета «Президент» поздравляет его с этим событием и желает успехов на пути поставленных благородных и таких нужных для маленького Лотошино и для большой России целей!
Лотошино… Маленькая точка на карте страны. Красивая земли на северо-западе Подмосковья. Для кого-то это место стало судьбой. Кто-то его воспринимает, как участь. В принципе, как всегда: разделение на оптимистов и пессимистов, на верующих и не очень. А есть и такие – верующие во что-то своё, сокровенное. Лотошинский поэт-самородок Анатолий Иванов написал:
«Не верующий ни в бога и ни в черта
(Мне не помог ни тот и ни другой!),
Я до сих пор сполна плачу по счету
Моей любви к России дорогой.
Да, для меня она превыше бога!
Живу и доверяюсь ей вполне…».
Мой прадед, исправно служивший садовником в поместье князей Мещерских, сразу после революции первым из лотошинцев не пустил попа в дом и заставил жену снять иконы. Мы, последующие за ним поколения, почему-то склонны видеть в этом дурной знак, повлекший за собой череду тяжелых испытаний и утрат. Но в том-то и дело, что тогда ему, моему прадеду, было видней!
Если задуматься, бунтарский дух и желание бежать «впереди паровоза» свойственны уроженцам этой земли. Одна только вошедшая теперь в учебники истории «Марковская республика» чего стоила.
«30 октября 1905 года около чайной с. Марково собралось до тысячи крестьян со всей волости. Кроме своих, марковских, пришли больше сотни жителей пятнадцати соседних деревень не только Московской, но и Тверской губернии. Уездный агроном А.А. Зубрилин зачитал подготовленный Крестьянским союзом текст требований марковских крестьян, получивший название «Приговор», состоявший из 12 пунктов. Самые важные из них следующие:
- Чтобы депутатов в Государственную Думу выбирал весь народ. Депутатам должно быть дано право обсуждать и утверждать законы. Министры и другие государственные чиновники должны быть подотчетны народным депутатам.
- Чтобы было уничтожено сословное неравенство.
- Чтобы были отменены выкупные платежи.
- Увеличить земельные наделы крестьян.
- Все дети должны получать образование за счет государства.
- 6 . Чтобы народ получил свободу слова, печати, собраний.
- Чтобы народ был избавлен от произвола полиции и властей, чтобы никто не арестовывался без суда. Через месяц в «Приговор» были добавлены требования о низвержении самодержавия и немедленном созыве Учредительного собрания».
Именно так, ни больше ни меньше. Вот она вам и забытая богом подмосковная глубинка! Уже летом следующего года ( всё-таки восемь месяцев продержались !) республики не стало, руководство было арестовано, гонениям царских властей подверглись триста крестьян.
Вглядываясь в дошедшую до нас фотографию президента марковской республики Павла Буршина, особых свойственных предводителю черт разглядеть не могу. Глаза утонули под насупленными бровями, скуластый, обросший бородой, застегнутая на все пуговицы крестьянская поддевка. Президент! Вот он где, оказывается, впервые в России был избран!
Сегодня деревня Марково по-прежнему на карте Лотошинского района. Ничем особым не отличается. Летом оживает от «понаехавших» дачников. Кстати, последний вечерний автобус из Москвы как раз и довезет до нее. Его так и называют «марковский». Очень удобно для тех, кто возвращается домой с работы в Москве.
А ведь, как свидетельствуют историки, именно необходимость бросать семью и уезжать на заработки была одной из причин открытого бунта марковчан и жителей окрестных деревень.
«… Трехпольная система земледелия, крайне низкий урожай — «сам-два, сам-три» вынуждали крестьян уже с нового года покупать хлеб и брать взаймы, чтобы прокормить семью. Только немногие семьи дотягивали до весны на своем хлебе. Поэтому многих жителей Волоколамского уезда, куда входила и Марковская волость, нужда заставляла уезжать на отхожий промысел в Москву, Петербург, заниматься ткацким, шорным и другими промыслами».
Как видно, век спустя, проблема продолжает быть актуальной. Только промыслы конечно не те. Все больше в охране.
Ну а что же Буршины наших дней? В современной истории так больше их и не родилось? Должны же быть свойственные историческому развитию взлеты и падения, падения и взлеты? Кто же был впереди на взлетах?
Как не быть. Конечно, были и даже есть по сей день. Кого-то взрастила лотошинская земля, кого-то приняла и помогла подняться на ноги, окрепнуть. И вот он уже себя с гордостью называет лотошинцем!
Но список славных сынов хочется начать не с «крепких хозяйственников».
В 1918 году в деревне Борки, что недалеко от Лотошино, родился Николай Степанович Котлов – в будущем легендарный военный летчик. В первые месяцы войны он уже совершает 104 боевых вылета, в том числе 32 вылета – на штурмовку наземных войск противника. Командование награждает отважного летчика орденом Красного Знамени.
В феврале 1942 года Н. С. Котлов потерпел катастрофу, получив сложный перелом правого бедра. Одна нога так и осталась короче другой. Но он все равно продолжал летать, приспособив специально под себя удлиненную педаль. В неравном бою в небе над Сталинградом наш земляк погиб.
Почти в это же время две юные землячки летчика Николая Котлова принимали мученическую смерть от рук фашистов. В январе 1942 года две девушки-комсомолки Аня Самойлова и Валя Быкова, жительницы села Кельи, вызвались выполнить задание одной из частей Красной Армии по сбору разведывательных данных в немецком тылу на территории родного Лотошинского района.
В селе Маркове (опять оно, Марково!), где располагался штаб немецкой части, девушек схватили фашисты. Целый день оккупанты истязали комсомолок: кололи их штыками и кинжалами, разрезали кисти рук между пальцами, одной из них выкололи глаза. Ничего не добившись от разведчиц, гитлеровцы расстреляли юных патриоток.
Можно называть десятки имен, пересказывать десятки историй. И все они будут достойны памяти и уважения. Но эти две – о летчике Котлове и девушках Ане и Вале, показательны тем, что в каждой перед людьми стоял выбор – отсидеться и остаться в живых или пойти и погибнуть за Родину.
Выбор. Очень веское по звучанию и непростое по предполагаемому действию слово. Не случайно однокоренное со словом «борьба». Пришедшие на смену советским «выборам», с буфетом и веселой торговлей, когда «все, как один, единогласно»,настоящие выборы, разделили общество. Разделилось оно и в Лотошино. Первым сделал свой выбор как раз «крепкий хозяйственник». Ну, ему и по штату положено быть первым. Как никак, бессменный десятилетиями первый секретарь райкома партии. Виктор Иванович Смышляев. Его любили и не любили, его боялись, на него держали обиду. Но именно в его годы, когда стоял у руля, и фермы по надоям били областные показатели, и в полях комбайны не успевали хлеб убирать, так много его рождала лотошинская земля. Да и вся та «вторичка», которая сегодня за миллионы раскупается на «ура!» была построена тоже при нем. Вот это все выстраданное нервами и здоровьем хозяйство он передал человеку новому, «не местному». Передал очень просто. Сделал выбор в его пользу, поддержав его на выборах на пост главы района. Для лотошинцев закончилась эра Смышляева, началась эра Лютенко.
Как один, так и другой уже вошли в историю этого края. Совершенно разные по характеру, по воспитанию, образованию люди, они накрепко связаны с Лотошино.
Анатолий Анатольевич Лютенко. Возглавляет район уже второй раз. Был перерыв в четыре года, когда были проиграны выборы на второй срок. Одурманенные щедрыми посулами и не получившие ничего лотошинцы исправили ошибку, «снова поставив на старого». С моими земляками не соскучишься! Может быть, вспомнили пословицу: за одного битого, двух небитых дают. «Битый», кстати, действительно стал какой-то уж совсем непробиваемый. Времена безграничной веры в авторитеты областной власти остались позади. Остался один авторитет — свой собственный и лотошинский. И теперь с высоты авторитета настоящего лотошинца Анатолий Анатольевич заявляет — никто меня никогда не заставит делать то, что навредит Лотошино.
Отказался пойти на поводу реформе образования и закрыть начальные школы в районе. На примере одного маленького муниципалитета доказал, что федеральные программы могут работать и работают там, где к этому есть воля.
Доказал на примере федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года». Активно включившись в участие в программе, на сегодняшний день почти решил проблему с нехваткой жилья для лотошинцев. Под жилищную программу подтянул инвесторов, начал строить жилье. Уже справлены первые новоселья. Строительство продолжается.
Замахнулся ни больше, ни меньше, на создание нового гармоничного общества, где с душой и здоровьем все в порядке. Если в первый свой приход начал с девиза «Каждый ребенок занимается музыкой» и добился этого на практике, то сейчас с успехом воплотил в жизнь другой: «Каждый ребенок занимается спортом». А спорткомплекс в Лотошино построил такой, что Москва позавидует!
За последние полтора года Лотошино стало модным для московской элиты. Сюда по четвергам съезжаются люди с именами обсудить проблемы жизни насущной, поразмышлять о пути России. Обсуждают не друг с другом, а вместе с лотошинцами. Как говорится, свежий взгляд на проблему, всегда ценен.
А еще сегодняшний лотошинский лидер встал грудью на защиту от «прихватизации» земель вокруг озер и рек, подписав вместе с депутатами природоохранную хартию, где эти угодья названы неприкосновенными.
Лютенко хорошо знает про «марковский автобус». Тот, который привозит наших с заработков в Москве. Да и про Марковскую республику внимательно читал — как никак историк по образованию. Тот факт, что и в двадцать первом веке лотошинцы всё ещё едут от своей семьи на заработки, считает укором себе лично. Поэтому и ориентиром самым главным на сегодня считает: «Каждому лотошинцу — достойную работу и зарплату». Очень хочется верить, что и этот лозунг найдет свое воплощение в жизни. Все предпосылки к тому. Научные разработчики приступили к налаживанию современного биотехнологического производства, готов проект технопарка, где будут выпускаться стройматериалы.
Кстати, биотехнологии снова базируются на месте бывшего винокуренного завода князей Мещерских! Да и сам потомок князей – Евгений Алексеевич Мещерский в Лотошино зачастил. Готовит здесь сбор всех потомков великого княжеского рода. Пусть приезжают, нам есть о чем рассказать, есть что показать. История не стоит на месте.
Марина Балкарей