За двести лет на стране опробовали всевозможные модели развития
Сентябрь – мистическо-символический месяц в истории этой сравнительно небольшой латиноамериканской страны, узкой полосой растянувшейся вдоль кромки Тихого океана и отгороженной от остального мира горным массивом Кордильер. Именно в этом месяце происходили события, существенно влиявшие на ход ее развития.
18 сентября 1910 года была завоевана независимость от Испании. Борьбу народа бывшей колонии возглавил выдающийся политический и государственный деятель Бернардо О’Хиггинс, чье имя безмерно почитается, увековечено в названиях улиц и площадей. И в эти дни там завершается подготовка к празднованию 200?летия обретения самостоятельности.
В сентябре 1970 года к власти пришла коалиция «Народное единство» в составе социалистической и коммунистической партий во главе с Сальвадором Альенде. Его путь на вершину власти отнюдь не был усыпан розами. Он покорил высоту лишь с четвертой попытки после неудач в 1952, 1958 и 1964 годах. Но закаленный боец не терял оптимизма, дожидался своего часа. И он наступил. Коалиция вознамерилась осуществить строительство социализма с человеческим лицом, не копируя слепо европейский и азиатский опыт.
Приступив к претворению в жизнь своей программы, администрация постепенно дрейфовала в направлении копирования и внедрения кубинской разновидности революционной модели. Фидель Кастро, совершивший в Чили длительную зарубежную поездку, лелеял мечту превратить ее во второй форпост коммунизма в регионе. Был взят курс на тотальное огосударствление не только крупных предприятий, но и ущемление мелких и средних собственников. Это повлекло перебои со снабжением, привело к дефициту продуктов первой необходимости, очередям и пустым прилавкам магазинов и в конечном итоге ввергло страну в экономический хаос и коллапс.
В этих условиях 13 сентября 1973 года на авансцену вышла верхушка вооруженных сил во главе с генералом Аугусто Пиночетом. Надо отдать должное мужеству Альенде. Он предпочел покончить жизнь самоубийством из автомата, подаренного Фиделем Кастро, чем сдаться на милость врагу.
Так началась темная ночь, продолжавшаяся 17 лет. Политические партии оказались вне закона, их лидеры были брошены в застенки и концентрационные лагеря. Подобная участь постигла и генсека коммунистической партии Луиса Корвалана, которого сослали на остров Доусон, расположенный на холодных широтах. Многие видные политические деятели эмигрировали, найдя прибежище в Латинской Америке, Европе и США.
Уничтожив политические свободы, подавив оппозицию, власти приступили к неолиберальным преобразованиям по рецептам «чикагской школы». Страна стала полигоном, на котором обкатывались методы шоковой терапии. Ставилась задача в кратчайшие сроки создать предпосылки для прорыва в хозяйственной сфере и включения в глобализирующуюся экономику.
Постепенно скрепы диктатуры ослабевали, был снят запрет с деятельности немарксистских партий, принята Конституция 1980 года, преследовавшая цель легитимизировать режим, придать ему соответствующий фасад. На родину возвращались эмигранты, началось собирание демократов. В начале 1988 года оппозиция группируется в рамках Объединения партий за демократию, становым хребтом которого стали социалисты и христианские демократы, ранее находившиеся по разную сторону баррикад. Бывшие противники сумели извлечь уроки из трагических событий 1973 года.
Важной вехой на демократическом пути стал плебисцит 5 октября 1988 года на тему продления полномочий Пиночета еще на 8 лет. Решительное «нет» граждан открыло дорогу к первым свободным выборам (14 декабря 1989 года), победу на которых одержал представитель коалиции, лидер христианских демократов Патрисио Эйлвин. Начался постепенный демонтаж несущих конструкций тирании. Следующим главой государства спустя четыре года стал другой христианский демократ Эдуардо Фрей. Его сменил социалист Рикардо Лагос, заслугой которого была разработка стратегии ненасильственных действий и постепенного перехода к демократии без резких толчков и конфронтации. В период его правления де-юре наступил конец диктатуры.
В марте 2006 года в должность главы государства вступила Мишель Бачелет – первая в стране женщина, занимавшая этот пост четыре года. Она, дочь армейского генерала, репрессированного военной хунтой, тоже побывала в застенках режима. Но ей удалось эмигрировать в ГДР, где она получила медицинское образование. По возвращении на родину включилась в политическую деятельность, вступила в Социалистическую партию. Много лет трудилась рядовым врачом-педиатром, стала министром здравоохранения, потом руководителем оборонного ведомства. Это случилось при жизни экс-диктатора, которому и в страшном сне не могло присниться подобное. 11 марта 2010 года Бачелет, имевшая исключительно высокий рейтинг доверия, не стала баллотироваться вновь, поскольку Конституция не позволяет, и передала полномочия выдвиженцу правоцентристской коалиции Себастьяну Пиньере.
Несмотря на отдаленность – самолетом в Чили приходится добираться почти сутки, – наша страна с давних времен проявляла к ней немалый интерес. Дипломатические отношения с СССР были установлены в декабре 1944 года. С приходом к власти правительства Народного единства эти отношения заметно интенсифицировались. Сальвадор Альенде посетил СССР, где удостоился радушного приема. Советские консультанты бок о бок с местными специалистами работали по переналадке хозяйственного механизма.
22 сентября 1973 года были разорваны отношения с военной хунтой. Широкие слои общественности включились в мощное международное движение солидарности с чилийскими патриотами. В нем довелось участвовать и автору этих строк. Советский Союз предоставил политическое убежище Луису Корвалану, обменяв его на диссидента Владимира Буковского. 11 марта 1990 года дипломатические отношения были восстановлены, а 26 декабря 1991 года чилийское руководство заявило о признании Российской Федерации государством-правопреемником СССР. После этого связи и контакты пошли в гору.
В 1993 году в России с официальным визитом побывал Эйлвин. Помимо встреч и переговоров с руководством он выступил перед учеными с лекцией о специфике демократического транзита. Многоопытный Лагос, посетивший Россию в октябре 2002 года, вывел и обосновал формулу: Тихий океан не разъединяет, а объединяет обе страны, являясь своеобразным мостом. Именно в Чили в 2004 году прошел очередной саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, где присутствовал Владимир Путин, совместивший участие в мероприятии с государственным визитом. В этой связи Лагос заявил: «Мы гордимся, что первый визит президента России в Южную Америку начинается с Чили».
Бачелет дважды приезжала в Россию – в качестве министра обороны и главы государства. На встрече с Дмитрием Медведевым она выдвинула идею превращения Чили в своеобразную «опорную платформу» для разворачивания торгово-экономической активности России на континенте.