Реальной экономике требуются выпускники ПТУ
Получить хорошее образование в нашей стране проблематично, убеждены 47?% опрошенных социологами Левада-центра. Мало что умеющие Равшан и Джамшут, телеперсонажи из «Нашей Раши», огорчают даже олигарха Прохорова, отличника Финансовой академии. Они формируют у населения непопулярный имидж рабочего, справедливо подметил миллиардер и поделился тревогой с президентом. В ПТУ поступают в 15–16 лет, на предприятиях столь нежному возрасту доверяют «только двор мести». Президента удивило такое положение дел. «Когда я посещал одно из продвинутых ПТУ, выпускники которого занимаются обслуживанием трубопроводных систем, я посмотрел, кто там учится. Один товарищ меня заинтересовал. Сидит такой дяденька лет 27–29. Я подошел, спросил, что он здесь делает. Он отвечает: «Учусь. У меня есть высшее образование, но оно мне не нужно. Мне уже много лет, после ПТУ я буду получать нормальные деньги, чтобы содержать себя и семью». Вот рафинированный пример того, как мы нерационально расходуем деньги на подготовку специалистов. Люди сначала идут в университеты, а потом получают совсем другое образование. И во?вторых, это пример того, как девальвировалось высшее образование».
Проблему усугубляет демографическая ситуация. Сегодня уже не абитуриенты бьются за проходной балл, а вузы конкурируют за потенциальных студентов. И более сложные, технические специальности проигрывают конкурентную борьбу. Учиться в инженерном вузе сложнее. Как следствие – нехватка инноваторов. Без государственных мер трудно повысить привлекательность технического образования, убежден ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его мнению, необходимо исключить получение диплома инженера выпускником, не способным работать по специальности из?за недостатка компетенции. Министр образования Андрей Фурсенко не отрицает, что в его ведомстве лишь треть вузов соответствует времени. Вузов в России стало слишком много, считает вице-премьер Сергей Иванов, поэтому стоит увеличить количество ПТУ. Президент идею поддержал: «Перевести часть преподавателей в ПТУ. Это не вопрос амбиций, это вопрос работы по специальности. Нет смысла держать такие штаты в случае, если у университета нет студентов».
Подготовка специалистов должна вестись с учетом реальных потребностей экономики. Чтобы профтехобразование было переориентировано на нужды перспективных производств, нужны регионально-отраслевые прогнозы, подчеркнул Дмитрий Медведев и тут же озадачил губернаторов: «Нужен четкий заказ: сколько специалистов, какого уровня, какой квалификации требуется».
Вузам, заметил Медедев, важно развивать систему подготовки специалистов в лучших зарубежных учебных заведениях. Речь идет о практиках, стажировках, обменах, приглашении ведущих ученых и исследователей для работы по долгосрочным контрактам. «Иностранные преподаватели не должны быть экзотикой, на которую сбегается посмотреть студенческая братия. Надо вспомнить, как это было в дореволюционной России. И не потому, что наши преподаватели были плохие, а просто потому, что необходим образовательный обмен».