Принадлежность островов не оформлена договором
Эпилог
1 сентября завершилась последняя боевая операция Второй мировой войны, когда десант советских войск взял под контроль Южные Курилы. Здесь же – и отправная точка спора между Россией и Японией, который вот уже 65 лет омрачает двусторонние отношения. Япония настаивает, чтобы Россия вернула «незаконно оккупированные исконные японские» острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу небольших островков Хабомай. Москва признает ненормальность ситуации, заявляет, что принадлежность этих островов надо оформить договором, но твердо стоит на том, что острова российские. Надо сказать, территориальная проблема всегда присутствовала в недолгой (150 лет) истории российско-японских отношений и так или иначе решалась. Выделим лишь главную канву событий и их «сухой остаток».
Размен
В феврале 1855 года генерал-адъютанту Ефиму Путятину удалось заключить с Японией Симодский трактат. В своих письменных инструкциях Путятину Николай I считал необходимым в первую очередь добиться разрешения на заходы в японские порты российских торговых судов. А что касается границ, то царь писал: «Наше желание быть по возможности снисходительным (не проронивая однако наших интересов), имея в виду достижения другой цели – выгод торговых, имеет для нас существенную важность». В результате четыре южных острова Курильской гряды, к тому времени освоенные и контролируемые Японией, ей и отошли. За Россией оставались остальные 18 островов, а решение о принадлежности Сахалина стороны отложили, что подразумевало там параллельную хозяйственную деятельность обеих держав.
Новую ситуацию закрепил Петербургский договор 1875 года, по которому Россия получила все права на Сахалин взамен на отказ от своих прав на всю Курильскую гряду. Договор этот стал примером сугубо прагматичного – игнорируя «исконность» и «право первооткрытия» – компромисса сторон в решении судьбы спорных территорий.
Но алчность часто побеждает прагматизм. В схватке за Маньчжурию Япония нанесла поражение России и по Портсмудскому договору получила южную часть Сахалина. Октябрьская же революция поначалу открыла для Токио прямо?таки сказочные возможности. В составе объединенного корпуса интервентов японские войска дошли до Байкала, а с 1920 по 1925 год оккупировали cеверный Сахалин и ушли оттуда только под нажимом США и Англии. Но Япония заполучила там угольные и нефтяные концессии, действовавшие до 1944 года. В этот период Япония по сути заправляла всем Сахалином и владела Курилами.
Ситуация длилась по историческим меркам недолго. Предыдущие договоры и карты перечеркнула Вторая мировая война. Сталин в ответ на просьбы союзников заявил о готовности выступить «общим фронтом» против Японии после разгрома Германии уже на Тегеранской конференции. А в Ялте добился того, чтобы вступление СССР в войну против Японии было обусловлено возвращением южного Сахалина и «передачей Советскому Союзу Курильских островов». Договоренность скрепили своими подписями президент США Рузвельт и премьер-министр Великобритании Черчилль.
В феврале 1946 года Москва официально включила Курилы и южный Сахалин в состав СССР. В международно-правовом порядке это должен был подтвердить многосторонний мирный договор с Японией, закреплявший итоги войны. Увы, союзники по антигитлеровской коалиции стали противниками не только в холодной войне, но и вполне «горячей», корейской. А противники – США и Япония – союзниками. И это крайне сузило поле для компромиссов. Поэтому проект договора, подготовленный США для подписания на международной конференции в Сан-Франциско в 1951 году, содержал лишь положение о том, что «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмудскому мирному договору». Однако кому отходят территории, указано не было.
Кроме того, в договоре не учитывались интересы главного на тот период стратегического союзника СССР – Китая. Делегацию КНР даже не пригласили на мирную конференцию. СССР такой договор подписывать отказался. В итоге фактическая принадлежность Курил Советскому Союзу осталась без международно-правового оформления.
В сухом остатке выходило, что СССР свои обязательства по Ялтинскому соглашению выполнил, а вот союзники свои «замотали».
Интрига
Сан-Францисский мирный договор вернул Японии суверенитет, а корейская война, во время которой Япония стала тыловой базой США, позволила возродить экономику. Во имя дальнейшего развития Токио необходимо было восстанавливать международные позиции. Это была глобальная цель, и без СССР достичь ее было невозможно.
Произошли изменения и в советской политике. Начали портиться отношения с Китаем. Увеличивающееся военное и экономическое превосходство США потребовало от СССР сформулировать ассиметричный ответ. Тогда Хрущевым был провозглашен курс на мирное сосуществование. И в то же время продолжались попытки создать США проблемы в третьих странах. Одной из них могла стать Япония. Но с ней на тот период не было даже дипломатических отношений.
Обоюдный интерес к восстановлению и развитию контактов вылился в интенсивный диалог. Вот как описывает Хрущев его ключевое положение в своих мемуарах: «Во время его (премьер-министра Японии Итиро Хатояма) визита японской стороной был поднят также вопрос об уступке нами двух небольших Курильских островов, непосредственно прилегающих к Японским островам. Мы долго совещались тогда в руководстве СССР и пришли к выводу, что стоит пойти навстречу желаниям японцев и согласиться с передачей этих островов (сейчас не помню их названий), но при условии подписания мирного договора Японии с СССР и выведения войск США с Японских островов». Отдавая территории, Хрущев пытался таким образом вбить клин между Токио и Вашингтоном.
В результате стороны заключили в 1956 Совместную декларацию, ст. 9 которой гласит: «СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомай и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора». «После» – значит прежде всего после вывода американских войск из Японии. Документ этот ратифицирован и зарегистрирован ООН.
Тем не менее американцы отплатили Хрущеву той же монетой. Госсекретарь Джон Ф. Даллес предупредил Токио: если Япония пойдет на подписание мирного договора с СССР и признает таким образом его права на остальные Курилы, то США никогда не вернут ей Окинаву. Кроме того, Штаты были для Японии экономически и политически неизмеримо важнее. В 1960 году был перезаключен договор о военном союзе между США и Японией, закреплявший и статус военных баз на ее территории. Все расчеты Хрущева пошли насмарку. Москва официальным письмом уведомила Токио, что отказывается от территориальных уступок. В ответ Токио заявил, что будет добиваться «возвращения не только Хабомая и Шикотана, но и других исконных японских территорий». Тогда же было сформировано официальное требование к СССР вернуть четыре острова.
На этот раз сухой остаток был таков: Япония продемонстрировала миру, что на равных говорит со сверхдержавой, получила пропуск в ООН, а также урегулировала проблему военнопленных, репараций и рыбного промысла. СССР же в результате всех этих интриг расшатал свою позицию по островам и получил вполне конкретные территориальные претензии, незыблемые по сей день.
Что потом?
В Японии пока нет и не предвидится появления политиков, способных реализовать решение, отличающееся от нынешней официальной позиции. Москва же подтвердила готовность уступить, коль обещала, два острова после заключения мирного договора, но не более.
Кроме того, дальнейшие уступки ничего не дадут ни престижу России, ни ее политическим позициям на международной арене. Скорее наоборот. С точки зрения экономики сотрудничество с Японией вовсе не уникально. «Нам нужны специальные модернизационные альянсы с нашими основными международными партнерами. С кем? Прежде всего с такими странами, как Германия, Франция, Италия, с Евросоюзом в целом, с Соединенными Штатами Америки», – подчеркнул президент Медведев, выступая в МИДе России 12 июля. Япония даже не упомянута. Торг «острова в обмен на инновации», видимо, исключается.
10–12 сентября в Ярославле пройдет Мировой политический форум. Среди гостей будет и личный представитель премьер-министра Японии Юкио Хатояма, бывший премьер. Не затронуть тему островов на встрече с российским президентом он не может по определению. Однако любой принципиальный разговор, как подчеркнул министр иностранных дел Сергей Лавров, может идти только на основе признания Японией итогов Второй мировой войны, то есть российских прав на все Курилы. Готов ли к этому Токио?