Дмитрий Медведев откроет в Гюмри МЕМОРИАЛ «Холм Чести»
Предстоящий в первой половине августа государственный визит президента Дмитрия Медведева в Ереван обещает стать прологом к новому этапу в российско-армянских отношениях. За прошедшие два года в мире, постсоветских республиках да и в самой России произошло столько событий, что все они не могли не потребовать корректив, по некоторым позициям – очень серьезных, в сложной ткани межгосударственных отношений.
Если говорить о российско-армянском военно-стратегическом сотрудничестве, то особую актуальность визиту придает упорно циркулирующая с недавних пор информация о предполагаемых поставках двух дивизионов ЗРК С-300 ПМУ-2 «Фаворит» Азербайджану. Якобы тех, которые готовились для экспорта в Иран. Правда, Рособоронэкспорт подобную сделку отрицает. Не верят в то, что такие поставки возможны, и некоторые эксперты в Армении. «Я все же думаю, что данная информация не соответствует действительности и является уткой», – сказал «Президенту» политолог Александр Искандарян.
По его мнению, уже после пятидневной войны в августе 2008-го формат Южного Кавказа для России изменился. «Если раньше отношения строились по схеме 3+3 (Армения, Грузия, Азербайджан и три самопровозглашенные республики – Нагорный Карабах, Южная Осетия и Абхазия), то сейчас мы имеем совершенно иную конфигурацию. Южная Осетия и частично Абхазия рассматриваются в формате Северного Кавказа, Грузия вписывается в отношения Россия–Запад; можно сказать, что Грузия для России – это некий остров в Атлантике. Южный Кавказ для РФ состоит теперь из Армении, Азербайджана и карабахской проблемы. Чтобы сохранить свое место в регионе, Россия должна переформатировать политику. В случае с Азербайджаном – это новые энергетические проекты, в первую очередь закупка почти всего азербайджанского газа «Газпромом». Шаг этот скорее политический, чем экономический. В случае же с Арменией – это военно-стратегическое и военно-политическое партнерство. Вот тот баланс, который использует Россия для сохранения присутствия на Южном Кавказе. То, что мы имеем сейчас, – это изменение и укрепление отношений как с Арменией, так и с Азербайджаном именно в пользу сохранения баланса сил», – подчеркнул армянский политолог.
В ходе визита Дмитрия Медведева предполагается подписать двусторонний протокол о внесении изменений в Договор о российской военной базе на территории Армении. В соответствии с проектом протокола эта база «кроме осуществления функций по защите интересов Российской Федерации обеспечивает совместно с Вооруженными силами Армении безопасность этой республики». Для достижения указанных целей Россия «оказывает содействие в обеспечении Армении современным и совместимым вооружением, военной (специальной) техникой», говорится в проекте. Фактически Россия как стратегический партнер и союзник Армении берет на себя обязательства по увеличению степени безопасности республики.
В сложившейся вокруг карабахского урегулирования ситуации, когда Баку не перестает повторять, что «терпение небезгранично», а военный бюджет Азербайджана равен всему бюджету Армении, самое время задуматься об уровне безопасности на Южном Кавказе. Есть мнение, что протокол – результат провала нормализации армяно-турецких отношений и последовавшего за ним резкого повышения нестабильности в армяно-азербайджанском урегулировании.
Впрочем, у армянской стороны есть и некоторые опасения по поводу сближения Москвы с Баку. Дескать, в угоду своим энергетическим проектам Россия может сократить военно-стратегическое партнерство с Арменией. Поэтому в Ереване хотят верить, что реальную действительность все?таки отражают слова спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова о том, что Армения является форпостом России на Кавказе.
«Не секрет, что у России и Азербайджана есть экономические и политические интересы. Россия важный игрок в регионе и пытается сохранить с Баку нормальные отношения, выступая в роли миротворца и в армяно-азербайджанском урегулировании. Вместе с тем надо подчеркнуть, что отношения России и Армении качественно иные, как, впрочем, и отношения между руководством обеих стран», – считает политолог Сергей Минасян. По его мнению, этим протоколом российская сторона берет на себя дополнительную правовую и политическую ответственность в содействии РА в случае военного конфликта».
Накануне визита российского президента эксперт Армянского национального центра международных и политических исследований Рубен Меграбян напомнил, что важнейшей политической задачей, для решения которой призывается использовать инструментарий внешней политики, Медведев провозгласил модернизацию производства и создание элементов инновационной экономики. «В качестве союзников по так называемым модернизационным альянсам Москва видит ЕС, США, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и только потом постсоветские республики, с которыми президент представляет себе только взаимовыгодные отношения», – отметил эксперт.
Меграбян считает, что перед армянской дипломатией объективно открывается широкое поле деятельности для «перезагрузки» сотрудничества между нашими странами. «Однако с практикой будет сложнее, поскольку представленное выше новое видение пока носит бессистемный характер, вызывая у многих скепсис. А политика официального Еревана в духе деревенского застолья с приевшимися тостами и ничего общего не имеющая ни с реальной политикой, ни с национальными интересами, требуемого креатива не предполагает», – подчеркнул он.
Впрочем, совсем недавно в Ереване был открыт Армяно-российский центр инновационного сотрудничества. Это первый подобный центр на территории СНГ, способствующий продвижению инновационных проектов. Он создан при содействии корпорации «Роснано», Института ядерных исследований в Дубне, завода Марс и, как надеются его организаторы, позволит активизировать экономическое сотрудничество.
Россия остается для Армении самым крупным торговым партнером. 20?% армянского экспорта сориентировано на Россию. Однако с конца 2008 года на товарообороте начал сказываться глобальный кризис – он сократился почти на четверть. Российские компании весьма активно работают в таких сферах, как банковское дело, энергетика, промышленность.
По информации «Президента», в программе пребывания Дмитрия Медведева значится открытие «Холма чести» в Гюмри. Это военное кладбище, на котором преданы земле останки русских воинов и военных врачей, павших во время Русско-турецких войн 1853–1856 и 1877–1878 годов. Там воздвигнута копия 13?метрового обелиска русским солдатам скульптора Бориса Микешина. Он был установлен в 1910 году в Карсе, а после того, как город оказался под Турцией, – уничтожен. Рядом восстановлена русская православная часовня.
В 1956–1975 годах некрополь был срыт, надгробия уничтожены, а на их месте построен детский профилакторий. Он перестал действовать еще при советской власти и почти разрушился: от него остались только стены. Восстановление мемориала инициировало посольство России в Армении, проект поддержали правительства обеих стран. Финансовое и архитектурное содействие оказали Ульяновская область и армянская область Ширак, а также ряд частных организаций.