В вопросе, возвращать памятник церкви или нет, однозначно лишь то, что нельзя было отнимать.
Комитет защиты Рязанского кремля собрал более 50 тысяч подписей против «церковной прихватизации» памятника истории и культуры. Горожане не хотят расставаться с любимым местом отдыха. У сторонников и противников передачи объекта Русской православной церкви серьезные аргументы. Правы те и другие. Разделить святое и памятное невозможно.
Многие рязанцы привыкли ходить в кремль в воскресные дни, по праздникам. Тут есть на что посмотреть, а можно просто посидеть на травке. 9 Мая ветераны традиционно собираются в кремле на «фронтовой поляне». Здесь устраиваются гулянья на широкую Масленицу, разворачиваются основные события фестиваля «Город мастеров». Не факт, что местный мальчишка захочет идти в другое место, чтобы там ударить под присмотром кузнеца по раскаленному металлу или вылепить крынку на гончарном круге. Здесь же под открытым небом проходят концерты рязанского русского хора – в импровизированном зале собираются тысячи слушателей. Едва ли не каждый рязанец считает кремль своим – как и тот, чей памятник установлен рядом. К Сергею Есенину каждые выходные приезжают молодожены, цветы на постамент – обязательная часть свадебного ритуала. И тут же в одной из красивейших церквей города крестят детишек.
Вопрос установления собственности также сложен: часть памятников кремля построена на княжеские деньги, а оборонительные сооружения – на средства всех горожан в ХVII в., когда податное население платило обязательную десятину.
Кремль – заповедник, напоминают краеведы, отстаивающие статус-кво, возвращение комплекса РПЦ может нарушить, например, закон «О музейном фонде», гласящий, что недвижимое имущество может быть изъято собственниками только в случае использования не по назначению либо при ликвидации культурно-просветительского учреждения. Как дополнительный аргумент в споре цитируют академика Лихачева: «Требовать вернуть церкви все церковное … это все равно, что желать быть святее самого Папы».
Между тем и в России, и за рубежом есть масса примеров сосуществования на одной территории музея и церкви. У нас – Владимиро-Суздальский заповедник, Исаакиевский собор, Казанский, Московский и Ростовский кремли. В Испании, Франции, многих других странах посещение туристами любого храма – норма. Хочется верить, что так же, в общих интересах, решится вопрос и в Рязани.