Транспорт, географическое положение и отсутствие безработицы стали факторами, привлекающими инвесторов.
По оценке журнала Forbes, Сочи вошел в десятку российских городов, наиболее привлекательных для бизнеса, став соседом промышленных миллионников – Екатеринбурга, Краснодара, Ростова-на-Дону, Самары, Челябинска. Что же так вдохновляет инвесторов?
Прежде всего это единственный в России город с субтропическим климатом, он идеально подходит для создания крупнейшего курорта. Эту возможность оценил еще Сталин и в 1930-х годах город получил серьезный импульс развития как всероссийская здравница. К сожалению, долгое время курорт развивался однобоко, ориентируясь на строительство санаториев среднего уровня комфорта. И потому сейчас Сочи уступает по популярности многим египетским и турецким курортам, имеющим, кстати, мощную государственную поддержку и постоянно повышающим класс обслуживания гостей.
Однако в последние два-три года на Сочи стали смотреть по-новому. Географическое положение не только подарило городу чудный климат, но и сделало его крупнейшим транспортным узлом. Морской порт Сочи открыл широкие возможности по организации дешевых перевозок различных грузов из турецкого Трабзона. Контрольно-пропускной пограничный пост «Веселое» находится на трассе, ведущей в Абхазию. Международный аэропорт Сочи оказался связанным со многими европейскими и азиатскими столицами.
Курортный потенциал и выгодные транспортные перспективы привлекли и российских, и западных инвесторов. Право организации Олимпиады 2014 года приумножило этот интерес. Проект дает России возможность создать круглогодичный курорт мирового уровня. Чтобы добавить к горячим пляжам искрящиеся снегом горнолыжные трассы, из российской казны планируется выделить около триллиона рублей. И каждый рубль федеральных средств становится гарантом безопасности для инвесторов, готовых вкладываться в развитие Черноморского побережья Кавказа.
Основным инвестором транспортной сети курорта стала компания «РЖД». Ее вклад в олимпийский проект составит 274 млрд рублей. Эта компания ведет строительство 40-километровой совмещенной железной и автомобильной дороги от Адлера до Красной Поляны, которая будет включать 12 новых мостов и шесть тоннельных комплексов. Именно по ней во время проведения Олимпийских игр туристы будут добираться к лыжным стадионам из центра города. Вторым по значимости проектом «РЖД» стала реконструкция ветки Туапсе–Адлер. Здесь на протяжении всех 103 километров пути будет добавлена вторая колея, в результате интенсивность железнодорожного сообщения повысится в разы.
– Строительство новых транспортных объектов необходимо не только для проведения Олимпийских игр. Они потребуются для интенсивного развития всего Черноморского побережья, для создания в Сочи курорта мирового класса, – не раз подчеркивал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.
С ним согласны в «Газпроме». Развивать систему газоснабжения необходимо не только для решения олимпийских задач, но и для всего региона. В итоге по дну Черного моря прокладывается нитка нового газопровода Джубга–Лазаревское–Сочи, которая обеспечит работающие и строящиеся здесь электростанции самым дешевым и экологически чистым топливом – природным газом. В Сочи уже началось строительство новой Адлерской ТЭС, которая позволит компенсировать дефицит электроэнергии будущей олимпийской столицы в 300 МВт.
Олимпийские проекты «Базового элемента» и «Интерроса» представляют отличный пример частно-государственного партнерства.
«Базэл» уже завершил подготовительные работы и приступил к эксплуатации нового аэропортового комплекса Сочи. Первые грузы начал принимать морской порт «Сочи Имеретинский». После зимних Олимпийских игр 2014 года он будет переоборудован в марину для яхт и начнет приносить значительные дивиденды.
А самым грандиозным олимпийским проектом считается строительство горнолыжного курорта «Интерроса», который получил название «Роза Хутор». Его создание началось еще до объявления Сочи столицей зимних Олимпийских игр 2014 года. Уникальный перепад высот от 2000 до 900 метров с уклоном от 20 до 40 градусов определил решение Владимира Потанина по вложению средств в развитие окрестностей Красной Поляны. И если изначально стоимость проекта оценивалась в 100 млрд долларов, то теперь она составляет 350 миллиардов. Ведь кроме четырех километров горнолыжных трасс, на которых будет разыграно 22 комплекта олимпийских медалей, здесь строится 18 новых подъемников, устанавливаются системы искусственного оснежения, растет комплекс современных отелей с магазинами, кафе и ресторанами. Все это будет востребовано и после зимних Олимпийских игр 2014 года, уверены эксперты.
Конечно, столь масштабное строительство требует и мощных трудовых ресурсов. В период подготовки к Играм на стройках будут заняты более 50 тысяч человек. Пожалуй, поэтому Сочи и во время финансового кризиса остается городом, где не только нет безработицы, но и ощущается нехватка квалифицированных кадров. Сегодня это еще один плюс для бизнеса.
Ирина СИЗОВА